Маси Мажар Муза - Ма1аси Муза и богослов Хасу
В 1828 году в ауле Шира-1ашха (не путать с хутором Старый Ачхой, данный аул находился в нижней части современного Ачхой-Мартан, вблизи которого в 1846 году было заложено укрепление «Ачхой») родился внук шейха Кати, Мааси Муза (1828-1914).
Муза стал основателем первого медресе для окрестных аулов в объединенном ауле Ачхой.
У Муза были сыновья: Межед-1867, Мохьмад- 1880, Ахьдан-1886, Ахьмад-1889.
Муза стал перворожденным мальчиком в семьях Кати и Муртаз1ела-сыновей Баг1тар Алмуртан К1уштни. Вся его жизнь, как рассказывали старейшины, прошла на «коне» и с ружьем в руках.
В семье Музаевых долго хранились фотографии убитого Музы, сделанные военными , т.е. выездными кордонами царской армии в предвоенный период первой мировой войны, занимавшимися мобилизационными вопросами.
Все, что осталось от Музы, известный по рассказам ачхоевцев: ружье Мажар, кинжал и прочее были конфискованы в 30-е годы, когда Советская власть занималась гонением религиозных лиц и в частности двоюродного брата Муза, Генердукъ-муллы.
Известный в Ачхой-Мартане Султан Сулейманов (б1аьрзи Султан) рассказывает случай, происшедший с Музой, он же услышал этот рассказ со слов своего отца, хорошо знавшего Муза.
Как то вечером Муза верхом на коне ехал домой из Ингушетии по горным и предгорным аулам. Поленившись перейти брод у места бывшего аула Г1ези-Юрт, Муза решил (наверное назло казакам) проехать верхом чуть вниз, и в местечке бывшего аула Мартан-Ойл перейти брод р. Мартан. Увидев всадника, патрулировавшие эту местность военные и казаки поскакали следом за Музой. Устроить перестрелку было не в интересах Муза, все равно патруль был намного сильнее его и зря погибать в такой перестрелке вряд ли было в его планах. Муза дал полный ход своему коню, перешел брод и спокойно доехал до дому. Наутро к нему пожаловала делегация в числе нескольких всадников. Вызвав Муза на улицу, те предъявили ему ультиматум, мол , преследовавшая его группа военных и казаков насмерть ушибла их родственника, на что Муза громогласно ответил «Даже если по моей вине погибли бы ваши предки до седьмого колена, и то я вас не отпустил бы отсюда в живых», при этом крикнув жене:«Ташкири, принеси мой мажар (ружье). ( дословно на чеченском: Суна т1аьхьа хаьхканчу говрша шун ворх1е а да вина велар-кха, аса шу кху уьйт1ара ишта д1а мел дохуьйтура дацарехь. Ташкири, схьакховдайе сан мажар)».
Зная характер и нрав Музы, те вскачь поспешили со двора хозяина, который слов на ветер никогда не бросал. А с ружьем он действительно никогда не расставался, за что в народе его звали Мажар- Муза.
Рассказ известного богослова Хасу Ахьмада, о Мажар-Муза:
……….. « В тот день неразлучные друзья Хасу (отец Хасу Ахьмада) и Муза почему -то оказались врозь. Вопреки запрету военной администрации посещения разорённых аулов по ущелью Ниттах, Муза часто посещал эти места по пути в Шалажи, куда он часто ездил к своим родственникам. Тогда, на месте ликвидированного аула Алдам Ислама, Ниттах-Къеж- находился своеобразный «стационарный пост» на том же месте, где в 19-м веке располагалось военное укрепление. Муза по пути в Шалажи заехал на место бывших аулов башингой, посетил ряд мест вверх по ущелью, и оттуда, выехав на равнину, продолжил свой путь дальше.
Увидев спускающего из лесистых гор всадника, отряд военных из нескольких всадников стал его преследовать. В жаркой перестрелке были убиты несколько человек из преследующих, остальные же вернулись обратно в укрепление. Смертельно раненный Муза из последних сил расседлал коня, снял сбрую и велел коню поскакать домой. Конь у Музы был настолько послушным и славился тем, что выполнял немыслимые команды хозяина. Конь прямиком прискакал к знакомому дому друга своего хозяина, Хасу.
Почувствовав неладное, Хасу тут же явился к дяде Музы, пожилому Тате сыну бывшего наиба Даби (Даби-Даг1ча). Хасу знал, что конь обязательно приведет их к хозяину и велел Накри, племяннику Музы, отпустить узда и дать коню свободный (свой) ход. Конь привел их к хозяину. Муза, держа в одной руке старое ружье (Мажар), с которым он никогда не расставался и за что его в народе называли Мажар Муза, а в другой руке Яссин, оперившись спиной к старой груше, был без признаков жизни.
Его похоронили на старом кладбище Ачхой-Мартана. Сельчане должны быть благодарны Музе и за то, что он открыл в селе первый медресе (хьуьжар) после Кавказской войны и привел к нам богослова из Гойты- некоего Дака из тайпа дишни, который впоследствии воспитал ряд богословов, в числе которых были Генердукъ, Махьмуд-Бумба (б1аьрзие Махьмуд), Хасу и ряд др».
Свидетельство о публикации №223051800444