2 Том Порталов времен гл. 14 В Рильском монастыре

   

  Дорога в Рильский  монастырь идет среди лесистых  гор, и сначала мы  видим  его сверху, дальше дорога делает петля и идет вниз.
 Так мы постепенно словно осматриваем  Монастырь со всех сторон издалека, постепенно  приближаясь.
И казавшийся таким небольшим с горной дороги, он предстает перед вами  величественным сооружением. 
Насвстречают странные с первого взгляда, «мавританские» в черно- белую  полосочку, арки.
НО мы не в Андалузии причем тут такие арки, но на удивление их здесь очень много, да они просто кругом.
С первого взгляда строение поражает своей красотой, ажурные  арки в мавританском  стиле.
Тут по своему  мобильнику Виктор сообщил, что он получил книгу, то есть  листы, а вот папка в которой они лежат совсем другая.

На этой нет бронзовых толстых треугольников по краям, вместо них  бронзовые  уголочки.
А главное по центру толстой  кожаной  папки,кстати, она здесь не такая  толстая, нет бронзового  места под медальон.
           Оказалось он цел и совсем рядом со мной.
Монах отшельник Варфаносий носил его на груди,пока не подарил  мне его.
Со словами,-"Я долго ждал посланца,вот ты здесь и это тебе".

А раньше он понимая, что медальон здесь не просто так, его вытащил,ибо в книге  он обнаружил тайную  запись.
Если выписать все красные заглавные буквицы( к слову сказать, именно отсюда  выражение «писать с красной  строки»),он стал их соединять в слова.

Долгое время смысла не получалось, но он ведь отшельник и спешить ему некуда.
 
Шифр оказался довольно хитрым, составив  предложение, далее нужно было перевести буквы в цифры и поработать с ними.
Долг меняя местами  буквы и цифры, получил более или  менее понятный  текст.

В результате он понял это дни в году и время, для каких- то действий,  но с  астрономией  он не знаком, расшифровка  на этом завершилась.
И еще он понял, что действия состоят  из процедуры, когда медальон в  центре, а справа, и с лева стоят еще два  знака.

          Осталось понять, что за знаки как их истолковать.
В результате  долгих размышлений  и поисков, знаки он понял и поставил  как нужно, очевидно время совпало случайно.

Был вечер сентября, когда поставив все знаки, он увидел яркий свет, свет, словно идущий свозь келью через потолок. 
В это самое время он ощутил, как неведомые силы наполняют его тело,а душа его окончательно очистилась от всякая скверн.
Поняв,что теперь он понимает помыслы  людей даже если они молчат, и может  руководить ими мысленно.
Стало окончательно ясно, такая вещь не должна попасть в руки к плохим  людям, поэтому он вытащил медальон и носил всегда  с собой.

        А два оставшихся предмета без медальона не работают.
После долгих поисков  в библиотеке, и не найдя нужной папки из толстой,   старой  кожи, я обратился к  Настоятелю  Рильского монастыря. 
            Сообщил ему, что обложка не та.
На что получил ответ видимо онасильно обветшала и стала не пригодной для дальнейшего использования.
Вот ее и заменили на более прочную, главное ведь тексты, которые и так мало кому  понятны. 
          « Да пожалуй вы правы»,- нашелся  Виктор.    
Но та была красиво и тонко выполнена, а интересна нам как образец мастерства  древних мастеров, да и как просто реликвия.
«Не волнуйтесь, я васхорошо понимаю»,-  ответил настоятель.

«И скажу вам,что мы ничего не выбрасываем, даже вещи названные Ересью, а все прячем в тайное хранилище»,-  добавил настоятель.
Им долгое время заведовал отец Варфаносий, пока не отбыл на гору Афон в монастырь  по приглашению.
Теперь хранилищем  заведует старец отшельник отец  Агапий.

Он обычно летом  живет  в  пещере, я дам вам  послушника,  проводить   до места.
Старцу много лет и он почти никуда не ходит,а в Монастырь возвращается  только  осенью. 
Но кроме него никто не ведает где хранилище и как туда попасть.
Да и ключ от хранилища у него всегда  при себе, скажу вам,а ключ довольно  хитрый, и открывать тоже нужно в три приема.

Так что без  разъяснений  старца  ничего  не получится. 
  Дам  вам  послушника в проводники, ибо он и так несет старцу  хлеба  и  сыру  головку,  и  его любимого  козьего  молока.

И так мы пошли к пещере она  горах  не очень по меркам  местных обитателей далеко, километра два и все в гору.
Тропинка извивается между скал, но оборачиваясь назад, ты всегда видишь Рильский  монастырь, с разных  точек. 
Вот мы и у пещеры, перед входом в нее небольшое  ровное  плато, с великолепным видом на монастырь и  его окрестности, с прилегающими постройками и  огородами.   

