Маси Мажар Муза - Ма1аси Муза и богослов Хасу

   

        В 1828 году в ауле Шира-1ашха (не путать с хутором Старый Ачхой, данный аул находился в нижней части современного Ачхой-Мартан, вблизи которого в 1846 году было заложено укрепление «Ачхой»)  родился  внук шейха Кати, Мааси Муза (1828-1914).
Муза стал основателем  первого  медресе для окрестных аулов в объединенном ауле Ачхой.
       У Муза были сыновья: Межед-1867, Мохьмад- 1880, Ахьдан-1886, Ахьмад-1889.
        Муза стал перворожденным мальчиком в семьях   Кати и Муртаз1ела-сыновей Баг1тар Алмуртан К1уштни. Вся его жизнь, как рассказывали старейшины,  прошла на «коне» и с ружьем в руках.
В семье Музаевых долго хранились фотографии убитого Музы, сделанные военными , т.е. выездными кордонами  царской армии в предвоенный период первой мировой войны, занимавшимися мобилизационными вопросами.
     Все, что осталось от Музы, известный по рассказам  ачхоевцев: ружье Мажар, кинжал и прочее были  конфискованы  в 30-е годы, когда  Советская власть занималась гонением религиозных лиц и  в частности двоюродного брата Муза, Генердукъ-муллы.
 Известный  в Ачхой-Мартане Султан Сулейманов (б1аьрзи Султан) рассказывает случай,  происшедший с Музой, он же услышал этот рассказ со слов своего отца, хорошо знавшего Муза.
        Как то вечером Муза  верхом на коне  ехал домой из Ингушетии по горным и предгорным аулам. Поленившись перейти брод у места  бывшего аула Г1ези-Юрт, Муза решил (наверное назло казакам) проехать  верхом чуть вниз, и в местечке бывшего аула Мартан-Ойл перейти брод р. Мартан. Увидев всадника, патрулировавшие эту местность военные и казаки поскакали  следом за Музой. Устроить перестрелку было не в интересах Муза,  все равно патруль был намного сильнее его и зря погибать в такой перестрелке вряд ли было в  его планах. Муза дал полный ход своему коню, перешел брод и спокойно доехал до дому. Наутро к нему пожаловала делегация  в числе нескольких всадников. Вызвав Муза на улицу, те предъявили ему ультиматум, мол , преследовавшая его группа военных и казаков насмерть ушибла их родственника, на что Муза  громогласно ответил  «Даже если по моей вине погибли бы ваши предки до седьмого колена,  и то  я вас не отпустил бы отсюда в живых», при этом крикнув жене:«Ташкири, принеси мой мажар (ружье).  ( дословно на чеченском: Суна  т1аьхьа  хаьхканчу  говрша  шун ворх1е а да вина велар-кха, аса  шу кху уьйт1ара ишта д1а мел дохуьйтура дацарехь. Ташкири,  схьакховдайе сан мажар)».
Зная характер и нрав Музы, те вскачь поспешили со двора хозяина, который слов на ветер никогда не бросал.  А с ружьем он действительно никогда не расставался, за что в народе его  звали Мажар- Муза.
        Рассказ известного богослова Хасу Ахьмада, о Мажар-Муза:
……….. « В тот день неразлучные  друзья Хасу (отец Хасу Ахьмада)  и Муза почему -то оказались врозь. Вопреки запрету военной администрации  посещения  разорённых аулов по ущелью Ниттах, Муза часто посещал эти места по пути в Шалажи,  куда он часто ездил к  своим родственникам. Тогда, на месте ликвидированного  аула   Алдам Ислама, Ниттах-Къеж-  находился своеобразный «стационарный пост» на том же месте, где в 19-м веке располагалось военное  укрепление. Муза по пути в Шалажи заехал на место бывших аулов башингой, посетил ряд мест вверх по ущелью, и оттуда, выехав на равнину, продолжил  свой путь дальше.
        Увидев спускающего из лесистых гор всадника,  отряд военных из нескольких всадников стал его преследовать. В жаркой перестрелке были убиты несколько человек из преследующих, остальные же вернулись обратно в укрепление. Смертельно раненный Муза из последних сил расседлал коня, снял сбрую  и велел коню поскакать домой. Конь у Музы был настолько послушным и славился тем, что выполнял немыслимые команды хозяина. Конь прямиком прискакал к знакомому  дому друга своего хозяина,  Хасу.
Почувствовав неладное, Хасу тут же явился к дяде Музы, пожилому  Тате  сыну бывшего наиба Даби (Даби-Даг1ча). Хасу знал, что конь обязательно приведет их к хозяину и велел  Накри, племяннику Музы, отпустить узда и дать коню свободный (свой) ход. Конь привел их к хозяину. Муза, держа в одной  руке старое ружье (Мажар), с которым он никогда не расставался и за что его в народе называли Мажар Муза, а  в другой руке Яссин, оперившись  спиной к старой груше, был без признаков жизни.
Его похоронили на старом  кладбище Ачхой-Мартана. Сельчане должны быть благодарны Музе и за то, что он открыл в селе первый медресе (хьуьжар) после Кавказской войны и привел к нам богослова из Гойты- некоего   Дака из тайпа дишни, который впоследствии воспитал ряд богословов,  в числе которых были Генердукъ, Махьмуд-Бумба (б1аьрзие Махьмуд), Хасу и  ряд др».


Рецензии