Дискурс и безыскусность

9.

• в обществе, где была сильно центральная государственная власть, слово "важно" означает всё, — когда Партия это говорит, остальные ощущают эту "важность"... Когда в пост-идеологизированном мире пишут "политика Партии играет важную роль", то люди будут не понимать, где это "важная роль"? почему это "важная роль"? для кого это "важная роль"? Предыдущий "дискурс" теряет свою наполненность смыслом. Пост-идеологизированный мир (что бы ни означало слово "идеология") позволяет сосуществовать множеству "дискурсов". И каждый из них "прав". Дискурс можно понимать в этом контексте.  Раньше в Библии было написано "В начале было Слово", сейчас можно написать так: "В начале был Дискурс". Дискурс - это имидж этого мира, таков, каков он есть. (с) Ву Куан  —

Дискурс — это начало, основа мира. Какого мира? Мира, воспринимаемого человеком через "культуру" и большей частью состоящего из "культуры". Коллективный "лебенсвельт" — это культура. Она же дискурс. Она же реальность. Содержащая (включающая в себя) все элементы мира, создающая их, преобразующая их. Мы не говорим о "физической реальности" — например, о "береге моря". Мы говорим о "человеческой реальности", т.е. о "рассматривании" этого берега моря сквозь "облако культуры", окружающее нас со всех сторон — от соответствия расстилающегося перед нами пляжа (т.е. берега моря, приспособленного для купания человеческих существ) нашим эстетическим, экологическим, гигиеническим и прочим нормам и представлениям до нашего отношения к человеческим существам, встречающимся нам по пути, в зависимости от их классовых, имущественных,  возрастных, половых, национальных, расовых, культурных и поведенческих признаков. Также на наше восприятие "берега моря" влияют наши различные прошлые и будущие обстоятельства — давно ли мы ели? ожидает ли нас еда в будущем? сколько у нас денег в кошельке? что произошло по пути на пляж и подняло ли это нам настроение или испортило? как там на работе? что там с женой? девушкой? без девушки? родителями, детьми, друзьями? пьянкой, которая была? пьянкой, которая предстоит? музыка, строчка из книги, запах духов, как напоминание? штаны, которые спадают, и пузо, которое не соответствует представлениям о спортивности... вот бы сейчас вскочить на ту доску с парусом? ...да и хрен с ним, с этим виндсерфингом. Шляпа не та!.. Да и у меня не та... Что? какой "берег моря"?.. Ох, как она на меня смотрит, — подтянуться, спину распрямим, ногу расслабим... ох! упал!... ох, что же делать? ... надо хотя бы лицо из-под песка вынуть... ё-моё! да она и не смотрит!... ладно полежим... раз уж пришли на берег моря... приползли, фактически. Да, красиво тут, конечно.   

Важная линия партии. Да ничего важнее нет!.. Но как это передать представителю другого дискурса? Как передать ему спокойное, уверенное, естественное ощущение важности  действий партии? Это невозможно. Дискурс управляет не только мыслями, но и чувствами. ...Когда эпохи меняются, — точнее, когда меняются дискурсы — то обломки одной эпохи перемешиваются с нарождающимися трендами и формами другой эпохи, и на этих сломах возникает много трагичного и... смешного. И ещё — открываются двери, ворота и социальные лифты. Да, так меняются "реальности" — кризис! возможности! — "все смешалось в доме Облонских"!

Идеологизированное общество — это общество сильной власти. Власти одного дискурса. Идеологизированное общество — это едино-дискурсированное общество. Пост- как и до- идеологизированное общество — это поли-дискурсионное общество. Пусть цветут 10 000 цветов! На время. Вдох-выдох. ...Но диалектическое совмещение, обусловленное постоянно возрастающей сложностью мира и дискурса — возможно. И мы его наблюдаем то там, то там. Дискурс — форма. А сложная форма — это почти уже не форма. Видели прическу Бориса Джонсона? Великое искусство похоже на безыскусность, говорили древние китайцы.

"Дискурс - это имидж этого мира, таков, каков он есть". — У нас нет ничего, когда мы смотрим на реальность, кроме того, как она выглядит. Только "вещь-для-нас", только "феномен", только "явление", только "то, чем оно является нам". Чем оно является за пределами наших органов чувств, за пределами наших моделей и представлений — нам не ведомо. Это относится как к физическому миру, так и еще в большей степени к миру "культуры", т.е. к миру социальных, общественных, экономических и прочих процессов. То, что мы "видим" (имидж, дискурс) — это и есть то, чем оно "является" (мир). Такая основная проблема присутствия сознания в этом мире. В некотором смысле сознание создает мир. Дазайн, как говорил Хайдеггер. ...А уж прав он был или неправ... мы никогда не узнаем. Ведь даже самый умный дискурс — это нарратив, личное мнение автора. И если даже этот дискурс предельно овладел массами — это ничего не значит. Согласие масс — ничего не значит. Оно либо показное, вынужденное, либо чрезвычайно поверхностно и искаженно продуманное, т.е. или обман или предрассудок. Может ли быть по-другому? Наверно, может. Вроде, даже к этому и идет. Таков мой нарратив.


Александр Клейн
17 мая 2023 г.


Дискурс
http://proza.ru/2023/05/17/55

Дискурс и Dasein
http://proza.ru/2023/05/17/985


Рецензии