Памяти поэта и музыканта Михаила Яковлева

Осенью этого года исполняется  5 лет со дня кончины яркого и доброго человека, талантливого поэта и музыканта,  выдающегося миссионера  Михаила Анатольевича Яковлева  (+08.11.2018).

Миссионерское служение Михаила Анатольевича Яковлева носило умно-сердечный характер. Евангельские истины, глубокие и тайные богословские смыслы  воплощались в проникнутые любовью к Спасителю и людям слова, помогая не только понять, но и ощутить присутствие Бога в мире, свет и тепло, идущие от Него. Участвуя во многих конференциях, проводимых под эгидой Объединения православных ученых (Москва, Воронеж, Белгород, Орёл, Супрасль (Польша), Жировицы (Беларусь), Коломна, Егорьевск и др.), поэт и бард говорил о Христе языком образов, обращаясь к разуму, к сердцу, к воле слушателей. «Я – ступенька, посредством которой приходит Господь!» - смиренно повторял он.

Порою в своих стихах он достигает провидческого уровня, погружая нас в Евангельскую Реальность, заставляя жить и страдать с Христом. Потрясает в этом отношении его стихотворение «Что ты, девочка моя плачешь?». Приведем его текст полностью.

Что ты, девочка моя, плачешь?
Ну, подумаешь – цветок сорван!
Сколько будет их ещё! – значит,
не ко времени кричит ворон…

Неужели роз других мало,
чтоб безумно горевать об этих?
Но, от бега лепестков алых,
в одночасье стал цветным ветер…

И запел, завыл во весь голос,
про победу, про Завет Новый,
про трёхкрестие Голгофы,
небо рвущее, венцом терновым…

Что ты, девочка моя, плачешь,
приобщённая, к святым тайнам?
Ну откуда ты про всё знаешь?
Что тебе ещё сказал Ангел?

Этот плач –  плач тех, кто стоял у Креста. Это наш плач. Да, мы знаем: будет Воскресенье. Будет Светлая Радость. Но стоя у креста не можем не плакать. Господь распят за наши грехи... Он искупает нас страшною ценою... Стихотворение удивительно по своей силе и конкретности. Лепестки роз здесь вызывают ассоциации с их шипами. Алый их цвет - с кровью Спасителя, пролитой за нас. Гармоничные по форме и звучанию крайние четверостишья обрамляют звучащий резким диссонансом третий стих. Неточная, немыслимая рифма ("голос" –  "Голгофы"), дикие, поражающие своей выходящей за все рамки экспрессией глагольные эпитеты ("запел, завыл") в сочетании с необыкновенно сильным образом: кресты, рвущие небо венцом терновым погружают нас на миг в ту атмосферу хаоса и ужаса, в которую погрузился мир в момент смерти своего Спасителя, вызывая в памяти евангельские слова: "И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись..."(Мф. 27:51).

В другом стихотворении Михаила Яковлева читаем:
«Я учусь говорить на Твоем языке
твердо веря, что буду услышан…
Я когда-то отправлюсь к Тебе налегке,
не заметив ни стен и ни крыши…»

Данные слова хорошо передают  суть и смысл жизни Михаил Анатольевича Яковлева и его миссионерского служения. Он жил внешне ни в чем не отличаясь от нас: также, как и все мы, в поте лица добывал хлеб свой насущный, заботился о семье, разделял с нами радости и горести, но внутренне он жил «налегке», подобно нашему Учителю. «Лисицы имеют норы, и птицы небесные  гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лук. 9:58), –  в этих словах Иисуса Христа выражен не только щемящий мотив бесприютности, но и полная внутренняя Его свобода, неотягощенность ничем  земным…

Глинский старец схиархимандрит Иоанн Маслов обращался к духовным своим   чадам: "Будь свечой горящей, чтобы кто-нибудь смог погреться около нее!" При этот иногда тихо добавлял: "А свеча сгорает до тла". Это высказывание вполне может быть отнесено к жизни и творчеству Михаила Анатольевича Яковлева.


Рецензии