Учитель искусств
35-летний Юбилей педагогической и археологической деятельности надворного советника Владимира Михайловича Терёхина - хранителя Музея при Пензенском художественном училище им. Селивёрстова праздновался в Пензе широко и торжественно.
Юбиляра горячо приветствовали его многочисленные ученики, приехавшие со всей губернии, педагоги, учёные и сослуживцы. Местная печать освещала это событие своими публикациями.
Вот, например, одна из статей, появившаяся в Пензенских губернских ведомостях (стилистика сохранена):
«В.М.Терёхин. По поводу предстоящего 22 ноября 35-ти летнего юбилея его педагогической и археологической деятельности.
Всем известно, что мы своё отечество знаем несравненно меньше, чем его знают иностранцы. Это происходит оттого, что в силу исторически сложившихся причин у нас мало обращалось внимания на изучение своей страны. Поэтому всякий наш соотечественник, хоть что-нибудь сделавший для изучения нашей обширной страны, заслуживает благодарности своих современников и потомства. К числу таких немногих лиц принадлежит Владимир Михайлович Терёхин, который немало приложил труда на историко –археологические исследования пензенской губернии.
В его действительности надо отметить две стороны: педагогическую и археологическую.
Как учитель рисования, он воздействовал на своих питомцев путём гуманного и благожелательного обращения, за что всегда и везде пользовался искренней неподдельной любовью учащихся. Сначала он был учителем в краснослободском уездном училище, затем – в саранской женской промгимназии, наровчатском уездном училище, краснослободской женской промгимназии, пензенской учительской семинарии и, наконец, в пензенской 2-й женской гимназии, где служит в настоящее время.
Работы Вл. М. по исследованию Пензенской губернии в историко - археологическом отношении так важны, за них он удостоен звания действительного члена Пензенского губернского статистического комитета; в 1892 году состоял членом – сотрудником организационного комитета международных конгрессов в Москве зоологической и исторической археологии; в 1897 году был избран хранителем музея при пензенском селивёрстовском рисовальном училище, в каковом звании состоит и теперь; в 1900 году за церковно-археологическую деятельность получил благодарность от управляющего музеем Императора Александра III и большую серебряную медаль в память открытия этого музея.
В.М. произведено несколько археологических раскопок и собрано громадное количество интереснейших древних предметов. Коллекции их пожертвованы им в музей при пензенском статистическом комитете и селивёрстовском училище, каждая коллекция от 200 до 400 предметов. В селевёрстовском училище он положил основание отделов музея – археологического и церковного.
Свои исследования края и предметы, найденные при раскопках, описаны В.М. в статьях, помещавшихся преимущественно в «Пензенских Ведомостях» за 1889-1900г.г. Эти статьи представляют настолько ценный научный интерес, что на них обращено внимание и за границей; так, одна из них – «Описание Ефаевского могильника» переведена на английский язык (см. брошюру: «Hull museum publications, 13,March, 1903, Efaefsk tu mulus», стр.3-10).
В.М. занимался и продолжает заниматься также разбором и снятием копий с древнерусских рукописных грамот.
Будем надеяться, что труды Владимира Михайловича никогда не будут забыты.
Бывший ученик»
ОСЕННИЙ САД
1875г. Наровчатское Уездное училище.
В класс вошёл новый учитель, и мы дружно встали в приветствии. Это был молодой человек среднего роста, одетый в чиновничий мундир с двумя звездочками на погонах , с серьёзным лицом и очень внимательным взглядом.
Первый урок рисования начался необычно. Владимир Михайлович, как представился учитель, раздал всем картонные планшеты с листами бумаги и карандашами, и мальчишки, построившись парами, весело зашагали на улицу.
Пройдя с четверть версты вдоль Соборной улицы, учитель остановился перед бревенчатым домом с белоснежными в резном обрамлении окошками и причудливым крылечком. Этот дом, мало чем отличавшийся от соседних, был хорошо знаком детям, многие из которых ежедневно пробегали мимо него в училище.
Дом, принадлежал наровчатской крестьянской семье, но теперь сдавался в наём, и к началу учебного сезона его заняла семья учителя с женой, матерью и младшим братом.
