Социальный клей - эссе
Несколько важных обобщений из мира социальной динамики, что изучает модели на стыке психологии, математики, экономики, теории игр. Жизнеспособность любого общества можно определить по очень простому критерию: готов ли среднестатистический индивид ставить интересы сообщества превыше личных? Говоря простым языком – от готовности поднять стынущего на снегу пьянчугу или работать сверхурочно «за идею», до силы воли взять в руки оружие в случае обороны страны. Если да – общество будет крепнуть и развиваться. Если нет – оно обречено на сегрегацию и упадок вследствие центробежных сил. Этот вопрос – наличие консолидирующей идеи, «патриотического клея», имеет далеко идущие последствия. Это и причина коррупции, и фарватер для оттока капиталов и мозгов. Это топливо для стахановских подвигов и научных прорывов. Без такого идейного вектора, индивиды склонны колебаться в беспорядочном броуновском движении в малом радиусе шкурных интересов. Недоверие агентов друг к другу и к системе (в силу отсутствия кристаллической решетки закона, невыраженности системы отсчета морали, устоявшейся бизнес-культуры, да и культуры как таковой) сродни силе трения или омовскому сопротивлению. В нем неизбежно затухают любые благие начинания и госпрограммы; в его тепловом рассеянии растворяются любые финансовые вливания, скудеют запасы знаний. Диаметрально противоположной картиной служит лазер, где малые фотоны света в силу исключительной своей когерентности по направлению и фазе, обретают сокрушительную силу резонанса.
Я отнюдь не склонен все идеализировать. Нам хорошо известно и о survival of the fittest, о мальтузианской ловушке, об «очищающем» действии конкурентной борьбы за ресурсы. Но кооперация – это залог выживания человечества как вида. Эволюционные психологи спорят о многом, но сходятся в одном - минимальный запас альтруизма (или гумилевской пассионарности, если угодно) жизненно необходим. Джон Нэш – тот даже нобелевку получил за обоснование кооперативных стратегий в долгосрочной перспективе.
Что же служит таким агрегатором для социума? На самом верхнем уровне это национальная идея - от утопий социализма до фашистских бесчинств. Или правила честного рынка (laissez-faire) эпохи праведного капитала. Это как минимум буква закона и уважение к достоинству человека. Если таковых не имеется, то базовым уровнем поддержки служит национальная философия (ясы Чингисхана, наветы Лао-Цзы и мудрость Конфуция, круговорот жизни индейцев и воззрения малых народов), религиозная мораль (христианские заповеди, судный день Корана, кармические силы востока) или даже фольклорные архетипы (культ доблести и героизма в сказках и эпосах).
И вот задаю себе вопрос – какой из этих факторов имеется в нашем обществе. Насколько оно устойчиво и сплочено? И не уступаем ли мы в этом отношении колонии муравьев, пчелиному улью или даже волчьей стае? А на что готов лично я? И ответить себе не могу предательски долго.
© Copyright:
Дияз Байсеитов, 2023
Свидетельство о публикации №223051800220
Рецензии