Глава 3 Церкви Украины Часть 1-8 Свадьба Дубль 2

Возложение цветов к памятникам Каменец-Подольского.

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 1-8  СВАДЬБА ДУБЛЬ 2

Все родственники Кости приехали тогда, когда регистрация брака в ЗАГСЕ уже была произведена.
Тем не менее специально для них вся остальная часть свадебного обряда была повторена снова.

Сначала 17-го все ходили в училище на выпуск. Было очень красиво, тожественно.

18-го сова нарядили машины.

Наташа опять одела свой свадебный наряд: и платье и фату и белые перчатки и  босоножки.

Снова нарядили в ленты и цветы машины. Впереди, конечно, наша красавица - Волга. За ней ещё несколько машин. Получился настоящий свадебный поезд.

Ездили кортежем по городу (две Волги, Жигули и Запорожец).

Свадебный кортеж долго ездил по городу. Снова возлагались цветы к памятникам Ленина у горкома партии, в сквере танкистам, освободившим город, у действующего фонтана, и ещё кому-то (кажется, Ватутину).

После маршрута по современному Каменцу, наш кортеж направился в СТАРЫЙ ГОРОД.
Это уже напоминало  - экскурсионную поездку. Чтобы гости лучше рассмотрели все интересные места: старинные дома на тесных улочках, площади, костёлы, церкви и многое другое - машины постоянно останавливались. Все выходили, чтобы вблизи лучше рассмотреть увиденное ими через открытые окна машин.

Поскольку все гости гостили в Каменце ещё несколько дней, многие возвращались и в СТАРЫЙ ГОРОД и в СТАРУЮ КРЕПОСТЬ ещё не раз...

В этот раз особенно эффектной была идея заехать в действующий костел. Играл орган. Мы потихоньку заняли места на задних пустовавших скамейках. Немного посидели. А когда стали выходить, неожиданно на органе стал исполняться марш Мендельсона. Если раньше сомневались - стоит ли заезжать православным верующим в католический костёл, то после такого музыкального сопровождения, мы об этом не пожалели...

После костёла все поехали в ресторан. Были студенты – сокурсники Наташи. Курсантов было мало – уже все после выпуска разъехались по домам.

Поскольку накануне на всех произвело большое впечатление посещение кафедрального собора Петра и Павла, мы предложили ещё раз поехать в этот костёл и посмотреть на надгробный памятник Лауры Пшездетской. Тем более, что костёл находился в самом центре города.

Стоило туда съездить хотя бы для того, чтобы посмотреть на великолепный интерьер костёла, созданный гением Джованни Сампини.
Поражают своей красотой оригинальные витражи, деревянный алтарь и фрески, которыми Джованни Сампини  расписал стены костела копиями картин выдающихся итальянских художников.

Но особенно нам хотелось, чтобы родственники Кости, приехавшие в первый раз в Каменец-Подольский, увидели  надгробия Лауры – дочери графа Кароля Пшездецкого, которая погибла в совсем юном возрасте, упав с лошади.

Это надгробие исполнено из белого мрамора и является символом чистоты  и непорочности души и скоротечности  человеческой жизни.

Чтобы не «изобретать велосипед», я попросту здесь приведу статью Юлии Воронцовой, в которой она рассказывает историю этой скульптуры. А сами снимки этой скульптуры я приведу в следующих Частях...

    НАДГРОБНЫЙ  ПАМЯТНИК  ЛАУРЫ  ПШЕЗДЕТСКОЙ

В часовне Непорочного Зачатия Петропавловского кафедрального костела в Каменце-Подольском установлена необычная скульптурная композиция из белого каррарского мрамора.

На ложе словно живая, с разметанными на подушке локонами, лежит прекрасная дева. Тонкое покрывало, прикрывающее ее до половины, подчеркивает изгибы стройного тела. С первого взгляда может показаться, что девушка спит, но по некоторым признакам (скрещенные на груди руки, потухший факел) понимаешь, что сон ее вечный.

Рядом с ней, словно залюбовавшись ее красотой, в тихой грусти застыл ангелочек.

На полу - раскрытая книга на 21-й странице.

Справа и слева от ложа установлены бюсты мужчины и женщины - родственников умершей.

