Отдых у моря
Один трудящийся принёс заявление профком:
-Хочу отдохнуть у моря. Прошу предоставить путёвку в санаторий или, на худой конец, в дом отдыха» Председатель профсоюзного комитета (профкома), не долго думая, написал резолюцию:
-В санаторий путёвок нет. А в доме отдыха с худым концом делать нечего.
Когда наши, уже взрослые дети, подолгу взвешивают, к каким морям стоит поехать со своими детишками на короткий и достаточно дорогостоящий отдых, мы вспоминаем наши терзания с отдыхом у моря.
Советская власть из всех «утюгов» провозглашала заботу об оздоровлении трудящихся. Возможности для этого, конечно, были. Но вот с морем у нашего завода, да и большинства других, постоянно создавалась напряженка.
С весны на базу отдыха предприятия под Одессой посылали бригады строителей, собранные со всех цехов. Героическими усилиями, откладывая необходимые ремонты производства на потом, возводили временные домики, столовую, туалет. Каждый год на новом месте.
На вложенные, в пустую затею, деньги это достаточно крупное и богатое предприятие уже давно могло бы построить десять пятизвёздочных отелей. Мест, естественно, на всех желающих не хватало. Мы уже 5-ой год работали на этом заводе. Андрюшка подрос и мы решили, что заработали право на путевку в Одессу. Однако председатель профкома заявил, что у них люди по 10 лет работают и еще ни разу на море не ездили. Предложили подождать, пока оздоровятся работники действующих цехов. Пришлось воспользоваться подвернувшейся, как мне теперь поясняет сын израильской выучки, "коррупционной" схемой.
Мне, как специалисту по азотной кислоте, поручили консультировать студентов местного техникума по курсовым и дипломным проектам. Попытался рассказывать им об особенностях технологии. Но куда там. Выяснилось отсутствие понятия даже о проценте. Отправил подучится, грубо нарушив устои этого заведения.
Жена моего друга рассказывала, что там творилось со слов сокурсницы об одном из преподавателей:
« Тато їому стіки сала заніс, а ще й ковбаси, та шинки. А він далі питає про якусь конверсію»
Для справки- Степень конверсии в производстве азотной кислоты, это доля аммиака, от всего вступившего в окисление в контактном аппарате, превращенного в кислотообразующие окислы.
Показатель довольно сложный даже в словесном определении, не говоря уже об аналитическом. У горе-выпускниц этого техникума поначалу получалось больше 100%.
Ученые из ГИАП, которых я привлёк для достижения 94-95% через пару лет после пуска, страшно удивились. У нас достаточно достоверно определяется этот показатель в любой смене. По их словам, это получалось на редких предприятиях. Всё благодаря терпению и компетентности начальницы лаборатории нашего цеха, Галины Федоровны Щербатой. Это при таких-то кадрах из того же техникума.
Одна из студенток, на моё счастье, оказалась племянницей всесильного зама директора Д. Ему подчинялись все склады. Даже гвоздь нельзя было выписать без его визы.
Дядя уже позвонил с просьбой оказать ей больше внимания. Тогда я набрался наглости и попросил его устроить нам путевки именно этим летом. На следующее намечался пуск цеха и всего производства удобрений и будет уже не до отдыха. А у его племянницы будет лучший диплом в техникуме.
Д. сдержал свое обещание. Я, конечно, тоже. Наше «счастье» оказалось однокомнатным дощатым домиком. Мух и тараканов удалось выгнать. От комаров чем-то мазались. Так-что даже ничего, если не считать туалета.
Наши дети еще помнят отхожие места с выгребной ямой, без воды, к которым ни как не лепится это изящное французское слово «туалет». Надеюсь, внуки только по нашим рассказам будут знать об этих «прелестях» советского быта.
В столовой было 3-х разовое питание, но от жары и обилия мух, ничего в рот не лезло. Дети дружно выпивали по два компота и тащили нас в домик. Там, немного отойдя от жары, также дружно заявляли, что они голодные. Приходилось лезть в гору в ближайший магазин за колбасой и яйцами. Хорошо, Люде посоветовали взять эл.печку и сковородку.
По вечерам все собирались на веранде самого большого домика. Взрослые смотрели захватывающий сериал по единственному телевизору, рассказывали анекдоты, веселые истории. На язык общения никто не обращал внимания. Всех развеселила «дискуссия» между Андрюшкой и его ровестником по поводу забредшего «на огонёк» животного. Андрюшка кричал: «Кошка !» А тот: «Ні, кішка» и чуть ни до слёз.
Ещё через год, с большим трудом, добились путевок на базу отдыха на Азовском море. Там было так «хорошо», что мы с другими «счастливцами», которым удалось приобрести билеты на поезд на неделю раньше срока окончания путевки, рванули отдуда сломя голову.
К «радостям» отдыха в Приазовье добавилась еще необходимость готовить самим. Причем купить можно было, если повезет, синюшную курицу чуть больше воробья.
Конечно, организованная Василием (братом Люды) утопающая в зелени база в Дивноморске показалась нам раем на земле. В столовой все было безумно вкусно, особенно пельмени. Дети съедали и наши порции. Туалет был просто эталоном чистоты. Да еще вода постоянно журчала.
На море тоже красота. Можно поплескаться с детьми возле мелкого песчаного берега. Покататься на водных велосипедах. На снимке фотограф, для экзотичности, посадил свою обезьянку Кате на плечи. И поймал момент, когда обезьянка пописала.
Дети балдели от удовольствия.После моря и сытного обеда Андрюшке не спалось. Он быстро стал авторитетом у пацанов ровесников, благодаря внешкольным познаниям в энтомологии. Однажды в наш домик пришел карапуз и спрашивает:
«А где этот мальчик, который жуков собирает? Я ему коловгадского жука принес»
По вечерам были интересные концерты, фильмы, развлечения массовика-затейника (по- нынешнему аниматора). Детям очень нравились игровые автоматы со стрелялками. До нашего города они еще не дошли.
Жаль, что это относительно быстро закончилось. Через неделю Вася на своем газике забрал нас в Холмский.
Сейчас мы живём в Ашдоде, возле самого моря. Прекрасные пляжи, купайся хоть круглый год. А нас тянет куда-то в лес, сосновый бор, к грибам и малине. Но вот «прелести» советского «отдыха у моря» не хочется, чтобы и в кошмаре приснились.
Свидетельство о публикации №223051801520