На плато старец творил  молитву, поэтому послушник молча передал мне хлеб, сыр и бутылку молока в оплетенной корзинке.
Я понятно стал ждать завершение  молитвы обращенной к монастырю, в это время полностью   освещенному  ярким  солнцем.
Старец стоял  весь в лучах  яркого горного солнц,словно  посланник  с небес.

Я стоял у его  за спиной, а он был впереди и смотрелся с моей стороны  в  контражуре, и конрэтот самыйажур  света,  делал его фигуру почти прозрачной.

Старец завершил молитву и повернулся ко мне лицом, наши  взгляды   встретились.
Это был старик, полный  сил  и энергии, с длинной белой бородой и белой  шапкой   волос.
Из под густых  белых  бровей,  как  у «деда мороза» да он и был очень похож  на него, его глаза смотрели добрым проницательным  взглядом.
Казалось, они пронизывают тебя насквозь  и  словно читают твои  тайные  мысли, и ничего от них не может  скрыться.
         Говоря  нашим языком, они просто некий детектор лжи. 

Старец своим сверлящим  взглядом, долго и молча оценивал  меня.
А затем изрек такую фразу, что будь я человек, а не андроид, то тут же  упал бы  в обморок.
И так он произнес, говоря каждое слово с остановкой, при том, продолжая сверлить меня глазами.
          Вот его слова,- « Язнаю, ты пришел из будущего».
 
Понимаю, ты ищешь книгу не для себя, не из корысти, ты на нее не способен, как мне кажется.
А книгу обираешься  отдать  хорошему человеку и  для добрых дел.
Нам с отцом Варфаносием  было видение, мы знали ты придешь, и поэтому строго  оберегали  нигу.
А главное кожаную папку и то что она хранит для нужного человека.
А когда многие посетители  монастыря  стали интересоваться этой нигой, я понял, 
что в итоге настоятель под напором властей может ее отдать.
Обложку поменял я и Варфаносий был тоже согласен сделать это.

В тайнике для запретных книг и прочих артефактов, много древних обложек, о  коих кроме нас никто не ведал.
Да к тому же это ведь по сути не обложка а папка, и такие  там тоже  были   в достатке.   
Скажу  так,  пожалуй,  этих  либо запретных, либо пришедших в негодность,  накопилось за века не менее чем  в библиотеке и самом  монастыре  на сей день.
Мы со старцем Агапи  подружились, такой много знающий собеседник, ему был по душе, я решил остаться у него до утра.
Мы вели религиозно- философские  разговоры, он расспрашивал меня о первохристианах,о коптах, и даже о «Тибетском  евангелие».

На прощанье  старец  предупредил, будь очень осторожен, многих интересует  Книга. 
Понимая это, я решил прилюдно отдать книгу, которую  получила Ольге, заявив  при этом,что она должна  отвезти ее в Грецию  на гору Афон.
Пусть тайные враги  идут по ложному  следу, в обложку вмонтирую микро-жучка (что это вам непонять,ну и не важно).
Еще отец Агапи  отдав мне  ключ, который  тоже  хитрая  штучка, его нужно  дважды изменять, для  открывания  двери.
        Он сообщил  где  искать  вход.
И как попасть в его тайное  хранилище, он конечно сообщил, но  что –то  возможно и заржавело от времени,а он не был в хранилище лет 20 или даже  больше.

Уже уходя, он неожиданно спросил,- «А люди в будущем станут гораздо  добрее?»   Что ему ответить, люди  они и  есть люди  и по моему не особенно стараются  менятся, в лучшую сторону.
Немного подумав,я  ему ответил,- «Добрее чуть-чуть больше,кстанут, но самое главное станут менее злыми». 
                Вот.
Старец Агапий  перекрестил  меня  в дорогу, громко добавив, наверное, чтоб  услышали на небе,- « Помогай  тебе и твоим  товарищам  бог».

Местные  говорят  так, в Болгарии есть дивный горный уголок, где земля встречается с небом.
Он настолько красив, что похож больше на рай, чем на земную действительность.
Вешины там,как оскаленные зубы скал, высокие как столбы, подпирающие небесный купол и образующие из всей горы чудный Божий храм.
        Этот дивный горный храм – гора Рила.
Его алтарь – Рыльский монастырь, а его священнослужитель – всепрославленный болгарский святой – преподобный Иоанн Рыльский.
Рильский монастырь  имеет статус  ставропигиального, это означает, что «водружение креста» осуществлено лично самим патриархом.