Владимир Михайлович открыл калитку и жестом пригласил ребят пройти в сад. В саду их встретила молодая стройная женщина с красиво уложенной на голове косой. Она раскладывала румяные блестящие яблоки в корзинки, расставленные на большом столе, покрытым двумя скатертями с вышивкой. С обеих сторон стола стояли деревянные лавки. Женщина оказалась супругой Владимира Михайловича. Приветливо пригласив всех садиться за стол и угощаться садовыми дарами, женщина ушла в дом, предоставив Владимиру Михайловичу возможность, наконец, начать свой первый урок под дружный яблочный хруст учеников.
- Посмотрите внимательно на сад, - обратился учитель к нам, мальчишкам, только начинающим входить в подростковый возраст. Как Вы опишите его словами?
- Сад как сад, - раздались сразу два голоса с причмокиванием. А что в нём особенного? У нас у всех сады да огороды есть, а у некоторых и поболее этого.
- Разве дело только в размере?- удивился Владимир Михайлович. Посмотрите внимательнее. Ещё недавно деревья были тёмно-зелёные и давали густую тень, а теперь их редкие листья раскрасились во все оттенки зелени, приобрели жёлтые, багровые и оранжевые тона. Разве не красиво?
- А теперь переведите взгляд ниже, на огород с ярко-оранжевыми тыквами, на соцветия лиловых и белоснежных хризантем, фиолетовых и розовых садовых звёзд - астр . Разве не прекрасен сад в сентябре? Вглядитесь, как он спокоен и гармоничен под неяркими солнечными лучами. Нет в нем прежней летней пестроты. А какой воздух, чувствуете?
Притихшие вдруг ребята, положив на стол недоеденные яблоки, разом, прикрыли глаза и засопели носами, вдыхая приятную прохладу окружающего воздуха с лёгким запахом сена, земли и подпревающих листьев.
- Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- тихим голосом, с выражением продекламировал учитель и снова обратился с вопросом к нам:
- знаете, что за поэт описывал так осень?
- Пушкин, - дружно выкрикнули ребята. Уж творчество Александра Сергеевича местная детвора знала с пелёнок.
*
Рядом, на Соборной площади находилась великолепная усадьба известного государственного деятеля, генерала Ивана Андреевича Арапова и Александры Петровны Ланской - дочери Натальи Николаевны Пушкиной - Ланской от второго брака.
Дворянам Араповым принадлежало крупнейшее в России образцовое хозяйство в селе Воскресенская Лашма Наровчатского уезда с винокуренным, ректификационным и конным заводами, лесопильней, сыроварней, свинофермой и технически оснащённой мукомольной мельницей.
Но знатные дворяне и благотворители Наровчата Араповы были не только рачительными хозяевами, они были людьми не равнодушными к искусству: живописи, музыке, театру, поэзии… то есть, всему тому, что является художественно-образными формами воспроизведения действительности.
На усадьбе был свой театр. Интерьеры их домов украшали многочисленные картины и портреты. В том числе портреты кисти в то время уже знаменитого академика живописи Ивана Кузьмича Макарова:
Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, Натальи Александровны Пушкиной, Марии Александровны Гартунг (Пушкиной), а чуть позже – портреты внучек Натальи Николаевны: Ольги и Варвары Араповых и девочек-сестёр Натальи и Елизаветы Араповых.
До 1870 года в Пензе существовала живописная школа Макаровых, основанная отцом Ивана Макарова – Кузьмой Александровичем –крепостным пензенского помещика. Туда можно было поступить при наличии интересных работ и успешной сдаче экзамена по рисунку, а оттуда, например, – в Санкт - Петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения. Но особо одарённые могли продолжать учёбу в столицах сразу, правда по рекомендации и при наличие средств.
Так в 1893 году по протекции и финансовой поддержке Ивана Андреевича Арапова в Рисовальную школу Общества поощрения художеств поедет учится крестьянский сын, будущий известный «художник радости» Федот Сычков. А Владимир Михайлович Терёхин, помимо основной работы в народных училищах, будет давать талантам частные уроки живописи.
Позднее, в 1898 году, в Пензе откроется художественное училище им. Н.Д. Селивёрстова с художественно – промышленным музеем при нём, бессменным хранителем которого будет назначен Владимир Михайлович Терёхин. Но это произойдёт спустя ещё несколько лет, а пока…
*
Сентябрь, 1875г. Наровчатское Уездное училище
- А теперь давайте посмотрим на наш сад по другому, - предложил учитель, указывая на нижнюю ветку одного из вишнёвых деревьев.