Эта скульптурная группа – знаменитый надгробный памятник Лауры Пшездецкой, шедевр скульптора Виктора Бродского весом около четырех тонн. Поражает, с какой точностью выписана каждая деталь. Мастер вдохнул жизнь в обычный кусок мрамора – настолько скульптурная композиция кажется реалистичной.

Символическим смыслом наполнены самые обычные предметы (заметьте, книга открыта именно на 21 странице – возраст, в котором умерла Лаура Пшездецкая.

Угасший факел в руках ангела символизирует скоротечность человеческой жизни).

Сегодня памятник-надгробие Лауры представляет не столько культовую, сколько высокую художественную ценность. Оно стало бы украшением любого музея. В одно время за Лаурой охотились крупные музеи России, в частности, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) и Русский музей (Санкт-Петербург).

Появление на свет этого произведения искусства связано с трагической судьбой шляхтички Лауры Пшездецкой, происходившей из знатного графского рода.

В Каменце-Подольском многие жители знают эту печальную историю.
В 21-летнем возрасте с девушкой случилось несчастье - она упала с лошади и повредила спину. Диагноз врачей звучал как приговор – перелом позвоночника. Лаура была обречена. Ее отец, граф Карл Пшездецкий, все еще надеясь спасти любимое дитя, повез дочь в Италию. Но медицина была бессильна. Домой, в их дворец на Черном Острове (сегодня это маленький поселок в 17 км от Хмельницкого), Лаура вернулась уже мертвой.

Убитые горем родители обратились в 1874 году к украинскому скульптору Бродскому с просьбой увековечить их любимую дочь в камне.

Над созданием памятника мастер трудился в своей мастерской в Риме в течение долгих двух лет.

Наконец, в 1876 году скульптурная композиция была готова. Ее перевезли на Украину, на Черный Остров и установили в костеле Пшездецких, служившем фамильным склепом.

В 30–х годах XX века этот костел превратили в клуб.
В 1938 году надгробие Лауры перенесли в новоиспеченный музей - Кафедральный костел Петра и Павла.

Туда же на сохранение привезли еще две работы Бродского – скульптурные бюсты графа Пшездецкого и молодой женщины – то ли самой Лауры, то ли ее старшей сестры Марии.

Несмотря на то, что с 1991 года Петропавловский собор перестал быть музеем и на сегодняшний день является действующим католическим храмом, каждый турист и житель Каменца-Подольского может беспрепятственно полюбоваться скульптурным шедевром Виктора Бродского.

«Лаура» пребывает в соборе на законных основаниях. Вообще-то она числится за Каменец-Подольским историческим музеем-заповедником, а с Петропавловским костелом у музея договор о сотрудничестве. Однако жители поселка Черный Остров не теряют надежды вернуть «Лауру» на родину – в бывший костел Пшездецких, возобновивший свою деятельность с 1992 года.

Тем более что, как утверждает настоятель Черноостровского костела, останки Лауры, ее отца Карла и матери Софии Пшездецких до сих пор находятся в замурованной усыпальнице под храмом.

Источник:статья Юлии Воронцовой
http://dorogovkaz.com/

После посещения костёла Петра и Павла, мы все отправились в Старую крепость.
Приятно, что у нас остались фотографии об этой поездке.

С плотины влево вверх была дорога в старую крепость, обнесённую многометровыми земляными валами.

По углам крепости стояли высокие башни. В одной из них при въезде слева несколько лет томился народный герой Кармелюк.

Башня находилась над обрывом, высотой примерно метров 150 - 200. Внизу протекала та же речка Смотрич. Надо сказать, что из этой башни Кармелюк несколько раз бежал, спустившись с обрыва. Вода с плотины и вода речки соединялись за  плотиной и текли дальше, мимо башни Кармелюка, и через несколько километров впадали в  реку Днестр, по ту сторону которого находилась Бессарабия.

До войны (до 1939 года) по ней проходила граница. Поэтому город был приграничным. Сам город в то время числился областным центром, и только после войны областным центром стал Проскуров, переименованный потом в Хмельницк.

В Каменец - Подольском жил писатель Беляев, который написал роман «Старая крепость», по мотивам которого была снята картина «Тревожная молодость».

