Николай Рерих и его картины

Из книги "Сила Духа в Действии"

Глава 31. СИЛА ДУХА В ИСКУССТВЕ

Н.К. РЕРИХ И ЕГО КАРТИНЫ

«Николай Константинович - это образ того совершенного человека, к которому в свое время стремился Конфуций. И это тот образ, к которому мы должны стремиться, чтобы создать пути в будущий новый прекрасный мир.»  Так говорит об отце великий художник и мудрец - Святослав Николаевич Рерих – младший сын Николая Константиновича Рериха.

И это воистину так. Величайший русский художник мирового уровня, пророк, философ. писатель, археолог, путешественник, общественный деятель Академик Российской академии художеств. Не счесть его званий и наград…

Н. Рерих «поэт гор» как его часто называют, за свою жизнь создал более 7000 картин и большинство из них находятся в лучших музеях и галереях разных стран. Многие из этих картин были созданы высоко в заснеженных Гималаях, на морозе, прямо сидя на лошади или яке. Ибо когда караван идет по горной тропе, то останавливаться нельзя, а приглянувшийся пейзаж исчезнет за первым же поворотом.

Он оставил 30 томов литературного наследия, из них два поэтических тома. Н. Рерих так же инициатор и автор идеи международного Пакта Рериха об охране культурных и художественных ценностей во всем мире, и основатель международных культурных сообществ «Мир через Культуру» и «Знамя Мира».

Главным источником вдохновения и творчества для Н. Рериха, как и для его супруги Е.И. Рерих была их духовная связь с Махатмами Востока. Первая физическая встреча с Учителем Махатмой Мория произошла в Лондоне. Благодаря постоянному контакту земного и небесного сознаний появилось эпохальное учение – «Агни-Йога» или «Живая Этика» из 14 книг, написанных рукой Елены Рерих. А также множество самых выдающихся картин-шедевров самого Николая Рериха. Транс-Гималайская Экспедиция, ядром которой были Николай, Елена и их сын Юрий стала уникальным событием в Мировой Культуре. После завершения экспедиции Еленой и Николаем Рерих был создан Институт Гималайских Исследований – «Урусвати», с которым сотрудничали видные ученые и деятели культуры со всего мира. Многочисленные выставки картин Николая Рериха и его выступления во многих странах и городах Европы, Америки и Азии, в частности – Индии, уникальные книги, дневники, письма и много другое полны Света подлинной Духовности! Творческий диапазон Николая Константиновича был так широк и многообразен, как и у Леонардо Да Винчи, а возможно и гораздо больше...

В конечном счете вся их жизнь, посвященная великому служению человечеству прошла под непрерывным руководством «Руки Ведущей». Конечно все их многогранное творчество, как и все трудности и радости жизни с ними разделяли их талантливые дети – доктор филологических наук, востоковед, лингвист, этнограф, путешественник и т.д. – Юрий Рерих и великий художник и знаток искусства, особенно восточного, коллекционер и т.д. – Святослав Рерих.

Велико философское наследие Н. Рериха, который выдвинул совершенно новую концепцию Культуры, которая до сих пор не понята и не принята в мире. Между тем общеупотребительное понятие культуры искажено и даже заменено понятием цивилизации. Но Н. Рерих основываясь на идеях «Живой Этики» дал подлинное понимание сути Культуры, которая как он считал есть основа духовно-космической эволюции человечества и является ее «величайшим устоем». Ибо подлинная Культура не только «покоится на Красоте и Знании», но главное Культура есть любовное служение духовному росту человека, посредством зажигания высших Огней Духовного Сердца! А это и есть основная задача Искусства!

Н. Рерих в несколько измененном виде выразил идею Ф. Достоевского о том, что «Красота спасет мир», уточнив, что «Осознание Красоты спасёт мир»! А это уже не абстрактное утверждение, а призыв к осознанию Красоты т.е. к действию!

«Рерихом нельзя не восхищаться… богатство его красок беспредельно… путь Рериха — путь славы… Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением» - говорили о нем.

«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно — тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства. Так говорил о Н. Рерихе Премьер-министр Индии Дж. Неру.