Рильский монастырь в Болгарии расположился среди гор на высоте 1150 метров над уровнем моря.
       Здесь свежий горный воздух.
Вся атмосфера располагает расслабиться и наслаждаться красотой монастыря и близлежащими горными пейзажами.
Здесв монастырской библиотеке хранятся тысячи рукописей и старых печатных книг.
Наиболее древний из них — фрагмент манускрипта XI века, написанного еще глаголицей, самой древней славянской азбукой.
Между рукописями были обнаружены два евангелия XIII в., стенограмма средневековой повести, романизированная биография Будды «Варлаам и Иоасаф».

         Вот именно это все нас очень интересует прежде всего.
Монастырь имеет богатую коллекцию серебряной и золотой церковной утвари позднего  Средневековья и эпохи Возрождения.
Самой старой церковной настенной живописью являются фрески  часовни оборонной башни (1335 г.). 
Другие темы — иллюстрации  на стихи псалмов Давида и девятой Соломоновой притчи о Софии — премудрости Божией.
В монастыре много старинных и таких интересных и необычных икон.

Мы так увлеклись разглядыванием  иконы «Всевидящее око", что не заметили как к нам подошел молодой  красивый с черной бородой монах.
     Монах спросил знакомым голосом,- «Вам интересно?».
Вглядевшись, мы просто обалдели, это был Виктор, за два месяца на Афоне и 2 дня здесь в Рильском  монастыре мы уже  позабыли, как он выглядит.

« Ну ты просто красавец монах, в тебя можно влюбится и стать Матушкой",- в шутку сказала  Наталья.
«Одинокая жизнь в келье накладываетсвой отпечаток»,- парировал  с улыбкой Виктор. 
Если вы проголодались за время пути и осмотра росписей, икон и прочих  артифактов,  вас  как паломников  могут  покормить  в Трапезной, таков  здесь  порядок.
А потом я провожу вас к пещере Ивана Рильского, я знаю  короткий  путь.
Мы  пошли к кафедре и стали разглядыват  ее, а тут к нам приблизился старец  в  странной одежде, толи Схимник, толи Отшельник.
Мы повернулись к нему лицом, строг и суров его облик, время проложило  глубокие  борозды на его лице.
Он смотрит на нас с уверенным спокойствием человекав много испытавшего  в жизни.
Виктор обратился к нам,- « Это настоятельРильского монастыря епископ Евлогий». 
        Епископ спросил Виктора,- « Отец Викентий это ваши друзья ?»
 Да ответил Виктор и представил нас: Ольга, она стояла первой рядом с епископом, Владимир второй после Ольги, и Наталья.
 Епископ увидев у Ольги на груди Афонский  крест спросил,- « Вы были в Афонском  монастыре?»
    Да была, я  гражданка Греции, русская по рождению.
Потом перевел глаза  на меня, и вы тоже были там?

Нет, крест  я купил  в Москве  в Греческом  подворье.
     И  добавил от себя.
Если вы шестеро русских художников  согласны, то наш гид  пошел на встречу, немцам (попробовал бы он отказать,это вам не из соцлагеря), в колхоз и на завод вы не едите.
Здорово, а то мы все думали как нам отбытаться от этой поездки в  колхоз,пусть даже по выращивания Роз.
  Они идут  для изготовления Розового масла.
Тут я понял, мы ведь ехали от отеля Нона, где кроме нас шестерых русских, сплошные буржуи, и экскурсия для них, по сути. 
  А ещепоскольку наш монастырь недавно официально объявлен Национальным  историческим  памятником.
  Рильский монастырь,это один из символов Болгарии. 
   О объявлен национальным историческим памятником в 1976 году.
Плюс к тому вся обитель, включая церковные, жилые и хозяйственые  постройки, расположенные на площади в 8800 кв. м.
А также высокие 22 метровые каменные стены, просторный  монастырский двор, храм Рождества Богородичного, Хрелеву  башню (Это та квадратная, вертикальная что похожа на крепостную).
  Все 300 помещений  и музей.
Вот по этому  поводу мы приготовим, наш  Болгарский  праздничный  обед.   Приглашаю  и  вас тоже  вместе  о отцом  Викентием во главе.
Может  прежде вы хотите посетить Магерицу.
«Магерница » называют монастырской кухней, и в ней вы можете увидеть огромные котлы, в которых монахи готовили вареную баранину для мирян во время больших праздников.
И да, мы почти забыли !
Монастырь славится лучшей в мире мекицей, жареным тестом и уникальным молоком буйволиного молока .
Если вы проголодались за время  пути и осмотра росписей, икон и прочих  артифактов, вас  как паломников  могут  покормить  в Трапезной, таков  здесь  порядок. 
А в горах  еще есть  пещера, в которой жил отшельником  Иван Рильский.
Посетить пещеру отшельника Ивана Рильского можно и сегодня, но стоит быть осторожнее: считается, что через узкий проход в пещеру может пройти только человек без греха.
   «Может хотите посетить»,-  спросил  Виктор он видимо здесь все изучил за неделю. 
  А  почему  бы и не посетить, нам интересно. 
А я провожу  вас к пещере Ивана Рильского, знаю  короткий  путь.      

