Скрипка

- Апчхуэ!
Сашка своим чихом, (не)плавно перетекающим в крик, заставил Олега отпрыгнуть на другую сторону тротуара.
- Зачем пугать-то так, будь здоров, блин.
Эти двое: студенты, Олег – высокий брюнет, а Сашка – блондин, ниже Олега на голову. Сашка ничего не отвечает, а только вытирает мокрый нос перчаткой, хотя старательно пытается притвориться, что это платок. Они с Олегом до самого вечера расхаживали туда-сюда с телефонами (Сашка отвечал за диктофон, Олег за видео), пытаясь выловить хоть одного человека, согласного на спонтанное интервью. Начали, правда, уже после обеда, но хоть один заинтересованный гражданин должен был попасться, за два часа-то! И хотя интервью им необходимо было взять только ради студенческого проекта, оба были готовы сделать свою часть работы на совесть, хотя спокойно могли бы попросить кого-нибудь из друзей сняться в роли прохожих.
- Эй, Сашк, как тебе вон тот мужик?
- Со скрипкой? Ну, ладно, была ни была, давай этого. Это что, у него трубка на шее?..
Анатолий, низенький и плотный мужичок, казалось бы, больше подходивший на роль сварщика, или, на худой конец, прораба, уже как год радует прохожих своей игрой на скрипке, и радуется сам. Он уже стал местной достопримечательностью среди жителей района, кто-то даже здоровается с ним, по пути на работу. Сейчас «рабочий» день Анатолия окончен, и он со спокойной душой складывает скрипочку в футляр. И тут к нему подходят студенты.
- Здравствуйте, уважаемый, меня зовут Саша, а это Олег, мы создаем проект, можем ли мы забрать у Вас пару минут для интервью? – Самым своим приятным тоном произнёс Сашка.
- А, да, конечно, пацанята, конечно! – Анатолию, в сущности, было всё равно, что там от него хотели эти молодые люди, видно, что хорошие, а там пусть хоть допрос устроят. – Я – Толя. Только давайте в другом месте, а то у твоего друга уши, вон, сейчас от мороза отвалятся. – И мужчина по-доброму захохотал, довольный своей шуткой, но тут же прекратил – Восемнадцать обоим есть?
Интервью началось уже в ближайшей открытой пивнухе, Анатолий, довольный, попивал тёмное пиво. Парни ограничились чем-то с самым низким градусом.
- Анатолий, Вы – уличный музыкант?
- Н-да, это я. – Мужчина с какой-то гордостью запустил руку в тёмные короткостриженые волосы.
- Почему Вы решили, что хотите стать музыкантом?
- Я не решал, оно само так случилось. Раньше-то я, конечно, хотел и президентом, стать, и в космос полететь, прочее, прочее… А потом нашел вот эту красавицу на чердаке, она ещё маме моей принадлежала. – Он мягко похлопал по чёрному футляру. - А потом всё как-то завертелось, голову мне музыка вскружила похлеще этого эликсира жизни!
Он тут же отхлебнул немного пива. Олег продолжал снимать всё, но мысленно подумал, что алкоголь придётся цензурить. Сашка продолжил:
- Вам до сих пор интересно играть для прохожих? Нравится ли Вам коммуницировать с незнакомыми людьми? Можете ли поделиться парочкой интересных историй?
- «Коммуницировать», блин… Парни, давайте проще? Не коммуницировать, а напарываться на неприятности. – Он улыбнулся. Конечно, он не считал своих слушателей неприятностями. – Да, мне нравится доставлять людям радость, а если мне это ещё и оплатится, то вообще шикарно! Кстати, вот буквально недавно, ты спросил, я вспомнил, недавно идёт девушка молодая, красавица, а у неё собака на поводке. Ну я чего, стою, играю, никого не трогаю, и тут эта животина, большая такая, пушистая, ка-ак подпрыгнет, на меня навалится! А погода тогда солнечная стояла, не то, что сейчас, так, наверное, лучик упал как-нибудь удачно на трубку мою, а она, видите, вон, блестящая какая, так животное и подумало, что игрушка. Взяла в зубы и с верёвки сорвала! Хорошо, что хозяйка сильная была, на поводке удержала, извинялась потом долго, ха-ха. А вот, кстати, и след от зубов собачьих остался.
Оба студента синхронно перегнулись через стол, чтобы рассмотреть след. На белой гладкой поверхности с голубыми узорами красовалось несколько вмятин и сколов, да и вообще, было видно, что этой трубке уже несколько десятилетий.
- Это очень интересная история, э-э… Толя. Скажите, Вы курите?
- Я? О, нет, я не курю. Это трубка моего деда, вот он да, смолил как паровоз, а я предпочитаю травить организм другим образом. – Он снова отпил немного пива из уже почти опустевшей кружки. Анатолий подумал, что скоро придётся обновить заказ. – Он мне эту трубку сам подарил, на восемнадцатилетие, мол, взрослый теперь. Хороший мужик был мой дед, нелюдимый, правда, но это даже и ничего, я его понимаю.
Сашка с Олегом переглянулись, им начинал нравиться этот странный мужичок, который с каждым глотком пива всё сильнее хмелел. Сашка уже хотел было задать ещё какой-то вопрос, но Анатолий его перебил.