В том месте, где ветка крепилась к стволу дерева, ребята заметили паутину, к которой прицепился небольшой пожелтевший листик с капельками росы.
- Посмотрите на сад сквозь эту паутинку и представьте, что рисуете картину. Что вы нарисуете самым большим по размеру, а что будет самым маленьким по масштабу на листе бумаги?
Мальчишки выстроились друг за другом, и стали по очереди заглядывать сквозь центр сотканной пауком тонкой нитяной спирали. Сразу за ней были видны большие ветки соседних деревьев, но чем дальше в глубину сада, тем деревья казались меньше и меньше, а тропинка к забору вообще превращалась в точку.
- В живописи это называется «прямолинейная перспектива», - продолжал объяснять учитель. Видите, чем предмет ближе, тем крупнее. Значит, если художник смотрит с этой точки сада, то самой большой будет паутина с капельками росы, которой, если рисовать сад от калитки, не будет совсем.
Именно так надо переносить объёмный пейзаж натуры на плоский лист бумаги. Картина, написанная таким образом, нередко служит символом не только реалистического, но еще и прямолинейного взгляда на мир.
Лица учеников стали удивлёнными, а некоторые из них даже открыли рты. Никогда раньше не приходило мальчишкам такое в голову. Они рисовали, выстраивая, главным образом всё на переднем плане в линеечку, заполняя пустующее пространство небом.
-А вот, если художник хочет в своей картине зашифровать какое-либо образное послание для зрителя, - продолжал Владимир Михайлович, - или показать, что находится за деревом, кто спрятался за забором, то он информационно значимые объекты разворачивает к зрителю или рисует их крупным планом, не зависимо от того, как они расположены на натуре. То есть, создаёт, так называемую, «Обратную перспективу».
Приём обратной перспективы вы можете наблюдать, например, глядя на православную икону. Иконописец изображает предметы так, что они вдали не становятся меньше. Если видите книгу в руках святого, то можете прочесть и текст, если видите стол, то видна и вся трапеза. На иконах отсутствует линия горизонта – ведь пространство бесконечно. А все линии изображения словно сходятся к стоящему перед ней прихожанину, зрительно открывая ему путь в вечность…
Вам понятно моё объяснение? – спросил учитель, и детские головки в фуражках дружно закивали.
- Тогда вот вам первое домашнее задание. Принесёте мне на следующий урок рисования картину с изображением своего сада, а я постараюсь угадать ваше настроение, а может быть даже и ваши мысли, с которыми вы будете писать то, что раньше видели каждый день, а увидели лишь сейчас.
На следующем занятии по рисованию была устроена выставка « Мой сад». В этих работах, независимо от качества их исполнения, уже угадывалась стремление передать красоту природы, мысль, индивидуальность каждого ученика. Глядя на эти рисунки уже никто не мог сказать: «сад как сад».
ДЕРЕВЯННОЕ УЗОРОЧЬЕ
На одно из занятий Владимир Михайлович под детские смешки за спиной, притащил в класс целый оконный наличник и показал, рисуя мелом на доске, как правильно изображать на плоскости в объёме геометрические фигуры.
Пока ребята, шурша по листу бумаги карандашом, пытались срисовать деревянный узор наличника, учитель не спеша начал свой рассказ.
- В Наровчате все бревенчатые дома украшены деревянной резьбой. Эту древнюю русскую традицию ваши отцы переняли от дедов, а те от своих прадедов, которые съезжались в эти края с разных уголков Московии строить и заселять по царскому указу город - крепость Наровчатское городище.
Деревянная дубовая крепость для защиты от кочевников с 6 башнями, обнесенная частоколом, валом и глубоким рвом, наполненным водой из реки Шелдаис, выросла здесь к началу XVI века на землях мордвы, вошедших в состав русского государства.
Служилые казаки (стрельцы, пушкари) и воевода, которые со своими семьями наделялись землёй, освобождённой от налогов, основали вокруг крепости слободы: Старая Сотня, Новая Пятина, Панская, Дворцовая, Бобыльская. Собирались здесь, на Восточной Украине (Окраине) и старообрядцы, бегущие от преследований «никонян». Раскольники (беглопововцы, безпоповцы), которых в народе называли кулугурами, селились отдельными деревнями.
Все поселяне несли в этот край родовые знания и разнообразные культурные традиции от музыкальных, орнаментных, гончарных, обрядовых, кулинарных до строительных: поселение разрасталось бревенчатыми срубами, украшенными ажурной деревянной резьбой.