Тут я понял, мы ехали от отеля  Нона, где кроме нас шестерых  русских, сплошные  буржуи, и экскурсия для них. 
  И еще поскольку  наш монастырь недавно официально объявлен Национальным  историческим  памятником.
Тут мы непонятно  зачем, посмотрели  на потолок, а там странная для нас  роспись, похоже снова «Всевидящее око», но теперь  фреска.
        Бог в  треугольнике, удивительно  почему?

Заметив  наше удивление наш отец Виктор, пардон Викентий сообщил,- « Это символ  Всевидящего  око».
« А разве в Православии он существует?»- не унималась Наталья. 
       Вот как видите, существует.
Несмотря на неоднозначность иконы, она стала крайне востребованной среди православного народа.
Впервые она появилась во Владимирской земле, где ее создали руки тамошних мастеров в стиле и традициях Владимирского иконописания, по крайней мере,
Всевидящее Око используется при украшении христианских храмов.

Иногда глаз на рисунке заменяется словом «Бог» или изображением Творца (в последнем случае треугольник превращается в нимб).
Мы  возвращались  из мегарицы, там  трудились  не только  монахи, а еще послушники  и просто верующие гражданские.      
Мы  шли совершенно  одни, вокруг  икого, тут Виктор достал  из  кармана  некую  вещицу, мы в начале,  даже не поняли  что это такое  у него  на цепочке.

 Протянув  ладонь, он обратился  к Наталье,- « А это для  тебя, носи и никому  не показывай, особенно здесь».
Теперь мы все увидели  медальон  из керамики, так нам показалось, ну очень похоже,  а в центре бронзовое изображение  «Всевидящее  око».
 
«Опять  Всевидящее око»,- от  него  видимо нам никуда  не  спрятаться, оно  всегда  видит нас»,-  шутливым  голосом  произнесла  Ольга.
  Она вообще дама не очень верующая, как никак детство прошло  в суровые социалистические  30е.
«Почти угадала»,- мистическим тихим голосом, почти шепотом, медленно  произнес  Виктор.
Подождав секунд 5, он добавил, таинственно озираясь вокруг, это одна из  важнейших частей  того что мы  ищем.
А завтра,  заговорческим   голосом  произнес  Виктор,  после  обеда  немцы  на обзор  окрестностей,  а мы   в  библиотеку.
               Древние Греки ассоциировали  око с Зевсом, Аполлоном.
            Им обозначали дневное светило.
         Трактовали символ как истину, свет богов,всеведение.

Амулеты с таким изображением использовали, опасаясь злого колдовства.
Помимо масонства и христианства, всевидящее око играло большую роль у индейцев, скандинавов и кельтов.
  Детали изображения в разных странах могли отличаться друг от друга, но общий смысл толкования символа был схожим. 
   Данный знак всегда вызывал трепет и уважение.
Древний знак ассоциировался с тайными знаниями, высшей мудростью, духовным прозрением и способностью различить  невидимое  обычному человеку.
 
  Око берегло хозяина, исцеляло душу, воскрешало умершего в ином плане.
Глаз изображали с бровью и линией в форме дуги, отражающей энергию и бесконечное развитие.
   На пути туристов  нет.   
Неподалеку от монастыря есть маршрут до пещеры монаха, основавшего монастырь, вот туда мы и собрались. 
        Красивая природа.
Мы обошли все окрестности, прошли по туристическому маршруту до Кирилловой поляны, а на обратном пути посетили пещеру, где жил Иоанн Рыльский.
В пещере есть  второй  выход, так сказать через  проход в крыше, он каменный  и очень  узкий.
    Такие   проходы  называю  «шкуродеры».
Но есть поверие,  считается, что через узкий проход в пещеру  может пройти  только человек без греха.
       Вот мы  и полезли, испытать  свою веру и судьбу.
Виктор не полез, по понятным причинам, Ольга  протиснулась, я тоже, но пришлось  вертеться как уж, а вот Наталья  пролезла без проблем.
       Значит наша Наталья совсем без грехов.
Очень странно она ведь комсомолка  активистка  и.т.д.  и т.п. как говорится. 
        Чудны дела твои господи, и  пути неисповедимы.

