14. 4 Наше сознание как отражение мозга

 Можно ли доказать, что сознание может существовать отдельно от мозга?

«Позитивист … скажет: - докажите мне, что сознание может действовать без мозга, тогда я поверю.

Я (Успенский) отвечу ему вопросом: - что в данном случае будет доказательством? Доказательств нет и быть не может. Существование сознания без мозга, если оно возможно – это для нас метафизический факт, который не может быть доказан, как физически.

И если мой оппонент будет рассуждать искренно, он убедится, что доказательств быть не может. Потому что у него самого нет средств убедиться в существовании сознания, действующего не через мозг.  В самом деле, предположим, что сознание умершего человека (то есть человека, мозг, которого перестал работать) продолжает функционировать. Как мы можем убедиться в этом? Никак. У нас есть средства сообщения (речь, письменность) с сознаниями, находящимися в одинаковых условиях с нами, то есть действующими через мозг. О существовании этих же сознаний мы можем заключить по аналогии с собой. Но о существовании других сознаний, есть они или нет, безразлично, мы никакими средствами убедиться не можем».

                А если сознание умершего человека войдёт в работающий компьютер, сможет ли оно общаться с людьми?

«Вот это последнее и даёт ключ к пониманию истинного отношения сознания к мозгу. Наше сознание, являющееся отражением сознания от мозга, может замечать, как сознания, только подобные себе отражения. Раньше мы установили, что  о других сознаниях кроме своего собственного мы можем заключать на основании обмена мыслей с ними и на основании аналогии с самим собой. Теперь мы можем прибавить, что вследствие этого мы можем знать только о существовании сознаний, подобных нашему, и никаких других сознаний, есть они или нет, мы знать не можем».

                Имеет ли ветер сознание, а вода, а океан?

«Если мы когда-нибудь осознаем своё сознание, не только отраженным от мозга, а в более широком виде, то одновременно с этим мы получим возможность найти аналогичные себе сознания, не отражённые от мозга, если таковые существуют в природе.

 Но существуют такие сознания или нет? Что на этот счёт может сказать нам наше сознание, такое, как оно есть теперь?

Наблюдая мир со стороны, мы видим в нём действия, происходящие от разумных, сознательных причин, такова работа человека;  и видим действия, происходящие от безсознательных слепых сил природы: движение волн, прилив и отлив, течение реки и прочие.

В этом делении наблюдаемых нами действий на разумные и неразумные чувствуется нечто наивное, даже с позитивной точки зрения. Если мы чему-нибудь выучились, изучая природу, если нам хотя что-нибудь дал позитивный метод, то это – уверенность в необходимом однообразии явлений. Мы знаем, и это знаем твёрдо, что одинаковые в своём корне вещи не могут происходить от различных причин. И наша позитивная философия знает это. Поэтому она тоже считает наивным указанное деление, и, сознавая невозможность такого дуализма, что часть наблюдаемых явлений происходит от разумных и сознательных причин, а часть от неразумных и безсознательных, она стремится объяснить всё, происходящее от причин неразумных и безсознательных».

                А не сливается ли наше сознания с другими сознаниями людей земного мира после смерти физического тела, чтобы потом войти в сознание Логоса Земли. Ноосфера? Как это происходит? Через соединяющиеся потоки, имеющие структуру подобную дереву.

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 125).


Рецензии