Лишних знаний не бывает!

                ЛИШНИХ ЗНАНИЙ НЕ БЫВАЕТ!

                Рассказ      

               

    "Хороший человек изобрёл автомобиль!" - подумала бабушка Маша, энергично   взбалтывая в миске
 жидкое тесто ложкой. - "Сосед и Костика заодно со своим сыном привезёт пораньше из школы,
 и самим  сегодня ехать за внуком не надо!".

    Глянула в окошко, а там - они, легки на помине! Поторопилась приоткрыть входную дверь квартиры,
 а потом вернулась к тесту и ещё быстрее стала его в взбалтывать большой ложкой.

    Через несколько минут хлопнула входная дверь, грохнул об пол тяжёлый рюкзак второклассника
и в кухню влетел оголодавший "покоритель наук" Костик. Ещё в прихожей услышал он частый стук ложки
 по стенкам миски, и спросил "сходу":
- Баб, а что это будет?
- Блинчики к чаю. Хочешь - со сметаной, а хочешь - с мёдом!
- С мёдом, с мёдом! - обрадывался сластёна Костик. - Дай, баушка, хоть на один зубок попробовать!
- Не готовы ещё, милый! К чаю - будут!
- Где дедушка? Почему меня не встречает? - удивился Костик.
- За свежим хлебом пошёл. Вот-вот вернётся! А что в школе у тебя нового сегодня было? -
постаралась поменять тему бабушка. - Вымой руки мылом и приходи, расскажешь.
Тут и блинчик первый подоспеет! Он - твой!

     Повторять не пришлось: вмиг внучек бросился руки мыть - и не то сделаешь ради любимых бабушкиных блинчиков!

     Вот и дедушка Серёжа подоспел со свежим хлебом! Не прошло и пяти минут, как все трое собрались в кухне.
 Как только Костик управился с горячим блинчиком, бабушка снова спросила внука про школьные дела.

- Дай ещё блинчик! - попросил Костик у бабушки.
- Только к чаю! - твёрдо заявила бабушка. - Что нового было в школе?
- Мы сегодня учились вместе со старшими!
- Как это? - изумился дедушка. - Быть такого не может!
- Может, может! У нас в классе вода была на полу. Какие-то трубы порвались. Нас послали на верхний этаж.
 Где выпускники учатся.  В кабинет биологии.
- Там что - столы, как в классе? - спросила бабушка.
- Да. Девчонки первые открыли дверь - и каааааак завизжат! Сказали, что без учительницы в кабинет не зайдут!
- Чего вдруг? Там же листики-цветочки, ну, может, ещё зайцы-кролики в живом уголке
травку жуют... - удивился дедушка.

- Нет!  Там скелет человека стоит: большой, страшный!
- Ну, а мальчики? Тоже войти боялись? - спросил дедушка.
- Мы же не трУсы! Вошли и расселись подальше от учителя.
- Ну а ты - к скелету подходил? - допытывался дедушка.
- Даже пальчиком рёбра трогал! А Сашка руку хотел скелету пожать!
- Ух ты! - восхитилась бабушка. - И ни капли страха не было?
- Не-а! Сашке Серову сестра рассказывала, что скелет в кабинете - из пластмассы сделанный.
А Сашка -  мне, как другу, сказал это по секрету.
- И вы оба - были героями дня? - догадался дедушка.
- Да! А потом пришла учительница и всё нам испортила...

- Что вы на переменах делали? - спросила бабушка.
- В коридоре бегали! Дежурных учителей там не было.
- Старшеклассники вас не обижали? - забеспокоилась бабушка.
- Не-а! Они с нами не бегали. Стояли у окошек и разговаривали.
- Про что? - заинтересовался дедушка.
- Не знаю! Когда пробегал мимо, несколько раз незнакомые слова слышал. Сложные и непонятные.
Из чего они складываются - я знаю, а все вместе - не понял..
- Не понял??? - изумился дедушка. - А из каких частей они состоят?
- "Конь" и "курс", а второе слово - "имущество". Перед ним две или три буквы стоят. Какие - я забыл...
- "Конь... курс... имущество"... - задумчиво повторил вслух дедушка.

    Бабушка первой на слух уловила в них общий смысл. Спросила Костика:
- Может, это "конкурс" и "преимущество"?
- Точно! - обрадовался внучек.- Вспомнил! : "Конкурсное преимущество"!
- А, так там нет коня! Есть "кон" без мягкого знака в конце! Выходит, "Конкурсное преимущество"
их волновало! - заключил дедушка.
- Что это такое? - спросил Костик.
- Конкурс - это соревнование в учёбе, в науке. Проводится, чтобы найти самых лучших в каком-то деле.
 Например, в физике, математике, или в другой умственной области - пояснил дедушка. - То же самое -
 при поступлении в университет или на работу.
- Не только в умственной области! - вмешалась бабушка. - И в искусстве тоже! Например, конкурс скрипачей,
 певцов, пианистов, артистов балета.
- В беге и прыжках тоже ? - спросил Костик.
- Нет, там - соревнования, первенства по видам спорта - ответил дедушка.

    Тут бабушка потребовала прекратить разговоры и поскорее есть борщ, пока он не остыл.
И дедушка, и внук молча заработали ложками: они знали, что в таких случаях лучше ей не перечить!

    А когда суповые тарелки опустели и бабушка стала раскладывать по большим тарелкам жареную картошку с котлетами,
 Костик вспомнил, что не всё спросил:
- Есть ещё одно непонятное слово...
- Всё - после обеда! Зря что ли я у плиты парилась - ешьте горячее! У меня ещё
 других дел полно! - рассердилась бабушка.
   Дедушка, глядя на внука, насупил брови и приложил палец к губам: "Ни слова!".
 Все  быстро заработали вилками - было вкусно, да и хотелось поскорее добраться до блинчиков с мёдом.

   Как только был съеден последний блинчик, дедушка (вот молодец - не забыл!) спросил Костика:
- А что-за третье слово? Назови, мы объясним!
- Сволочь! - выпалил Костик.
- Т-ты... ты... чего ругаешься?! - возмутилась бабушка, даже заикаться стала! -
 Прекрати немедленно! 

    Дедушка поспешил на помощь внуку:
- Да не ругается он! Костик даже не знает, что это! Потому и спрашивает нас. Родителей рядом нет,
что ж ему - у прохожих на улице спрашивать?
- Так объясни! Но чтобы слово это помойное я больше от вас не слышала! - сердито проговорила бабушка.
- Это, Костик, плохое, ругательное слово. Так обзывают очень плохих, подлых людей, негодяев,
 способных на любую пакость.
- Ты понятный ребёнку пример приведи, а то слишком туманно говоришь! -  не утерпела бабушка.
- Тебе нужен пример? - спросил внука дедука.
- Нужен! - подтвердил Костик.
- Тогда представь: школа проводит соревнования по бегу на стометровку. Впереди всех мчится лучший бегун школы,
 её чемпион.  А за ним бежит, не отставая, новый ученик, который неделю назад появился в этой школе.

     Чемпион уже мысленно празднует победу и всеобщие восторги вокруг,
как вдруг, метров за десять до финиша, его начинает обгонять новый ученик
 и вот уже выдвигается вперёд!
     Чтобы помешать новенькому прийти первым, чемпион исподтишка толкает его и новенький падает перед самым финишем...
- Чемпион - сволочь!! -  разволновался Костик, живо представив себя на месте новенького.
- Правильно! - одобрил дед. - А где ты это слово подцепил?
- В коридоре! У старшеклассников! Они говорили, что у сволочей - конкурсное преимущество,
куда бы они не поступали.
    Учись хоть на одни пятёрки, а придёт сволочь сдавать экзамен в универ
и займёт твоё место... Это кто такой?

     Тут бабушкино терпение  лопнуло:
- Прекратите сволочить всех вокруг! Что бы я это слово от вас никогда не слышала!
А ты, внучек, переоденься и ступай во двор: там друзья твои мячик вынесли, поиграй с ними!
Я через часок тебя с балкона позову - не теряй время зря!

     Повторять не пришлось: Костик кивнул и умчался  переодеваться. Ещё бы! Футбол - это вам не домашниее задание делать!


     Дедушка с бабушкой помолчали: каждый по-своему переживал за внука.

     Вскоре хлопнула дверь квартиры - Костик помчался  навстречу любимому занятию!


- Что же, Серёжа: теперь Костик так и будет таскать домой мусорные слова? - с возмущением спросила бабушка.
- Да. От мира не спрячешься! Взрослеет мальчик. Ты только не отпугивай Костика: пусть лучше у нас спрашивает,
 чем у друзей. Меньше вреда будет. А дома он много чего не слышал...
- И теперь станет пускать эти слова в ход?
- Ты, Машенька, зря волнуешься! Наверняка он уже слышал и знает многие слова покруче этого,
но ведь не пускает их в ход! На атмосферу в нашей семье ориентируется, значит, есть у Костика тормоза!
 А слова родного языка надо знать и понимать, чтобы правильно на них реагировать.
Помнишь, давным-давно мы в институте учили у Ленина: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".
 С этим - не поспоришь!
- О как! Ленина на подмогу вызвал! - усмехнулась Маша, уже успокоившись,
 загружая обеденную посуду в моечную машину.
- Дааа... - задумчво произнёс Сергей. - Верно говорят, что

                ШКОЛА - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ,

                притом - ВСЯКИХ:  и полезных, и вредных.


                С полезными знаниями можно детям помочь,
 
                а отсечь от них вредные - не в силах ни одна семья!




17.5.2023


Рецензии
Ваша правда, Юрий! Лишних знаний таки не бывает! Однажды пригодилась даже азбука Морзе при общении с девицей из параллельного класса.
Но у вас тут такие страхи! Скелет, и ещё один покойник, которого никак не похоронят - дедушка Ленин- ибн немецкий шпион.
Написано лёгким слогом, а оладьи с мёдом вызывают усиленное слюноотделение!
Бог и вам в помощь!

Neivanov   26.05.2023 10:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владислав!

Когда писал - сам на горячие оладушки с мёдом облизывался!
Но - мимо!

Было бы интересно прочесть у Вас про морзяночное запудривание мозгов юной дЕвице!
Вы, наверное, представлялись ей влюблённым пиратом, пишущим из далёкой Атлантики?

Спасибо за интерес к моей публикации, отзыв и пожелание!

Всего Вам доброго!

Юрий Фукс   25.05.2023 22:36   Заявить о нарушении
Это был мелкий эпизод, да и от настоящих приключений я был тогда ещё слишком далёк. Там не о чем писать, если честно.

Neivanov   26.05.2023 00:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.