       Посетили еще часовню Святого Луки племянника, Ивана  Рильского. 
Хоть вокруг и лес, но  заблудиться  не возможно, маршруты обозначены табличками  и  цветом на деревьях. 
По пути следования пили  воду из источников, чистая, и вкусная,присев  на теплые  валуны, немного  перекусили и  обратно. 
         Вернулись прямо к  ужину, устали, но остались очень  довольны.

Так что можно исследовать еще и окрестности (путь долгий и не совсем легкий,  надо  это учитывать, боюсь ошибиться, но прошли км 7или чуть больше).
По дороге Виктор сказал нам,- «Он ужинать не будет, а пойдет в библиотеку  к тайнику на  разведку".
Ну а потом придет  в келью  Ольги и  Натальи, вы должны там собраться.
Обсудим дальнейшие  наши  действия, есть подозрение, что нас  кто-то  пасет, Ольга и Владимир  могут включить свое умение  быть не заметными  =для  других, а Наталья  ежели чего,  пусть  повернет  браслет  «Времени».
Во время  трапезы  к нам  подошел  Наместник  монастыря  со странным  предложением «  Немцы интересуются  старинными  артефактами, а я знаю  у нас  в  хранилище  ненужных вещей таких  должно быть  много».
По словам  Виктора, я с ним общался перед  трапезой, среди  вас  есть  грамотные  историки  и люди,   разбирающиеся  в  древностях.
  Так вот  завтра  после  обеда  к нам  придет  старец  Агапи, он  хранитель  ключей, только он может  открыть  хранилище.
А я хочу пригласить вас подобрать  что-нибудь  интересное для немцев  и  нашего  музея  заодно.
Сегодня другие  времена  и  в музее  может  лежать  то,  что считалось  не приемлемым  для  православия.
А немцы  историки, и совсем  не православные, может им  что  и  подойдет.
     Мы конечно  согласились. 
Да только одно оденьте  монашеские  одежды, и  с этими  словами  он открыл  свою  торбу, мы на нее  внимание  не обращали, и  вытащил  оттуда  монашеские  одежды.

А потом обращаясь к нам произнес ,- « Вот мы подобрали вам одну для Владимира и две женские  для Ольги  и  Натальи, в них вы войдете  в нашу  библиотеку. 
Думаю вам, как любителям  всего  исторического, будет  интересно  посмотреть, что там  есть.
  Торопить  я вас не буду,  как  посмотрите  пойдем  в  хранилище, а если  захотите  еще побывать в  библиотеке, то  это с Виктором.      
Скажу вам, Здесь в монастырской библиотеке хранятся тысячи рукописей и старых печатных книг. 
Наиболее древний из них — фрагмент манускрипта XI века, написанного еще глаголицей, самой древней славянской азбукой. 
Между рукописями были обнаружены два евангелия XIII в.,стенограмма средневековой повести, романизированная  биография  Будды «Варлаам и Иоасаф».
  Есть у нас  и  такая, она раньше  тоже  была  в  тайнике.
Сборник служб и жития св. Иоанна Рильского.      
После вечерней  трапезы, наша компания пошла  в сторону кельи, на дворе, где нас   никто не слышит, Ольга и Наталья  высказали  редположение, что нужно помочь  Виктору.
Да я и сам собирался  пойти, монашеская одежда  есть, плюс борода, рискнем, но  я думаю,  особого риска  нет.
       Посудите сами, ну кто потащится  после ужина  в библиотеку.
Да и наверное Виктор ее запер, сообщу  ему  через  наш  радио телефон.
Связался с Виктором, сообщил,  что я  иду  на помощь.
Отлично ответил  Виктор, я  только  что,  наконец  открыл  все замки и  осматриваю  полки, отец  Агапий  примерно  сказал где искать  папку  с бронзовыми  краями.
  На  первый  взгляд тут таких  несколько, есть  такие, что просто  рухлядь, но уголочки  целы, а  это то, что нам  нужно.
  Я парочку уже отрезал  и один медный  запор  тоже, ищу  нашу папку, пока  не вижу, может  старик  подзабыл, все-таки  20 лет  прошло.
  Возьми с собой  мой хитрый ножик, я  полагаю  уголочки, скорее  всего  некие  приборы, а значит, имеют  импульс.
Попробуем  с разных  сторон  отследить  сигнал.
  Проведем  триангуляцию  по  3м  точкам.
  Будешь  у двери, сообщи, я выйду  из  хранилища  открою.
Я у двери, звоню, приходит Виктор открывает со словами,- « Там столько всякого, и никакого порядка.
На полках рядом с книгами  стоят  кувшины  с отбитыми  ручками, лежат  медные  шкатулки  с  треснувшими  краями.
Хранилище  оказалось  в аварийном  выходе, да так хитро  замаскировано.
В начале винтовой лестницы  металлические  перила с  боковыми деревянными  пластинами,  обшитыми  бронзовыми  полосками,  крест  на  крест, по диагонали.
       Пластины  деревянные  70х70,  одна на  стене.