Дочь Д. Неру – Премьер Министр Индии Индира Ганди. Которая была не только лично знакома с Рерихами, но и являлась их духовной ученицей, писала о Николае Константиновиче:

«Его картины поражают богатством и тонким ощущением цвета и, прежде всего, замечательно передают таинственное величие природы Гималаев. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой всё окружающее пространство. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией… Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Я знаю также, что Н. К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране».

Академик РАН Дмитрий Лихачев писал о Николае Рерихе:
«Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования».

Искусство для Н. Рериха было единым и нераздельным, хотя и многоветвистым объединителем человечества в его эволюционном устремлении с Свету Высшему. Ибо каждый человек чувствует красоту, которая ведет к священному Источнику Высшей Истины.

«Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сначала бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно и принадлежит» - писал Н. Рерих.


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТИН Н. РЕРИХА

Надо заметить, что многие картины продиктованы образами и мотивами «Живой Этики». И многие картины были вдохновлены Еленой Рерих, которая сама предлагала мужу создать картины на мотивы и образы, увиденные ею в медитациях. И конечно множество пейзажных картин написано по мотивам его многочисленных путешествий, а так же вдохновлено необычными явлениями природы или встречами с особыми людьми...

Три особенности:

1. Об особой творческой технике и видении картин. На картины Николая Рериха надо смотреть совершенно по особому, многосторонне, многогранно, меняя фокус и точку зрения с темного по цвету фрагмента на более светлый и наоборот. Это даже трудно объяснить, но взгляд зрителя не должен оставаться всегда в одном и том же ракурсе и фокусе, но должен меняться, направляясь в глубь в иные мерности художественного пространства. Тогда начинает открываться совершенно иное измерение картин великого мастера. Открывается многомерность размещения образов внутри образов. И то, что вначале казалось просто пятнами цвета или штрихами горного пейзажа, начинает видеться как особые другие образы, которые в комплексе дают картине многомерный и одновременно цельный глубочайший новый смысл!..

2. Иногда картины Николая Рериха сияют и светятся своими красками так, что зрители в музеях начинают спрашивать, а не содержат ли краски этого художника размельченные добавки из драгоценных камней и самоцветов? Нет не содержат. И тем не менее картины светятся и сияют. Ибо в краски, которые мастер всегда изготавливал сам, и в само основание картины - холст, картон, дерево и т.п. и в его образы проникало высокочастотное Божественное излучение Духовного Сердца художника. Именно Огни и Лучи его Великого Сердца наполняли его картины необычайным Сиянием!

3. Именно высоко духовная энергия, которую излучало Сердце Николая Константиновича, напитывала ту или иную картину и наделяла ее целебными свойствами. Очень многие люди, нуждающиеся в исцелении своих недугов и знающие об исцеляющей Духовной Силе картин этого мастера приходят в музей, где есть его картины, садятся напротив понравившейся картины и любуются ею. И именно такая понравившаяся картина несет для данного больного ту самую целебную энергию, которая ему нужна. Посидев полчаса или даже несколько минут человек уходит не только исцеленный, но и преображенный духовно!..

Но у Н. Рериха есть и специальные "многопрофильные" целительные картины. Например, картина "Пантелеймон Целитель", "Мать Мира", "Брахмапутра", "Ладакх", "Поцелуй Земле" 3-й вариант и очень многие другие...


КРАТКО О НЕКОТОРЫХ КАРТИНАХ

Картина «СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» - 1932 г.

Знание об особой роли России в создании Нового Светлого Мира на Земле и о предстоящей войне с фашизмом и о многих других трудностях, через которые предстоит пройти народу России, а также уверенность в полной победе Света над тьмой сначала в России, а затем и во всем мире, было вложено в эту картину по сознанию человека той довоенной эпохи.
Святой Сергий, принесший на Русь учение Иисуса Христа, о том, что «Бог – есть Свет и нет в нем никакой тьмы», изображен в полный рост так, что его фигура ногами опирается на землю, вся верхняя часть находится на уровне белого неба (символ учения Христа – Бог есть Свет!), а голова, окруженная золотым нимбом (цвет мудрости) касается голубого Неба, символизирующего вознесение человечества из настоящей зеленой на следующую голубую ступень эволюции. Сергий - небесный защитник Руси. В руках он держит храм «Покров на Нерли», как символ построения в стране будущей Державы Света! Внизу картины художник написал: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь».


Картина «МАТЕРЬ МИРА» - 1924 г.