- После последних слов учителя, в классе поднялся лес нетерпеливых рук. Мальчишки вставали друг за другом по знаку учителя и наперебой хвастались своими умениями в столярном деле. И это не вызывало удивления. Все ребята с малолетства помогали своим отцам и старшим братьям и избы в порядке держать, и мебель мастерить, и бытовую утварь и шкатулки для сестёр под бусы вырезать.
- А где Вы узоры для своих поделок берёте? – спросил у учеников Владимир Михайлович.
- Как где? Тятя помнит, ему ещё его отец показывал. А ещё у соседей перенимаем то, что покрасивше. Вот, например, сейчас, в городе многие оконные резные наличники сверху ажурной лобовой доской прикрывают – окошки прямо объёмные, как в сказочных теремах получаются!
- Верно, - заметил учитель рисования. Такое оформление окон очень характерно для этих мест. А традиции определенных узоров сохраняются веками, передаваясь от дедов к внукам. Однако время всё же стирает из памяти определенные традиционные детали, добавляя новые замысловатые элементы, как вы говорите « покрасивше». При этом, порой, забывается тот глубокий смысл, который заложен в них был изначально.
- А какой в них может быть смысл?- забыв поднять руки, загудели ученики.
- Традиции деревянного узорочья так глубоко корнями уходят в древность славянских народов, - стал пояснять Владимир Михайлович, - что теперь уже и узнать не возможно. Но традиция эта гораздо старше православной культуры, и раньше не только служила украшением, но и несла, как считали, обережную функцию. Впрочем, как и роспись, как и тканые узоры. С помощью узорчатой резьбы защищали окна, ворота, дымоход, порог, то есть то, что связывало семью с внешним или, как еще считалось, потусторонним миром. Каждый узор, каждый знак имел свое прочтение и своё назначение в деревянной резьбе.
Вот, посмотрите на резной наличник повнимательнее, - указал учитель на деревянное обрамление окна, которое зарисовывали мальчики. Резьба наличников должна была отображать картину мира в представлении древних славян. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место.
Верхняя часть символизировала собой два уровня неба, которые носили названия «хляби небесные» и «небесная твердь». Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши, а под хлябью понимали живительную, плодородную влагу, принимающую вид волнистой линии или полукружий.
Символом «земной тверди» служила нижняя часть наличников. Здесь удлиненные ромбы с точками внутри и двойными пересекающимися полосами отображали вспаханное и засеянное поле. Боковые части наличников мастера резьбы называли «полотенцами». А все четыре части – боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Все четыре стороны содержали в себе солярный символ - изображение Солнца.
О неразрывной связи между прошлым и будущим напоминали, порой, кони, смотрящие от солярного знака в разные стороны.
В древней символике встречается «крин» (лилия), то есть цветок, состоящий из трёх лепестков: два из которых опущены вниз, а центральный - вверх. Крин символизировал тройственность мироздания. О единстве трех царств – небесного, земного и потустороннего говорил и большой ветвистый цветок - символ мифологического Древа Жизни.Оберегали хозяев дома изображения славянских богов. Удачу и достаток женщинам привлекало многократное изображение Макоши - богини судьбы и плодородия. А символ «ростка», который древние резчики помещали внутри Макоши, призывал зарождение новой жизни. Божество плодовитости, как правило, украшало верхнюю часть наличников.
Границы хозяйства и покой домашнего скота охранял «скотий бог» Велес, в виде символа – рогов, похожих на латинскую букву V. А оберегом от гнева Перуна – попадания молнии во время грозы в избу служили шестиконечные, либо восьмиконечные звезды, вписанные в круг…
Резкий звук колокольчика, извещавшего об окончании урока внезапно прервал необыкновенно интересный рассказ учителя, который рисовал великолепные, поучительные картины об устройстве бытия, но на этот раз не на бумаге, а в нашем сознании.
СЕКРЕТ АБАШЕВСКОЙ СВИСТУЛЬКИ
Город Наровчат славился своими ярмарками, куда стекались торговцы с окрестных сёл и городов. Огромная Базарная площадь в такие дни шумела праздничной толпой, стучала по металлу, мычала, блеяла, кудахтала, пела и свистела. Для забавы местной детворы предлагался большой выбор деревянных дудочек и ярких свистулек из глины в виде забавных зверушек. Изготовлением таких игрушек – свистулек особенно славилось село Абашево. Глиняные быки, кони, бараны, козы и петухи словно соревновались друг с другом своим неповторимым сказочным видом.