- А вот вы, ребятки, молодцы, стараетесь для учёбы, отличники, ик, поди… Нет? Ну что ж вы так… А вот у меня дочка, вот она молодец, отличница, вы с неё пример берите…
- У вас есть дочь? Она живёт с вами?
- Сонечка? Ой, не-ет, она учится, в Петрозаводск поехала, на учёбу… Эх, Сонечка, такая она у меня умница, красавица. Свитер этот, кстати, она мне связала, сама, во!
Анатолий, хвастаясь, указал на свитер голубого цвета, как небо, и кое-где выцветшие пятнышки были похожи на маленькие перистые облака. Он совсем не подходил по стилю грузному мужчине, видимо, отец действительно так гордится своей дочкой, что не боится быть осмеянным за такую нелепость. Олег, слишком чувствительный к таким вещам даже закусил губу, чтобы ненароком не зареветь, тем более перед Сашкой. А то этот подкалывать ещё долго будет.
Анатолий продолжил:
- Она мне хоть и звонит часто, но я, ик, всё равно скучаю. Помню, однажды, когда ей было пять лет, она нашла на земле какие-то грязные бусы, и… Ой, что ж вы мне не сказали, что я, как дурак, с пустой кружкой сижу? Сейчас, секундочку обождите, я ещё по…
- Нет-нет, не стоит, давайте я схожу! – Сашка подорвался, и выхватил кружку из рук мужчины. Он хотел хоть как-то помочь Толе. Наверное, за содействие. – Олежа, продолжишь?
Олег к такому повороту готов не был, но Сашку это не волновало. Олег ещё несколько секунд сидел с выражением лица удивленного утконоса, а затем медленно повернулся к улыбающемуся Толе. Ему не хотелось внезапно разреветься из-за ещё одной истории.
- Да не боись, «Олежа», я тебя не съем. Ты мне расскажи лучше, как давно вы с Сашей дружите? Очень уж я люблю истории людей коллекционировать.
Парень расслабился, и своим тихим и спокойным голосом рассказал сначала о том, как они два года назад, в год поступления, случайно друг с другом пересобачились в метро ( Сашка отдавил Олегу ногу в вагоне), затем случайно оказалось так, что они оба поступили на одно направление, в одну группу. Конечно, сначала ни о какой дружбе и речи не шло, но потом всё закрутилось-завертелось, оказалось, что они любят одинаковых видеоблогеров, жанры игр, даже в музыке вкусы сходились.
- В общем, как-то так, судьба так свела. – Закончил Олег, поднимая взгляд на внимательно слушавшего Толю. Тот улыбался. – Странновато, что герой интервью – Вы, а говорю я.
- Нет-нет, я только рад послушать других! Я же поэтому на улице целыми днями штаны и просиживаю, чтобы послушать, о чём другие толкуют… Интересно же, вот сидишь, вроде, на парапете, а пройдут ли мимо старики или молодые люди, а по каждому можно историю их жизни прочесть, даже если они молчат, ик… Я, дурак старый, уже свою жизнь, считай, прожил, а у других всё впереди. И у вас с Сашкой столько всего приключиться может, ты уж мне поверь. Только не поминай меня потом лихом, а то, вдруг подумаешь, что я проклясть вас решил!
Сашка как раз подошел к столу с полной кружкой пива, когда Толя заливисто смеялся, а Олег поддерживающе улыбался. Сашка подумал, что потом внимательно прослушает запись, а то вдруг они его там обсуждали за спиной.
- Извините, что долго, там такой форс-мажор у стойки приключился, в общем, подхожу я к…
- Да ладно уже, давай сюда быстрей!
Анатолий чуть ли не выдернул пиво из рук Сашки, оставив того стоять с выпученными глазами и тут же отпил. Сашка посмотрел на Олега и, садясь на лавку, захотел уже что-то спросить, но Анатолий заговорил первым:
- Вы ребята хорошие, я вижу. Друзья, каких поискать… Ваши дороги ещё не раз будут расходиться, только не забывайте друг о друге, прошу. Стоит только ненадолго отвлечься, засмотреться на красивую девушку, а там уже семья, работа, не до друзей, не до развлечений или гулянок. А потом дети разъедутся, ты постареешь, оглянешься, а рядом… А рядом только вещи, вещи. И один только взгляд на них разбудит тяжелые воспоминания о беззаботных, лёгких временах, от которых сейчас осталась только тёмно-серая и мокрая тоска. Берегите себя и берегите дружбу, пацанята, она вам ещё пригодится, ик…
Тут Анатолий поднял затянутый пеленой взгляд, посмотрел куда-то сквозь ребят и задал вопрос:
- Ну что, ик, нужен ли вам ещё такой этот старый осёл для чего-нибудь, ребятки? А то ещё пара глотков и вам придётся допрашивать только спящую груду мяса!
Он задорно рассмеялся, но ни Сашка, ни Олег не переняли его энтузиазма. Олег закрыл голову капюшоном, смотрел куда-то под ноги, а Сашка нервно перебирал пальцами. Потом он всё же сказал:
- Нет, спасибо, у нас всё. Было приятно с Вами познакомиться, Толя, мы, пожалуй, пойдём. Желаем Вам удачи и… И дочке Вашей тоже. Спасибо…
Они быстро подхватили рюкзаки, и, не медля вышли из здания. Олег слегка дрожаще произнёс:
- Саш, давай больше никогда не будем брать интервью?


Рецензии