Легко ли вырастить вундеркинда

Кого не волновали проблемы воспитания подрастающего поколения? Кто, если не считать преступивших закон, оставался равнодушным к судьбе сирот, беспризорных, ребят из неблагополучных семей? Наверное, нет такого родителя, педагога или просто гражданина, которого не беспокоило бы нравственное или духовное развитие подрастающей смены. Однако успех в деле воспитания или обучения сопутствует не всем и не всегда.
Моральный и духовный облик, стремления населения зависят от социального базиса, от политических убеждений и идеалов общества. Какова музыка, таков танец, говорят в народе.
Однако какой бы либеральной ни была политика, какого бы материального благосостояния человек ни достиг, без стремления к самосовершенствованию индивид не станет гуманной личностью. Без желания или стремления привнести хотя бы крупицу добра в окружающий мир, без стремления сделать эту жизнь краше, чище, справедливее человек не в состоянии сохранить в себе чисто человеческие качества. Без стремления сохранить и приумножить природные богатства для будущих поколений, без бережного отношения к экологии, а самое главное – без сохранения чистоты нравственных отношений между людьми нам не избежать ни конфликтов, ни угрозы благополучию и здоровью будущих поколений.
Помочь воспитаннику или ученику задуматься над вопросом: «Что я смогу сделать полезного на Земле, чем я облагорожу свою малую родину?» – обязанность каждого воспитателя, так как «расцветающий» эгоизм, корыстолюбие, цинизм всегда создавали и создают угрозу мирному сосуществованию народов или отдельных граждан.
Как известно, эгоизм – это себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других, пренебрежение интересами общества и окружающих людей. А до сердца эгоиста не достучишься ни с болью, ни с радостью. Поэтому в наше, вроде бы мирное время, так много проливается крови и растет количество сирот, брошенных детей, не знающих родительской ласки.  Можно предположить, какова будет их судьба… Но и в полных семьях немало детей, лишившихся должного внимания и тепла.
Дети, не наученные в детстве уважительно относиться к интересам и проблемам других, не научатся этому и во взрослой жизни.
Желание ребенка стать добрее, лучше, милосерднее должно быть всесторонне поддержано окружающими людьми. А в жизни часто происходит наоборот. Многие родители стараются внушить своим детям правило буравчика: «Чтобы продвинуться, надо вертеться, – как образно заметили в народе. – То есть, чтобы добиться успеха, можно и у государства прикарманить, и обвести кого-то вокруг пальца; продвигаться, вытесняя других».
Многие родители при этом позволяют себе сквернословить при детях, вспоминать при них о своих похождениях, выпивать и скандалить. Дети же всегда следуют примерам близких или же или посторонних им людей,  а не советам учителей, кровно заинтересованных в воспитании всесторонне развитых гуманных личностей. До глубины души учащихся не доходят  эти советы, какими бы они ни были благими.
Тут не приходится удивляться тому, что обычно сын вора становится вором, дитя пьяницы – пропойцей, у курящего отца дети с малолетства пробуют вкус табака, тогда как дети честных тружеников становятся добропорядочными гражданами. Поистине: что посадили, то и взрастили… Хотя не бывает правил без исключений. В благоприятных условиях и у вора подрастает порядочный сын. А у пьющего отца вырастают дети-трезвенники. И наоборот. У идеальных родителей, дети, связавшись с неблагополучной средой, приносят страдания своим родителям.
Такая же картина прослеживается и в деле  обучения.
Как известно, рождение желанного ребенка – это счастье в семье. С самого его появления родители надеются, что он вырастет самым любознательным, самым сообразительным, едва ли не вундеркиндом.
Однако дети вырастают разными. Одни все схватывают на лету, а другим – трудно воспринять элементарные понятия.
Почему так происходит? Дать ответ на этот вопрос, видимо, сможет тезис: «Любой физически и умственно здоровый ребенок – это чистое вспаханное поле».