Вот как-то нашим мальчикам из училища довелось зарисовывать на уроке несколько таких абашевских фигурок, которые принёс учитель.
Урок начался, как и раньше, с погружения в историю Наровчата. Владимир Михайлович, предполагая, что прошлый урок истории ученики усвоили, продолжил свой рассказ.
…После ликвидации Петром I пограничной угрозы, крепость потеряла свое значение. После чего, часть служилых людей , что пожелали остался в здешних местах, перешли в полувоенное сословие однодворцев Великого государя дворцового села Наровчатое городище. Интенсивное развитие промышленности (мукомольной, спиртовой, пеньковой и др.), ремёсел и торговли с 1780 года превратили село в город Наровчат. А городские умельцы, как мужики, так и бабы, из года в год перенимали друг у друга искусные ремёсла. Остатки строительных брёвен шли на ложки, кора - на лапти и плетеные короба, щепа шла в костер для обжига керамики, а из кусочков остававшихся после лепки необходимых в хозяйстве вещей, родители делали своим детям забавные игрушки и свистульки. Все шло в дело, производство было безотходным и чистым. Такие вещицы в качестве сувениров и подарков охотно закупал у народных умельцев даже Московский царский двор.
Изучая народные традиции резьбы по дереву, - продолжал учитель, мы уже говорили с вами, что в стародавние времена человеку были свойственны две взаимодополняющие друг друга вещи: сохранение традиций и проявление творческой индивидуальности. Вот поэтому всюду, где существовало гончарное искусство, были и игрушки - свистульки, но везде – со своими отличительными особенностями, своими «изюменками», что в итоге, сильно отличало одни изделия от других.
Начнем с традиций. Помимо детской забавы, в дохристианские времена игрушки - свистульки использовались как ритуальные фигурки, связанные с весеннем праздником «свистопляска», посвященному Богу Солнца Яриле.
Известна с древности и обережная функция свистулек. По славянским понятиям, свист отгоняет «нечистую силу», злых духов, создает определенный настрой вокруг, переманивает на себя болезни. Считалось, что на любую стихию, на любое растение или животное можно повлиять, настроившись на них соответствующей звуковой волной или свистом определенной высоты.
Важное сакральное значение имели также цвет и форма. Поэтому для звучащих игрушек абашевских умельцев, традиционными цветами являются: красный (огонь, солнце, цвет земли), зеленый (растительный орнамент, символ возрождения жизни) и синий (вода, небо и космос). Причем, раскрашивались эти игрушки-свистульки однотонно, в насыщенные оттенки этих цветов, и лишь рога, копыта или волосы оживлялись золотой солнечной краской.
По форме же, абашевские свистульки создавались без стремления передать анатомические особенности. Это - мифические образы: причудливые драконы, петухи, фантастические собаки, полканы (полу-кони полу-люди) и др. Но особо выделялся олень, огромные рога которого, напоминали ель.
- Давайте подумаем, почему? Ведь оленьи рога больше напоминают раскидистые ветки лиственного дерева. Да и мифы такие есть о «Мировом древе».
Мальчишки призадумались. Действительно, почему такой вопрос ни разу не приходила им в голову? Видимо потому, что повседневное, став привычным, уже не вызывает любопытства. Но новому учителю искусств это удалось.
- Помните, я рассказывал вам, - продолжал Владимир Михайлович, что на строительство Наровчатского городища съезжались люди с разных мест, и нередко с северных окраин? А ведь в древнерусской северной мифологии Мировым Древом является именно Ель.
И ещё. В древности Оленя иначе называли "Елень". То есть, слово "ель" было одного корня со словом "олень". Но расходились со временем люди – носители первоязыка, рассыпая его на диалекты. И вот теперь уже на Южной Украине (Окраине) имя Елена звучит, как Олена, а Алёша – как Ольоша. Да и гиперборейский жрец-архитектор первого древнегреческого Храма Аполлона в Дельфах носил имя Олен! То есть, жрец, родом с территории Северной Руси по имени Олен, строил в Древней Греции первый храм, посвящённый Богу Солнца! Об этом говорят мифы Древней Греции и подтверждают археологи.
