Об окаянных днях

       Как-то, листая страницы сайта, наткнулся на нового для себя автора. Как правило, я всегда очень аккуратен, когда захожу к кому-нибудь «в гости». Чтобы одномоментно не «светить» себя перед собственником страницы, я инкогнито осматриваю его со всех сторон: кто у него в избранных, какие рецензии пишет, что отвечает, как вообще относится к миру и событиям в нем.
       Чего уж тут скрывать – сейчас для меня существует единственный тест, но самый определяющий: отношение автора к войне. Если человек не проходит мой тест, то мне нечего делать на его странице, знакомиться с его произведениями, а тем более на них реагировать. Я его вычеркиваю, как бы ни гладко читались строки его опусов.

       Вот и с этим автором я поступил также: применил свою методику и результаты проверки меня более чем устроили. Человек пишет немало, в рецензиях очень доброжелателен, в общем и целом ратует за мир во всем мире, по отношению к другим авторам определенно источает позитив. Ко всему прочему, и рассказы неплохие. Сразу заметно – мир видел, имеет свое мнение, начитан и, понятное дело, вовсе не глуп.
       Повторюсь, но это важно – с учетом того, что он человек занятой, до сих пор совмещающий свое писательское хобби с довольно хлопотливой работой, тем не менее, им написано приличное количество рассказов, причем, в разных жанрах.

       Лучшим, точнее, самым выигрышным направлением в его историях, без сомнения, были те, основой для которых послужили случаи из личной жизни или происшедшие на его глазах. Таким рассказам веришь, потому что для меня самое важное качество у автора это достоверность.
       Я сдержанно отношусь к фэнтези, не люблю прилизанные моралистические произведения, которых на сайте пруд пруди, у меня сложное восприятие стихов... В общем, не идеальный я читатель, есть такой грешок. Но – что есть, то есть: не принимаю фальшь, слащавость и напыщенность, а верю истинным человеческим историям.

       Итак, познакомился я с новым симпатичным автором. Что-то прочитал быстро, на кое-что отреагировал, пока не налетел на восхитительную строчку в одном стихотворении:

       - Каждому веку свои окаянные дни…

       В этой строчке для меня знаково соединились два лично моих понимания. Я с давних пор люблю и высоко ценю Ивана Бунина. Перечитал почти все им написанное, до сих пор считая, что о любви он писал лучше всех. Хорошо, не буду категоричен – лучше всех по моему мнению и на мой вкус... А когда добрался до его дневника, который превратился в документальную повесть «Окаянные дни», то оценил его талант по-новому, другим взглядом. Я даже иногда его дневник  перечитываю, настолько он удивительный и точный, потому что он меняет вдолбленное нам в школе представление о «Великой Октябрьской социалистической революции» и её руководителях.

       Вот только однажды не смог листать эту книжку: в марте прошлого года. Потому что, открыв первые страницы, я ужаснулся – как описанное тогда Буниным похоже на нашу  нынешнюю жизнь: всё рушится и идет под откос...
 
       И понимание второе, которое, собственно, следует из первого: выходит, что и нашему поколению приходится получить свою порцию войны и лишений. Да что там – нашему поколению... А поколение наших детей и внуков разве не избежали такой же участи? В общем, легло на душу его «каждому веку свои окаянные дни», потому что это будто было сорвано с моего языка.

       Написал доброжелательную рецензию, мол, как мне близко, написанное Вами, как я вас понимаю, спасибо – прекрасные слова. Однако тут же высказал и свою мысль: правда, эти слова может воспроизвести любой человек из противоборствующих сторон, вот в чем проблема. Тогда непонятно – кто прав, а кто виноват. Я воспринял их со своей стороны, со стороны пострадавших, со стороны отбивающейся, когда невозможно с этим смириться. И закончил свою рецензию его же словами – надеюсь, «черное воронье скроется с наших глаз, очистит наше небо...» Благодарю и с уважением.

       Через день увидел ответ и оторопел. Всего не вспомню, но концовка звучала приблизительно так: весь мир хочет убивать русских, и тут мы будем стоять насмерть. Мой пазл, отображающий автора со всех сторон, рассыпался в прах...
       В разговорах с друзьями я иногда использую старое избитое выражение: вот тут-то всё и открылось!.. Я его произношу, когда ситуация шутливая и хочется веселье продлить. Произнес его я и сейчас, но никакого веселья нет и в помине. Не скажу, что ответ меня разволновал до такой степени, чтобы тут же садиться и гневно стучать по клавиатуре. Я даже усмехнулся и отложил дело до утра. Утро вечера...

       А на следующий день, позавтракав, сел за стол и «дружелюбно» ответил, что «это уже настоящий геноцид – убивать везде русских. Вы пошли дальше всех, даже ваша пропаганда до этого не додумалась. Да, на чужой земле, если пришел с оружием в руках, такая возможность имеется. Тогда нужно поберечься и уйти. Ведь дома есть чем заниматься. И всем будет счастье...»

       Отправил и занялся чем-то более важным, в чем и преуспел. День получился активным, а вечером решил глянуть – как там мой герой с сайта, принял ли ответ, не оскорбился ли? Вот тут-то меня и ожидало открытие. Всё написанное после рецензии было удалено, я на странице автора никак не отражался – очевидно, был им занесен в черный список.
       Это практика известная, но наше общение ведь было настолько выдержанным, без оскорблений, а посему абсолютно не тянуло на «высшую меру наказания». Но – человек так решил. Как Шариков говорил – в настоящее время каждый имеет своё право? Вот-вот.

       Удивительно другое – стихотворение было изменено полностью. Осталось одно название... Об окаянных днях и черном воронье ни намека. Радикальное решение.

       Но я только улыбнулся. Что ж, не получилось диалога. Однако не я выступил инициатором, хотя для меня стало ясным, что окопы с моим визави у нас все же разные. Но ведь случается, когда люди находятся в разных окопах, но понимают, кто прав, а кто виноват. И что они, в конечном счете, оба являются заложниками своих окопов. Только для правого существует высшая справедливость, а для другого, как бы его не поддерживали и уговаривали пославшие на смерть, нет никакого оправдания.

       Прошло еще несколько дней и я призадумался о происшедшем совсем в другом ключе. А, может, человек передумал выставлять на всеобщее обозрение стихотворение, которое можно трактовать по-разному? То есть, и свои, сидящие с автором в общем окопе, и противоборствующая сторона могут с чувством произносить эти строки, справедливо считая их отвечающим только собственным ощущениям?
       Получается, что стихотворение посвящено общечеловеческим ценностям, заставляет задуматься – справедлива ли война, и даёт посыл – миру мир.

       И еще одно: мало ли кто еще может прочитать стихотворение. А вдруг случится так, что это будет «недремлющее око», которое усмотрит заложенный потайной смысл и захочет прижать автора к ногтю? И как быть тогда с работой? Дадут ли возможность продолжить ее?

       В общем, я нашел оправдания своему знакомцу. Стихотворение исчезло, но мы же знаем – рукописи не горят. Думаю, не я один его запомнил, и в этом главный итог – оно вышло в свет, оно пригодится. И автора я в черный список не занесу. Замечу: моя заключительная строчка должна произноситься с улыбкой...


Рецензии
Прекрасно Вас понимаю.
Спасибо.
Здоровья Вам и чистого,
мирного неба.

Фаина Нестерова   29.06.2023 18:07     Заявить о нарушении
Благодарю, Фаина. Как здорово, когда люди понимают друг друга даже с полунамека. Мне было приятно получить от Вас отзыв. Такой отзыв... С уважением.

Александр Алексеенко 2   29.06.2023 20:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.