Хозяин на своем поле сможет посадить все, что ему заблагорассудится. Хороший хозяин будет любить, лелеять поле, убирать сорняки, вовремя его поливать, удобрять и беречь от вредителей. А иной хозяин может засеять поле, доверить его природе и забыть о нем до поры до времени, пока не взбредет ему в голову мысль убрать урожай.
Естественно, у второго хозяина урожай, если и вырастет, то будет скудным и подпорченным. Но в неудаче хозяин будет винить на себя, а Аллах. С ребенком нерадивых родителей происходит то же самое, что и с полем.
У вдумчивых родителей, вовремя замечающих и поддерживающих способности своего дитя, направляющих в нужное русло, сын или дочь вырастают усидчивыми, трудолюбивыми. Если родители воспитание своего ребенка пустили на самотек, ребенок вырастет «сорняком» на благодатной почве.
Из любого физически и умственно здорового ребенка можно вырастить отличника, добросовестно труженика, а при благоприятных условиях – и одаренного, всесторонне развитого человека.
Бывает и так, что даже при очень большом желании и усердии хозяин поля не может получить хороший и здоровый урожай. Тут ко всему сказанному ему необходимы знания, умения, навыки растить засеянное. Родителям тоже, кроме большого желания «вырастить вундеркинда», нужно знать психологию ребенка, его возрастные способности; нужно вовремя замечать в ребенке искорки способностей, а в характере – черты доброжелательности и искренности; нужен родительский дар, направлять способности ребенка по желанному руслу.
Любой хозяин поля знает: чтобы урожай радовал глаз, нужно прежде всего, иметь здоровую, плодородную почву и отборные полноценные семена. Родителям тоже, разумеется, необходимо знать, здоров ли их ребенок в умственном и физическом отношении или есть отклонения.
Если ребенок умственно или физически нездоров, он еще больше нуждается во внимании, заботе и правильном лечении. Однако развивать и такого ребенка можно и нужно только щадящими методами, с меньшими, но увлекательными нагрузками, благосклонным терпением.
Тут нужно сказать, что все родители – это выросшие дети, бывшие ученики. Характер взрослого человека во многом определяется привычками, сложившимися с детства. Однако родители по психологическим и физиологическим особенностям – уже не дети, поэтому переоценки жизненных ценностей становятся для них ориентиром в воспитании собственных детей. Родители, не постигшие и во взрослой жизни значение общечеловеческих нравственных ценностей, культурных достижений или радости от сделанной доброты, не могут развивать их у своих детей. Для того чтобы развивать у детей умственные способности, нравственные качества, родители сами должны быть интеллектуальными людьми. Родителю-воспитателю необходимо знать меру нагрузок для умственного развития ребенка, меру требовательности к его моральным качествам. Это значит, что еще в дошкольном возрасте родителям нужно увлечь ребёнка такими играми, которые развивают его мышление, память, способность наблюдать и сопоставлять увиденное. А в школьном возрасте нужно убеждать его в необходимости получения новых знаний для совершенствования своей личности: прививать любовь к духовной культуре, искусству, науке, контролируя ребенка в выполнении поставленных перед ним задач.
Дарования или способности сами по себе не приходят, как не приходят хорошие привычки, не вырабатываются нравственные качества. Навыки вырабатываются в упражнении ума. В повторении добрых поступков развиваются положительные эмоции, а хорошие привычки перерастают в устойчивый характер, точно так же, как способности перерастают в дарования.
Добрые намерения тоже могут исчезнуть, точно так же, как угасает всякий талант, когда не получает должного внимания и поддержки. Родители должны приложить максимум усилий для поддержания в ребенке положительных эмоций, побуждать его к добрым поступкам, внушать чувство уважения к интересам, склонностям окружающих людей.
Как правило, для развития способностей в ребенке воспитатели подбирают увлекательный материал, доступные  творческие задание, поощряют его успехи, внушают ему, что у него все получится, пользуясь при этом эвристическим методом. Даже если ребенок растет трудным, родители должны поверить в его способности, в доброе начало своего ребенка, тогда и ребенок поверит в свои силы.