Впрочем, здесь мы забрались уже слишком далеко…вернемся назад, к славянским мифам, богам и свистулькам села Абашево, в виде барашков, козликов, медведей, оленей с Мировым Древом на голове. Именно так образно изображали древние славяне « Скотьего бога» Велеса. С таким оберегом можно было не опасаться падежа скота, не страшны были и походы за грибами, ягодами в лес…
Дома мальчишкам предстояло сделать эскиз ещё одной глиняной игрушки, на этот раз придуманной самим.
УРОКИ ЧИСТОПИСАНИЯ
Владимир Михайлович Терёхин был учителем искусств. Помимо уроков рисования, это понятие включало и преподавание чистописания, так как каллиграфия с её завитками, украшениями и росчерками тоже приравнивалась к искусству.
Предметы чистописания, правописания, правила слога, русской грамматики и грамматики местного языка входили в обязательную программу всех народных училищ, наряду с арифметикой, геометрией, Законом Божьим, географией, историей и предмета «должности человека и гражданина».
В те времена ещё не было печатных машинок, поэтому умение красиво, чисто и быстро писать было необходимо и учителям, и чиновникам, и банковским служащим, и приказчикам, и чертёжникам, и артельщикам, и торговцам и т. д.
Уроки чистописания мало кто любил так, как уроки рисования. Навыки каллиграфии вырабатывались долго, путём монотонного усердного труда. Но Владимир Михайлович, способствуя эстетическому воспитанию, умел и монотонность этого урока превращать в интересный творческий процесс. Для того, чтобы выработать лёгкий и чёткий почерк, ученики должны были следовать ряду правил: как ровно сидеть, правильно держать локоть, плечо, пальцы рук; как набирать чернила на перо, чтобы не было клякс. Укрепляли навыки и специальные физические упражнения для пальцев, кистей рук и плечевого пояса. Во время обучения, он раскрывал секреты буквенных образов, погружал учеников в историю письменности, на возникновение и развитие которой, оказали влияние этапы исторического развития общества.
Другими словами, учитель искусств В.М. Терёхин чистописание - науку правильно концентрировать внимание, вырабатывать терпение, трудолюбие, мелкую моторику и мыслительные процессы превращал в целый ритуал.
Многие из тех, кому удавалось хорошо усвоить принципы художественного письма и выработать у себя красивый почерк, устраивались в последствие писарями в административные органы, в монастыри, к купцам, да и частная практика приносила неплохой доход: от желающих написать родным письмо или жалобу на нерадивого чиновника отбоя не было.
Писари относились к местной интеллигенции. В то время в Наровчате волостными писарями служили, например, богатый мещанин Ожогин – роскошный дом которого и сейчас украшает Наровчат, мещан А.И. Афиногенов – отец будущего писателя и дед известного драматурга, крестьянин Д. Дружинин – отец поэта П.Д. Дружинина, И.И. Малышев – отец будущего основателя древлехранилища Пушкинского дома в Санкт-Петербурге. И.И. Малышев, как и А.И. Афиногенов не раз избирались гласными наровчатского земского собрания.
Пензенским писарем был также отец самого Владимира Михайловича Терёхина – Михаил Егорович Терёхин. К сожалению, отец умер в возрасте 35 лет, оставив маму Феодосию Фёдоровну с двумя сыновьями – погодками: Владимиром и младшим Александром.
Мальчики закончили Пензенское уездное училище и были направлены для работы: Владимир - в Краснослободск, а Александр пару лет спустя - в Наровчат. С собой в Наровчат Александр Михайлович взял и больную чахоткой маму. Вот чтобы ухаживать за мамой, Владимир Михайлович с женой и переехали тоже в Наровчат.
Наровчатские писари не только много писали, но и много читали. А чем больше читаешь, тем больше хочется писать…причём, записывать не только чужие, но и собственные мысли. Вести дневники в среде интеллигенции было очень модно. В дневниках запечатлевались текущие события, анализировались запутанные жизненные ситуации; дневникам доверяли свои чувства и заветные желания. Не редко дневниковые записи потом становились сюжетами увлекательнейших романов, а их авторы – известными писателями. Может быть поэтому маленький Наровчат станет колыбелью многих писателей, поэтов, литераторов, хранителей древней культуры. Вот их имена: писатель А.И. Афиногенов (Н. Степной), писатель А. А. Куприн, собиратель и хранитель древних рукописей, историк-публицист В.М. Терёхин, литератор, собиратель и хранитель древних рукописей В.И. Малышев, крестьянский поэт П.Д. Дружинин, С Наровчатом связаны корни писателя К. А. Федина, поэта С. Наровчатова, здесь бывал лауреат Сталинской премии А.С. Новиков - Прибой.