И вот эта что на  стене  и  есть  дверь,  но понять  это трудно,  потому что  скважина  для  ключа  внизу, замаскирована  бронзовыми декоративными полосками  и  перилами.   
  Дверь открывается во  внутрь, приходится  нагибаться  и  вперед, там комната  с окном,    выходящим на  галерею, завешена  шторой. 
  Похоже,  это раньше  была келья, а нам чуть дальше,  в  сторону, где полки и  тумбочки. 
  Решаем,  я остаюсь  в самом  начале  полки, а Виктор  идет  на 4 метра  вдоль.  Направляю  хитрый  нож на полку  и медленно  поворачиваю в сторону Виктора,  а он наоборот. 
Сигнал  усилился, я иду вперед, а Виктор  по  своему  сигналу.
  Мы  как два пеленгатора,  и  встречаемся   в одной  точке. 
Ага, вот где  ты спряталась, говорит  Виктор  папке, и раздвигая  две  книги,  вытаскивает  потрепанную  папку  с  толстыми  уголками  и   местом  в центре  для  медальона.
Смотрим другие книги, они все  на разных  языках, вот Виктор  замечает,  надо  же  эта   на  коптском,  и  листы  явно  египетский  папирус. 
         Копты  это  египетские  перво-христиане.

«Знаю», ответил  Виктор,- «А вот в  Эфиопии есть даже  православные, сохранившие религию и до наших  дней».
          Изучаем  найденную  книгу. 
  Многие страницы  испорчены, нумераций  нет, возможно,  что некоторые  листы  отсутствуют.
   Судя по тому, что все стоит  вперемежку, предметы, скорее всего не учтены. 
Тогда давай возьмем книгу на коптском, для Наталии, ей будет интересно. 
  Конечно,  возьмем, без проблем.
Находим  шкатулку из бронзы.
Открываем  шкатулку, в ней поломанные  украшения  и один  перстень целый.

Виктор берет  его в руки с  возгласом,- «О! это перстень  рыбака».
Понятно  он католический,  вот его  и отправили  в  ссылку  в   подземелье.   
Я спросил,  а что  это за перстень  рыбака.
  Никогда не  лышал, хорошо  расскажу.
Всем известно, какое огромное значение имеет «кольцо рыбака», или  кольцо апостола Петра, для Ватикана.
Католики считают папу римского приемником Святого Петра, именно поэтому на папском золотом перстне в виде печатки — изображение  апостола в лодке с рыболовными снастями.
На кольце выгравировано имя владельца.
До 1842 года «кольцо рыбака» использовалось для печати на всех официальных документах папы римского. 

После смерти понтифика кольцо разбивают  серебреным молотком на торжественной церемонии в присутствии кардиналов, а для новоизбранного главы Ватикана отливают личную печатку.
Сегодня уничтожение «кольца рыбака» воспринимается многими католиками лишь как давняя традиция, однако возникла она для того, чтобы не допустить никаких подделок документов от имени усопшего понтифика во время конклава, на котором решается судьба опустевшего «трона».
Вот некто видимо  подменил  кольцо, а разбил  другое, сейчас  трудно  сказать, а возможно  это копия,  сделанная  для себя.
  В любом случае, если оно подходит  для  тебя, забирай  и не задумывайся.
Первое упоминание о печатке, которой скреплялись письма папы римского, относится ко времени правления Клемента IV.
В Ватикане хранится письмо понтифика своему племяннику с сургучовой печатью с оттиском «кольца рыбака» 1256 года.
Тогда было принято заверять печаткой лишь личную переписку, в то время как официальные документы скреплялись другой печатью папы римского.
Оно должно быть золотым, а это кажется серебряное  или совсем  из другого  металла, но точно не золото, так что  забирай не сомневайся.
 
Его,скорее  всего, заказал  некий монах, который  возомнил  или считал, что его точно выберут в папы Римские.
  Точно ответил я а пока не выбрали поносить такое кольцо, пусть прихожане  завидуют, они то  ведь не знают  из какого металла  кольцо  у Папы Римского.

Ладно,  осмотрим  другие  коробки,  вот  есть одна побольше, любопытно,  что там.
«Владимир, посмотри, что я  нашел»,- позвал меня Виктор.
  Какие  странные  Иконы, словно их  рисовали талантливые дети. 

