Формирование высоконравственной личности через общ

Самая большая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Уважаем человек в любом обществе, если он доброжелателен, общителен, непринужденно остроумен. У общительного человека на душе спокойно. Свои положительные эмоции он передает другим, заряжает их здоровой энергией. Поэтому к такому человеку тянутся окружающие, стараются больше времени провести в общении с ним или быть поблизости от него.
Другое дело с замкнутыми людьми. От природы угрюмые, они сами нуждаются в поддержке, в воодушевлении. Им, несловоохотливым, трудно войти в контакт с людьми и быть в центре внимания. Чем меньше у них желания пре¬одолеть закомплексованность, тем больше вероятности, что они будут одинокими в шумной компании. А публичное выступление для них будет мучительно-тяжелым процессом.
Общительность или замкнутость закладывается в самом ран¬нем детстве.
С желанным ребенком родители общаются часто, улыбаются ему, подчеркивая свою любовь и его значимость для себя.
Американские ученые сделали обследования детей, матери которых общались с ними еще во внутриутробном возрасте, и с теми детьми, матери которых не общались с ними до их рождения.
Учёные пришли к удивительному выводу, что те дети, «общавшиеся» с родителями во внутриутробном возрасте, оказываются более выносливыми, более развитыми в физическом и умственном отношении, растут спокойными, меньше хлопот доставляют своим родителям.
Приходится констатировать, что доброжелательное общение окружающих людей благотворно влияет на психику ребенка. Правда, одно общение еще не решает все проблемы психологического здоровья ребенка. Для его душевного спокойствия необходимо, чтобы он практически был физически и умственно здоров, развивался в благоприятных социальных условиях.
Физически здоровый ребенок красив, а красивый ребенок приятен окружающим. На него обращают большое внимание, даже незнакомые люди им любуются. А близкие люди души в нем души не чают, им гордятся. Взаимное общение родителей и детей ду¬ховно обогащает и тех, и других.
Таким образом, здоровый, окруженный вниманием ребенок, развивается в умственном отношении интенсивнее, чем его ровесник, предоставленный сам себе.
Проблемы с общением у нездорового ребенка или же ребенка, лишенного должного внимания, возникает уже в  младенческом возрасте. Такому ребёнку трудно войти в роль героя сказки, трудно запомнить стишок, трудно быть заводилой в играх.
Эти проблемы особенно остры в школьном возрасте, когда он обязан на виду у всех отвечать на вопросы учителей, быть объектом восприятия коллектива.
Ограниченный кругозор, не дай бог, еще и физические недостатки, заставляют ребенка «уходить в себя», он старается не попасть, к кому бы то ни было «на язык», одним словом, «не быть посмешищем» в окружающем его обществе. Уход в себя – это своеобразная защитная оболочка, инстинктивное желание беречь душевное равновесие и нервы.
Поэтому первостепенной задачей воспитателя по отношению к замкнутому ребенку является нахождение в нем достоинств, заслуживающих, если не восхищения окружающих, то хотя бы вызывающих к нему уважения со стороны коллектива, в котором он оказался. Например,  желанием ребёнка оказать помощь кому-то, проявление рождающихся в нём ростков способностей к какому-нибудь занятию, умение ухаживать за домашними животными, увлечение уходом за комнатными растениями.
Ребенок, чувствующий уважение коллектива, быстрее и без-болезненнее справляется с синдромом неполноценности.
Чувство «обычности» дает ребенку возможность раскрыться, как неминуемо текущее время дает возможность раскрыться изумительной красоты цветку. Однако внешняя красота недолговечна, как недолговечны лепестки цветка. А одухотворенная внутренняя красота – внутренняя потребность ребенка, делать другим людям добро, сочувствовать окружающим, желание своим теплом и светом украсить окружающий его мир – это главный стимул в формировании личности ребенка. Внутренняя потребность, как и здоровые семена цветка – это основа творческой деятельности и продолжения активной жизни.
А другая задача воспитателя состоит в том, чтобы уберечь данного ребенка от чреватого для него высокомерия, от чрезмерного подчеркивания своего превосходства.
Это отнюдь не значит, что нужно придерживаться рамок «золотой середины». Тут возникает необходимость ведения ребенка по не всегда гладким тропинкам реального мира, чтобы не дать ему разочароваться в возникающих в его сознании «воз¬душных замках».
Постоянное общение со сверстниками, с взрослыми, даже с младшими детьми даст ему возможность изучить себя и окружающий мир; поверить в свои способности и восхититься трудами окружающих его людей или  достижениями предшественников; полюбить человека, как отдельного индивида и принять жизнь во всем его разнообразии.
«Трудясь, работая, познавать красоту в самом себе – вот настоящий труд, – писал В. А. Сухомлинский. – Только через труд лежит путь к мудрости, творчеству, науке».
Именно такой труд каждой личности над собой и его желание, познавать красоту в других, приведёт к стабилизации в обществе, в целом.
Общаясь, познавая себя и других, стараясь делать друг другу добро, можно и нужно оздоровить общество, к чему и стремится МКУ «Каякентский НМЦ по ФДЧО».
 
Курбанова А.Х., научный сотрудник
МКУ «Каякентский НМЦ по ФДЧО».

Использованная литература.

1. Общая психология. Учебник для студентов. Под редакцией А. В. Петровского. М. «Просвещение». 1976.

2. Сухомлинский В. А. «Как  воспитать настоящего человека». Избранные произведения в 5 томах. Киев, 1979 г. Т. 2. с. 298.

3. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М. ОЛМА Медиа Групп. 2008 г. – Автор-составитель В. Беляев. – 848 с.


Рецензии
Очень хорошо!

Николай Тцаров   01.08.2023 14:06     Заявить о нарушении
Благодарю вас за рецензию.
Всех Вам благ!

Айша Курбанова 3   08.08.2023 15:08   Заявить о нарушении