СОКРОВИЩА ТРЁХ КУЛЬТУР
Однажды один из учеников принёс на урок несколько старинных монет. На двух серебряных монетах с небрежными краями были изображены какая-то арабская вязь, точки и непонятные значки. Несколько других монет были медные, поменьше размером и совсем не выразительные.
- Откуда это у тебя? – спросил учитель.
- Да вот, с тятей яблоню сажали…Да у нас тут многие на огородах нет-нет, да и выкапывают что-нибудь: то монеты, то подвески женские с камушками, то черепки с узорами. Монетками в Наровчате мальчишки в «пристенок» играют, а очищенные медные подвески местные модницы на одежду нашивают, да девчонки ими забавляются. Особо красивые находки продают на базаре. Только не русские они, говорят - татарские.
- Вы не представляете, ребята, - обратился Владимир Михайлович к классу, какие это сокровища!
Я Вам рассказывал как-то, что к началу XVI здесь, на восточной украине Московии, была построена казачья крепость (Наровчатское городище) – защита от набегов кочевников со стороны Дикой Степи.
А вот, что было здесь раньше? Согласно повествованию одной из русских исторических летописей, которые писались монахами с начала XI века: «Тогай, князь ордынский, иже по разрушению ордынском приде в Наручай и тамо сам о себе княжише в Наручавтцой стране. И потом восхете воевати Русь… князь же великий Олег постиже его на месте, нарицаемом Шишевским лесом».
То есть, в середине XIII века на месте нынешнего Наровчата был золотоордынский город – столица Наручавтцой страны . А тот, в свою очередь, вырос на месте уничтоженного ханом Батыем мордовско - булгарского городища.
Этот исторический факт подтверждается, например, недавними находками в котловане, вырытым под фундамент строящегося собора на Советской площади больших белых гладкоотёсанных камней с красивым восточным узором и мусульманскими захоронениями.
Представляете теперь, какой многослойный «пирог» разных культур, теперь у нас под ногами? Сколько должно быть разных древних монет, оружия, украшений, гончарных изделий, остатков фундаментов жилищ и ритуальных зданий? Здесь нужна археологическая экспедиция, которая с помощью учёных сможет детально восстановить образ жизни народов, которые здесь жили за столетия до нас!
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ
Осенью 1876 года в семье Владимира Михайловича случилось горе: скончалась матушка, Феодосия Фёдоровна. А весной 1877 года брат Александр Михайлович женился на дочери наровчатского мещанина Чернышева. Повенчались молодые в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы. Счастливая семья погрузилась в домашние хлопоты, стала строить дом, в ожидании детишек. И Владимир Михайлович с супругой снова уехали в Краснослободск.
Однако, скучать наровчатцам по любимому учителю пришлось не долго. Несколько лет спустя В.М. Терёхин возвращается в город, чтобы осуществить свою мечту. Уже будучи членом общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, в качестве археолога с официальным разрешением Императорской археологической комиссии, Владимир Михайлович в июле 1886 года приступает к археологическим раскопкам в Наровчате.
Работа археологов закипела на курганах и землях древних городищ в Наровчатском уезде. С ходом раскопок и с новыми находками В. М. Терёхин регулярно знакомит жителей сурского края, публикуя заметки в газете «Пензенские губернские ведомости» и в Сборниках губернского статистического комитета.
Казалось, что помогало ему в этом всё население небольшого городка. Дело в том, что В.М. Терёхин добился того, чтобы частным находчикам выплачивалось хорошее вознаграждение, если древние артефакты признавались археологической комиссией стоящими. Ну, а если они ценности не представляли, то возвращались назад владельцу.
Поэтому охваченные общей идеей, и в надежде на выгодную сделку, жители Наровчата тщательно перекапывали свои огороды, приносили археологам найденное раньше, и принимали самое активное участие в общих поисках.
После некоторые из них (Финогеевы, Андреевы, кумовья Афиногеновы и Малышевы, семья брата Александра Терёхина и др.) станут постоянными помощниками Владимира Михайловича в археологических раскопках, поиске древнерусских рукописей, доставке находок в Музей Пензенского художественного училища, хранителем которого станет наш учитель – надворный советник Владимир Михайлович Терёхин.