Да ты почти прав, это Коптские иконы, они по стилю словно детские,  искренние, и  очень выразительные и по  детски яркие.  Мир  детей  он ведь  всегда  ярок и наивен. 
Коптская  иконописная традиция  не обошлась  без влияния древнеегипетского и   греческого  искусства. 
  Характерные черты коптского иконописного стиля видны  уже на  первых иконах IV века. 
Первая  особенность,  это  большие   глаза  и уши на маленькой   голове,  необычные  линии, и как  уже упоминалось,  наивность и некая детскость   всех изображений. 
К тому же  сами копты  совершенно уверены, что иконопись родилась в  Египте и в доказательство приводят убедительные сравнения иконописного канона с  произведениями  древнеегипетского искусства. 
   И в первую  очередь думаю  это «Фаюмский  портрет»,  хоть он совсем  и не икона, но по стилю очень  близко.
    А появился он  гораздо  раньше.    
Скажем так, лица людей из Эль Фаюма, точный пример коптского искусства II в. н.э.
  Кстати, знаешь какой самый распространенный сюжет многих  коптских  икон?

     И без сомнения,  это  конечно бегство святого Семейства в Египет!   
Ну а как могло быть иначе, если  бегство было именно в  Египет, а не куда  еще.
Необычны и  удивительны коптские образы  Христа, Богородицы и святых.
Также на этот стиль влияли Персия и Сирия, правда,  с меньшим успехом,  но все  равно оставив такое наследие, как например, павлины и грифоны в числе излюбленных мотивов.
  Было это все  во  времена  Византийской  империи, но сохранилось  и после.

Арабское завоевание Египта привело к тому, что коптские мастера как сами испытали воздействие исламского искусства, так и оказали на него некоторое  воздействие.
   
Традиция называет имена Св.Луки  (первого иконописца) и  двух коптских патриархов,  Макария I и Гавриила III Александрийских. Однако  это всего  традиция.
Скажу  так, копты сохранились и сейчас, в Египте и Сирии, а иконы их  стали больше  напоминать  европейские. 
  «Может, озьмем одну  маленькую  коптскую  икону, а память, как у вас говорят».
« Опять типа для Натальи»,- пошутил я.
А что надпись  на  арабском, в  смысле  коптском,  меня  совершено не смущает. 
   «Она мне понравилась, хоть  андроид и  не может быть верующим»,- предложил  Виктор.
    « А чем она тебя так  привлекает?»,- спросил  я его с  удивлением.
  Чем понравилась? 
  Как это  будет на вашем, задумался  Виктор.
  Наталья  иногда так говорит, а вот  вспомнил.

  «Она такая прикольная»,- со странным  для андроида восхищением, произнес  Виктор.
  Да не проблема, раз ее сюда сослали, значит, она  им совсем  не нужна,  забираем  и все тут.
  Виктор  засунул  икону  в  холщевую  сумку, спрятанную у него  под  сутаной.
Идем  дальше по коридору.
В самом  конце    маленькая  комната размером  2х2  метра всего.

  Комната  закрыта  металлической  решеткой  из прутьев  толщиной  2 см.
  Сквозь  решетку видно  два  стеллаже  с ящиками  и  книгами  и  иконами на полках.
На стеллаже  надпись  «ожидает  разборки  и  возможной  реставрации,  брать в руки  с осторожностью».
     «Ключа  у нас  нет. Попробуем  открыть?»  спросил  я.
«Ключ  явно хитрый, отмычкой  не открыть»,-  вслух  произнес  Виктор.
«Ну что тогда будем делать»,-  произнес я, задумчиво.
        Что- что.
Отрежем  лазером прутья  над замком  и под замком и все проблемы», весело  добавил  Виктор. 
  И откроем  дверцу  вместе  с  замком.
  Так и поступили.
Теперь  нужно  закрыть,  вставив  между отрезанными  прутьями  маленькую  монетку, типа одной  стотинки,  она как наша  копейка.
Хорошая  идея, так и сделаем, когда будем   уходить.
Ничего  трогать не  стали, только  один  ящик  из дерева,  в нем   оказались,    поломанные  и  прохудившиеся  старинные  чаши  и  сосуды.
Их мы трогать не стали. 
 Виктор  по  старой  привычке,  просканировал шкафы ( понятие   мне незнакомое, но после  него  Виктор  говорил, есть там  дальше  пустота  или нет). 
       Оказалось  дальше  есть какой-то  ход.
Раз дело обстоит  так, будем искать  способ  войти.
  Виктор  опять  сканером  проводит по  шкафам,  а я  по его просьбе  отмечаю  начало  пустот  карандашом.
Получается  место  полтора  метра  в высоту  на  метр  в ширину.
Самое интересное  там,   где  начало пустот  на полках  стоят  деревянные  ящики. 
Осторожно  сверху   вниз  снимает  ящики, пальцами  прощупывам   стенки.
Вот  под рукой  немного  продавилась   часть  стенки,  изучаем  место.