Эта глубочайшая по смыслу картина Н. Рериха, показывает, что подлинный художник должен проникать своим духом и сердцем глубоко и высоко за грани видимого мира. Понятие Мать Мира именно сейчас – в самом начале эпохи названной Веком Женщины, стало чрезвычайно актуальным!  Многомерное понятие Матери Мира, которому художник посвятил несколько картин, не абстракция, а выражение совершенно конкретной Реальности. И именно Мать Мира встает во главе Века Женщины, так же именуемого Веком Майтрейи!

На земле в окружении реки жизни Мать Мира восседает на высоком троне. Перед ней течет вечная река Жизни. Ее лицо прикрыто, ибо не настало еще время показать себя человечеству. Все символы, которыми усыпана ее одежда говорят о ее величайшей неземной мудрости. Об этом же свидетельствуют созвездия Ориона слева и Большой Медведицы Справа за ее спиной. Причем звезды на небе изображены в форме медитирующих Будд. Это символы Иерархии Света, с которой Мать Мира нераздельна!
На картине две женщины в восточных и западных одеждах поклоняются Матери Мира, преподнося ей дары культуры своих народов. В их руках: ларец – символ духовных сокровищ Востока и книга – символ научных достижений Запада.
Верхняя часть фигуры Матери Мира находится на фоне радужных колец, символизирующих Устройство Вселенной и одновременно Путь Духовно-Космической Эволюции человечества в вечности. Знак вечности поставлен вертикально, и выглядит как число 8, что говорит именно о восходящей к Абсолютному Свету эволюции человеческой души…


Картина «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ» - 1933 г.

Это особая картина, говорящая о самом любимом для Николая и Елены Рерихов. В нижней части картины, изображающей Гималайский пейзаж, близко к зрителю находятся темные горы – символ земной тьмы в настоящее время. Далее в перспективе горы, тонущие в голубых и синих туманах и облаках. А вся верхняя часть картины имеет фиолетовый цвет, на фоне которого сияют прекрасным светом розово-белые вершины. Здесь опять мы видим символ Радуги как пути духовно космической эволюции. А гора, которая видна справа картины – напоминает профиль головы, у которой виден подбородок и нос, а голова как бы остается вне поля видимости. Этот профиль, как многим уже давно известно, есть профиль священной Гималайской горы – восьмитысячника Канченджанга. Но более того, этот профиль посвященные ассоциируют с Учителем человечества – Владыкой Шамбалы – махатмой Морией! Именно Он сейчас руководит человечеством в его невероятно напряженной апокалиптической битве с силами тьмы. И именно Он, судя по светлой и радостной цветовой гамме картины и приведет человечество к полной Победе и вознесению на Новую Землю, в чем еще тогда, когда картина писалась, был уверен Великий Пророк - Н. Рерих!..


«ТАНГЛА. ПЕСНЬ О ШАМБАЛЕ» - 1943 г.

«В этой необыкновенной картине запечатлены весь смысл, вся любовь и все творчество художника», - писала Елена Рерих об этой картине своего мужа после его ухода.

В дали сияет белоснежный горный массив - Тангла, который в древности назывался «Швета Двипа» - «Белый Остров» или «Страна Света», где жили Белые Богочеловеческие существа – опора и надежда человечества. На скале устремленно глядя на отдаленный священный «Белый Остров» сидит певец, поющий Песнь своего Сердца об этой прекрасной и великой стране Белого Братства! Собственно сам Николай Рерих и был таким певцом, устремленным в небесную «Швета Двипу»!

Теперь эту Священную Страну называют Шамбала. Это самое чистое, прекрасное, духовно возвышенное и великое место на Земле. Это Божественный Духовный Центр Света, Праведности, Мудрости, Красоты, Величия и Любви! Но Шамбала не находится все время в одном и том же месте…


«КАНЧЕНДЖАНГА» - 1936 г.

Н. Рерих создал несколько картин под названием Канченджанга. Третья по высоте гора мира – Гималайский восмитысячник, является по духовному значению Первой горой мира! Почему?
Вот как отвечает на этот вопрос сам Н. Рерих в своей путевой книге – «Алтай – Гималаи»:

"Там находится вход в священную страну Шамбалу. Подземными пещерами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там... Кан-чен-цзонд-нга - пять сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовётся эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ Мира. Какие это сокровища? Золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: "Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество". Конечно, не физическою, но духовной пищей... На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. В одной из пещер находится статуя Падмы Самбхавы - Великого Учителя Тибета, а за нею виднеется каменная дверь - никем никогда не открытая...

"Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов... Сюда шли великие отшельники, ибо где же в два перехода можно подняться от тропической растительности до вечного снега. Все стадии напряжения сознания здесь...»


«СЖИГАНИЕ ТЬМЫ» 1924 г.

«Сжигание тьмы» – картина из серии «Его страна». Это одна из самых впечатляющих и запоминающихся картин великого мастера.
На картине в предрассветной густой ночной синеве группа одетых в белое высоких носителей Света торжественно в глубоком безмолвии выходит из расщелины глетчера у подножия Джомолунгмы (Эвереста). У идущего впереди лидера группы на руках «сияющее Сокровище Мира». Светом своих сердец полных сострадания к человечеству они рассеивают тьму, очищают мир и несут человечеству спасение.
«…Пришла экспедиция с Эвереста (Джомолунгмы)… Между прочим, добивались узнать, не подымались ли мы к Эвересту.
На картине «Сожжение тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину…» - рассказывает Н. Рерих в своей книге «Алтай Гимолаи».
Как это может художник точно изобразить место, где он никогда не был и не мог его видеть? – спросите вы.
Ответ - Силой Духа и творческим Видением!..
 

«МАЙТРЕЙЯ ПОБЕДИТЕЛЬ» - 1925 г.

Н. Рерих посвятил образу Спасителя - Майтрейи несколько картин.
На картине на переднем плане слева изображена огромная скала на которой высечен барельеф гигантской фигуры Майтрейи. Далее видны пещеры. А еще дальше до самого горизонта прямо, и справа видны пламенеющие горы. Но главное действие происходит на небе, где в красно-желтых и розово-белых облаках на лошадях скачут Воины Света во главе с самим Майтреей!
Перед фигурой Майтрейи — преклонив колени и молитвенно сложив руки сидит путник. Его взгляд направлен не на изваяние, а на небо, где уже происходит главное действие! Обещанный Гаутамой Буддой Спаситель уже спешит на помощь человечеству…

Старший сын Николая Константиновича Юрий Рерих в книге «По тропам Срединной Азии» пишет: «Главной достопримечательностью Мульбека является выбитая на камне колоссальная фигура Майтрейи… Она представляет собой стоящего бодхисаттву, высотой не менее двадцати футов. Бодхисаттва облачён в одежду индийского аскета со священным брахманским шнуром, который отличает изображения бодхисаттвы от женских божеств в подобных облачениях. Трудно сказать что-либо определённое относительно датировки этой статуи, но её чисто индийское происхождение очевидно, и как памятник искусства она занимает выдающееся место среди каменных скульптур Ладака. Я полагаю, что это каменное изображение бодхисаттвы принадлежит к X–XI векам».

В книге «Алтай – Гималаи» Н.К. Рерих писал: «В Драсе лишь первый знак Майтрейи. Но в древнем Маульбеке гигантское изображение Грядущего стоит властно при пути. Каждый путник должен пройти мимо этой скалы. Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение Земле. Знают — Майтрейя идёт».

Майтрейя идет! Майтрейя пришел! Он здесь на Земле! Он давно уже горит всеми Огнями своего Беспредельного Духа! Он уже сжигает тьму и очищает Землю от тьмы, зла, невежества, ненависти, неправедности (адхармы), войн и страданий! Он преображает лицо Земли и каждого человека на планете! Он возносит Землю в 5-е измерение, в Новый Мир полный Света, Любви, Красоты, Гармонии, Справедливости и Счастья!

Майтрейя – Победитель на небесах уже Утвердил Свою Победу!..
 
Радуйтесь!..

Можно было бы сказать еще о многих великих деятелях художественного творчества и многих произведениях искусства. Но нельзя объять необъятное, да и не нужно. Дело ведь не в количестве, а в сути.

А суть всего здесь сказанного в том, что Великое Светоносное Искусство Земли выросло и стало не только Духовно-Космическим, но и поистине Божественным выражением Силы Творческого Духа Вселенной!

И да будет Свет!..


Рецензии