Не вина ребенка в том, что он плохо себя ведет или плохо учится, а его беда. Родители обязаны не допускать такой беды. Как писал М.Горький: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда даже самый грубый труд – возвышается до творчества».
Однако одной родительской заботы, опеки, внимания, даже любви мало, чтобы воспитать из ребенка гуманного, всесторонне развитого человека. Как бы родители ни прививали ребенку любовь к умственному или физическому труду, как бы его они ни контролировали, ребенок может потерять интерес к учебе или вести себя неэтично, если в школе он не найдет должного внимания и требования к себе.
Ни для кого не секрет, что учителя более благосклонны к спокойным, подающим надежды на успешное обучение детям. Но нельзя забывать, что каждый отдельный ребенок – индивидуальная личность. Личность маленькая, нуждающаяся во внимании и поддержке. Именно трудновоспитуемые учащиеся составляют группы риска, подверженные негативному влиянию старших по возрасту. Поэтому, мне кажется, прав тот педагог, который уделяет пристальное внимание отстающим или психологически неуравновешенным детям. Ведь и они, дети, не подготовленные родителями к школе из-за своих ограниченных материальных или духовных возможностей, при чутком отношении педагогов тоже расцветают, как цветочки под теплыми лучами солнца.
Школьники, особенно учащиеся I ступени, видят в своем учителе старшего друга, близкого человека; верят, что учитель поможет разобраться во всех их детских проблемах. И не дай бог почувствовать ребенку, что учителю чужд его внутренний мир, безразлична его судьба: в такой ситуации ученик не только теряет интерес к личности учителя, но и к тому предмету, который он преподает. Там, где нет взаимопонимания или индивидуального подхода к отстающим или трудновоспитуемым учащимся, там не может быть успешного обучения или нравственного воспитания.
Поистине нелегкое это дело – быть одновременно требовательным и добрым, строгим и оставаться внимательным, быть на интеллектуальной высоте и в то же время шагать рядом с детьми, но это обязанность педагога.  Педагогам от природы быть таковыми ваятелями детских душ удается, и учащиеся подобным учителям бесконечно благодарны.
Больно, но приходится констатировать, что навязываемые нашим соотечественникам вульгарные журналы сомнительного содержания, различные видео- или телефильмы, демонстрирующие жестокость и, мягко говоря, легкомыслие и вседозволенность, создают разрыв между требовательностью педагогов, родителей и стремлениями некоторой части подрастающего поколения.
В немалой степени на подрастающее поколение оказывают свое влияние окружающая среда и случайное стечение обстоятельств.
Да и слухи о том, что «без родительского кармана невозможно попасть в вузы и в дальнейшем там учиться», осознание коррумпированности чиновнических аппаратов вносят разочарование в детские души. А в результате – немало недоученных, разочарованных, неспособных преодолеть трудности и добиться поставленных целей молодых людей покидают стены родных школ и вузов, пополняя группу риска. А ведь это наши дети, наши воспитанники, граждане нашей страны.
Безработица и озлобление на жизнь, ведущие некоторую часть к вредным привычкам, а порой и к преступности, – результат  нечуткого отношения к проблемам подрастающего поколения.
В этой связи возникает необходимость оздоровить общество – от законодательных органов до технического персонала, если нам дорого будущее нашего молодого поколения, так как ни один ребёнок не застрахован от влияния окружающей среды, если мы хотим верить в мирное счастливое будущее Земли.


 


Рецензии
Ваша статья поднимает важные вопросы.
И заставляет о многом задуматься.
С уважением и добрыми пожеланиями!

Татьяна Карелина7   29.05.2023 01:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо за визит и за добрые слова.
Всех Вам благ!

Айша Курбанова 3   29.05.2023 14:08   Заявить о нарушении