Тут небольшая трещина, подковыриваем  ножом дерево,пока не вываливается  пластинка.
А за ней бронзовая  ручка, значит  это фальшь   стена  из гипса  на  дереве, а не камень.
Виктор  надавливает на ручку ( поскольку  он из нас самый сильный)  и отодвигает  ее  в сторону.
Перед  нами  вход в  неизвестное, метр двадцать  в высоту  и  метр в  ширину.

  За входом  не  совсем черная  темнота, приглядевшись виден каменный  проход  по  подземному  ходу.
Кто знает,  куда  он приведет отважных смельчаков?
А мы  как раз  такие. 
Думаем  идти или  нет? Библиотеку  мы не заперли, но вечером  туда никто не  ходит, монахи  готовятся  к вечерней службе. 
«Тогда закрываем  решетку и  пойдем, так сказать заре на встречу»,- произнес Виктор.
«Ты немного перепутал», говорю я « не заре, а судьбе  скорее».
« Без разницы».-  смеется Викор,  «главное  идем  вперед, на удачу, вот» .
  Как  закрыть решетку  если она  отпилена?  Виктор говорит,   что  он оттащит  края в сторону, а я просуну  монетку,  н  поставит   рая  с силой  на место.
«Вот теперь их  откроет только силач»,-  гордо  произносит  Виктор.
Втаскиваем  пару убранных   ящиков  для  маскировки, больше не втащить, задвигаем  ложную  стенку   и  вперед  в  неизвестность. 
Влезаем  осторожно, первый  конечно  Виктор,  он если  что и  на одном пальце  удержится.
    Встав на  ноги,  Виктор зовет и  меня, влезаю  и останавливаюсь, нужно  оглядеться  и привыкнуть к  темноте.
  Привыкаем,  все равно  почти ничего не  видно, включаем  фонари.
Я, тот,  который  одет на  голову, Виктор  большой  фонарь  сторожа. 
Впереди  подземный  ход  вдоль него  метров через  10  скамейка, а  с право  арка и  боковой вход.
  Решили  заглянуть, но если он длинный  не ходить  дальше, таковы  наши  правила, проверенные  временем.
Оказалось  это небольшая  келья  с одной  стороны  две лежанки  и с  другой  две,  в конце на стене  большой  медный  крест.
  А под ним  лампада, и по одной лампаде  между кроватями.   
По этим  вещам  понимаем,  скорее всего,  раньше  здесь  прятались  от  врагов  монахи.
Идем  к скамейкам, бывало  под ними  или за  их деревянными  спинками, мы  находили  спрятанные  вещи.
  Заглянули под  скамейку, ничего  подозрительного, подергали  спинку, тоже сидит  крепко.
  Внимательно  осмотрели  каждую  трещину,  каждый  сучек,  все реальное, трещина не глубокая, сучек не выковыривается.
  Ну  ладно, идем  дальше  к другой  скамейке. 
По дороге опять  встречаем  келью, внутри  все как и в первой.
А рядом с музеем есть монашеская келья, о которой мало кто знает.
Но нам повезло, мы смогли в нее заглянуть и посмотреть, как обустроен монашеский быт.      
   Булгары - тюркский народ, поучаствовавший в этногенезе татар, башкир, чувашей и некоторых других народов России.
Болгары - южнославянский народ, проживающий на Балканах.
Что между ними общего?
Кажется, что оба народа совершенно разные.
Однако, еще средневековые путешественники, посетившие Золотую Орду, обращали внимание на удивительную схожесть языков православных болгар с дикими кочевниками Востока.
На самом деле, булгары и болгары некогда были единым народом.
История булгар начинается в IV веке н.э., когда они вместе с гуннами ворвались в Европу из Средней Азии (в истории этот период еще называется "Великим переселением народов").
В отличие от гуннов, в Западную Европу булгары не пошли, а обосновались на территории современной Украины.

До середины VI века булгары "кошмарили" Византийскую империю, Фракию и протославянские племена, пока не пришли авары, а вслед за аварами, тюрки.

В начале VII века Тюркский канагат развалился и булгары получили независимость.

В 632 году булгарский хан Кубрат сложил Великую Болгарию, занявшую земли Украины, Крыма и Северного Кавказа. Запутались? Потерпите, еще немного.
В 665 году, после смерти Кубрата, империя булгар распалась.

За период активной исторической деятельности, болгары перемешались со славянами и также приобрели гигантскую разницу со своими братьями в Поволжье.


Рецензии