В городе некоторое время, в молодости, жил и начал работать Павел Корчагин.

Современный Каменец-Подольский после войны был полностью восстановлен и благоустроен, и даже построены хрущёвские пятиэтажки.


19-го июля накрывали ещё раз свадебный стол  -  для соседей.

На этот раз столы накрывали во дворе, напротив  окон квартиры бабушки Веры.

Опять много готовили.  Конечно, была домашняя буженина, которую  очень вкусно запекала баба Вера в обычной большой кастрюле.

Рита приготовили прекрасные голубцы и было много чего другого... К винам и водке, привезённым из Москвы  пришлось кое-что докупить на месте.

20-го на рассвете мы уехали домой, так как Эле с Мариной 22-го нужно было выходить на работу.

В общем, мы сделали всё возможное и невозможное. Нам в течении всех лет ставили в упрёк, что мы не позвали на свою свадьбу бабушку Веру и Риту. Таким образом наше участие в проведение свадьбы Наташи отчасти явилось нашей реабилитацией.

Кроме того, мы присутствовали со стороны Дудко в единственном числе. У Нэли – жены Витиного двоюродного брата  - случился в это время  аппендицит с перитонитом, поэтому из Минска никто не приехал.

Мы купили подарки: магнитофон – «Тоника» - за 276 рублей, две кассеты докупили, Наташе – перчатки, ей же девочки подарили французские духи – «Клемма», Косте мы подарили французский одеколон, подарили конфеты – шикарная коробка за 17 рублей и поменьше – ассорти. В общем, одних подарков – на 350 рублей.

Привезли из Москвы водку и продуктов на 100 рублей.

По приезде сразу же истратили ещё 100 рублей на продукты. Итого уже = 550 рублей.

На бензин ушло 70 рублей. За ночлег в Киеве – 10 рублей и 80 рублей мы истратили в дороге (нас всё-таки было 5 человек, а с Динкой – 6).

Ещё 80 рублей на продукты в дорогу и обеды. Поэтому от покупки холодильника пока придётся воздержаться (временно).

Нам поездка обошлась в 700 рублей, не считая того, что мы ещё покупали продукты на ежедневное питание дома всей семьи, собравшейся в бабушкиной квартире и - на праздничный стол во дворе, который накрывали на свадьбу - "Дуболь 2" для соседей и всех приехавших гостей...

Рита и Костина родня подарок преподнесли молодым деньгами.

Для сравнения приведу выдержку из статьи в интернете:

От Брежнева до Горбачева: как изменилась зарплата...
staryiy.livejournal.com›6015423.html

"Надо сказать, что по годам советские зарплаты менялись. Конечно, в большую сторону. Во всяком случае, что касалось инженерных специальностей. Так, если в 1975 средний оклад инженера составлял 126 рублей, то в 1980-м это уже было 148 рублей, а в 1985-м — 186. Сколько это получалось в современных деньгах? Сколько советский инженер получал в пересчете на современные деньги. 2. ... И ограничимся временем заката брежневской эпохи — 1980-м годом. В ту пору доллар официально стоил 60 копеек..."

Для нас такая поездка, конечно, представляла определённые трудности...

В Каменце всё приняли, как должное, может быть, поэтому спасибо нам не сказали. Наверное, в этом и заключается жестокость бренного мира – для тех, кто был бы благодарен, мы не делаем таких подарков и не оказываем должного внимания.

Я думаю, что Наташа и Костя должны были бы запомнить эту свадьбу на всю жизнь.

По крайней мере, мы со своей стороны сделали все возможное, а, может быть, и невозможное, чтобы всё прошло гладко и торжественно.

Это был 1981 год. Наши дети были такими молодыми и, надеюсь, счастливыми...

Вот теперь, с чистой совестью я могу перейти к многочисленным Частям этого раздела, показывая достопримечательности сказочного города Каменец-Подольского, сопровождая их комментариями, чередуя их с фотографиями, сделанными на свадьбе Натали в июле 1981 года.
А свадьба послужила нам связующим звеном для приглашения наших Читателей на это путешествие. Смотрите и любуйтесь снимками, ведь сегодня в Каменец-Подольский поехать сможет далеко не каждый...

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии