Пуссен. Орфей и Эвридика

Орфей -- легендарный музыкант, поэт и пророк древнегреческой религии и мифов. Большинство историй о нем концентрируется вокруг его способности очаровывать не только живые существа, но и камни музыкой. Он попытался даже вывести свою горячо любимую и безвременно скончавшуюся жену из подземного царства, очаровав своим пением его служащих. Что ему и удалось. Однако было поставлено условие, что пока он ведет ее, она не должна оглядываться. Как и во всех сказках и легендах, она обязательно оглянулась и окаменела.

На этот сюжет одну из своих наиболее знаменитых и популярных картин создал фр художник Н. Пуссен. Обычно эта картина рассматривается в традиции восприятия художника как классически ясного и прозрачного. Но тогда она видится набором каких-то малосвязанных и непонятных деталей. Новое толкование картины дано уже в наше время после открытия инвентарного списка, оставшегося после смерти лионского коллекционера XVIII века Н. Пуантеля (он владел по меньшей мере 21 картиной Пуссена).

Когда и как возникла картина, неясно. Она была подарена коллекционеру Людовиком XIV в 1685 году. Но, как показывает данный инвентарный список, оказалось, что детали картины очень четко повторяют два других сюжета художника: человека, умирающего от укуса змеей, и человека бегущего от змеи.

Это-то и послужило отправной точкой для нового толкования сюжета. Оказывается, к мифу об аде эта картина не имеет никакого отношения, как думали прежде. "Масштаб фигур, два озера с их игрой отраженным светом -- часто здесь видят замок Сен-Анже, окрестности родины Пуссена -- этажирование планов, общие детали, купальщики, голые, то ли раздевающиеся, то ли одевающиеся, барки -- не говоря уже о змее -- все дает представление об одной идее.

Эта идея -- неожиданное и брутальное, иррациональное появление смерти посреди идиллического пейзажа. В то время как Орфей находится в состоянии празднования своего брака -- он с лирой, рядом нимфы (человек в короне явно символизирует Гименея, бога бракосочетания), Эвридика, собиравшая цветы, пронзительно орет ("пятка пронзена змеиным жалом" -- Овидий). Удивленный поворачивается рыбак, но Орфей, увлеченный своей музыкой, ничего не слыша, наяривает себе на лире ничем не смущаемый. Поразительные клубы дыма из замка Сент-Анж делают аллюзию на драму, разворачивающуюся на наших глазах", еще более очевидной.

Еще дальше пошли новейшие толкователи. Они связывают картину с духовным климатом эпохи и отказывают нам в самой возможности ее понимания. Видите ли, "пуссеновские пейзажные аллегории тщательно взвешены и просчитаны, их смысл закодирован в сумме знаков и символов, узнаваемых только в интеллектуальном кругу, маргинальном для культурной жизни той эпохи" ("Библиография истории искусства" -- Лион, 2011). Мне кажется, это уже изврат, а вот толкование Лаверне очень интересно.

Есть и такие горе-исследователи, которые вообще находят в картине сплошные политические намеки. Как показывает практика, толкуя таким образом можно уйти очень далеко, так далеко, что самой картины оттуда уже и не увидать.


Рецензии