Однако не все шло так гладко. Нередко приходящие утром на раскоп археологи обнаруживали, что здесь ночью похозяйничали копатели из ближайшей заречной сотни. Интересно, сдавали ли они найденные сокровища за вознаграждение в административные органы, или сбывали по своим каналам?
Находки на «Казбек – горе» в имении К. В. Унковской; в Мещерском лесу и др оказались потрясающими: множество бронзовых и серебряных украшений, железные пики, ножи и секиры, глиняные горшки, бронзовые сосуды.
Были находки и совсем удивительные, например, в некоторых захоронениях, косы женщин были навиты на тонкую деревянную палку и перекручены бронзовой проволокой.
К Югу-Западу от Наровчата нашли остатки городища, длиною более 2 верст, в окружении оборонительного рва. На городище сохранились стены из твёрдых квадратных кирпичей, обнаружены были медные и серебряные монеты, как татарские, так и булгарские с изображением на лицевой стороне животных. Нашли даже захоронение вооруженного всадника вместе с конём.
В своём отчёте в Пензенский статистический комитет по этим раскопкам, Владимир Михайлович Терёхин потом напишет: «Это городище упоминается даже в книге «К большому чертежу» и было, быть может, становищем того самого татарского князя Тогая, от Бездежа, который, по свидетельству летописи, отвоевал «Наручатскую страну у ордынского царевича Абдула» (История Гос. Рос. Карамзина т. 4 пр. 396). А подробно об археологических находках выйдут его труды: «Пензенский край в археологическом отношении», «Археологические раскопки и разыскания, проведённые в 1892 г. в уездах Краснослободском и Наровчатском» и др.
Но на этом удивления от наровчатских находок не заканчивались. Нередко, во время половодья, крутые склоны рек и оврагов осыпались, обнажая кости доисторических животных. Так случилось, например, в 3-х верстах от города, в так называемом «Шиловском овраге», когда крестьянин в обвале оврага нашёл два клыка мамонта. Находились кости древних животных и во время земляных работ. В 20-ти верстах от г. Наровчата, близ с. Покровского, рабочие, доставая из крутого оврага камень для мощения местной дороги, нашли два больших клыка мамонта, несколько зубов, большую кость и массу окаменелых моллюсков-белемнитов.
Местное население давно нашло применение таким находкам. Народные умельцы вырезали из твёрдых костей мамонта различные поделки для детворы, гребни и украшения для жён. Нередко кости отдавали или продавали наровчатскому врачу для зубного протезирования.
Владимир Михайлович очень переживал, что нередко найденные крестьянами кости мамонтов и доисторических носорогов пропадают бесследно. Он вёл беседы с местным населением, стараясь заинтересовать их в передаче таких находок в местную управу, а оттуда - в пензенскую архивную комиссию. А ещё предупреждал о том, что если нашли кость или клык, то надо быть внимательным, скорее всего, где-то рядом есть череп, а то и весь скелет животного лежит. Полученные же находки позволили Владимиру Михайловичу сделать вывод о том, что на наровчатской земле, как и на земле всего пензенского края, в неолитическую эпоху были временные стоянки или поселения древнего человека, жившего охотой.
Описания наровчатских находок доисторических животных вошли в научные работы В.М. Терёхина: «Пензенский край в палеонтологическом отношении», «Находки костей вымерших животных по Пензенской губернии», «Несколько слов о находках каменной старины в пределах Пензнской губернии», «Несколько слов о находках каменной старины в пределах Пензенской губернии» и др. Сами же находки нашли достойное место в Музее пензенского статкомитета, а с 1898 года стали экспонатами палеонтологического отдела Музея при Пензенском художественном училище, музея, которым будет руководить преподаватель и первый археолог пензенского края Владимир Михайлович Терёхин.
Один из бывших учеников Владимира Михайловича в канун 35-ти летнего юбилея его педагогической и археологической деятельности написал в передовице «Пензенских губернских ведомостей»: «Будем надеяться, что труды Владимира Михайловича никогда не будут забыты!».
Вот этими словами и закончим свой рассказ.
ДАЛЕЕ: "Абашевское чудо"http://proza.ru/2024/09/13/815
Свидетельство о публикации №223051801118