Имена, обличья и личности русских цариц

Имена.
Если рассматривать по частоте встречаемости в российском именнике – редких имен нет. А начиная с Алексея Петровича вошло в правило женить наследников престола и большинство великих князей на принцессах неправославного вероисповедания, которые в России свое имя не сохраняли.  По приезду в Россию их крестили в православный обряд и давали одно из главных царских имен (Мария, Александра, но допускались и другие) и отчество по традициям царской династии, счастливым фамильным ассоциациям (Федоровская икона – главная икона Романовых, Алексей и Николай почитались именами счастливыми, Александр I – главная гордость семьи) или в честь предшествующей личности (Екатерина II именована в честь царицы Екатерины Алексеевны, т. е. Екатерины I, жена Александра I Елизавета Алексеевна взяла имя Императрицы Елизаветы). Поэтому начиная с жены Петра III, всем иностранкам присваивали имена из одного и того же весьма короткого списка. До конца XIX века "набежало": Екатерина – 1, Марии – 3,  Елизавета-1, Александры - 2, из них четыре Федоровны, две Алексеевны, одна Александровна. Замечательных личностей среди иностранок было немного: Екатерина – жена Петра III, ставшая в последствии императрицей Екатериной II, и Мария Федоровна – жена императора Павла и мать двух царей Александра I и Николая I. Елизаветой Алексеевной и Александрой Федоровной восхищался Пушкин; со второй он, будучи в средине 30-х годов камер-юнкером двора, был хорошо знаком. Восторги и оценки Пушкина мало что значат – человек он был нервный, поверхностный, мнения и предметы обожания менял часто.
Все прочие цари, начиная с первого, Ивана IV, были женаты на российских девицах знатного рода. Имена русских невест и жен самые распространенные: Мария, Марфа, Анна, Прасковья, Варвара и т. п. – каких много по русским деревням и боярским хоромам...
Необычно звучало полное имя первой жены Ивана Грозного: Мария Темрюковна. Еще не совсем привычные имена Марина  (Марина Мнишек – жена признанного русского царя Лжедмитрия I) и Ирина (Годунова, жена Федора Иоанновича).

Обличья и личности.
Иван Грозный, Михаил Федорович и Алексей Михайлович выбирали жен на смотре невест. По русским понятиям красоты – крепкие, бело-румяные, с косой. По портретам судить трудно. Портретная живопись со времен Джотто повсеместно авангардная и импрессионистская – одного и того же человека всяк уважающий себя художник писал каждый раз как новую ипостась. Редко, когда в галерее семейных портретов лица члена фамилии хорошо узнаваемы и более и менее идентичны. Уверенно отличает разве что какой-нибудь особый признак или изъян (неизменная брошь, орденская звезда, выстриженный лоб, обильный двойной подбородок, горб). Интеллектуал Иван IV мог увлекаться и личностной стороной (выбирал незнатную, сватался к английской королеве, и согласно легенде захлебывался от восторга в беседах с Василисой Мелентьевой).
Летописцы и иностранцы писали, что красивыми были Мария Милославская (первая жена Алексея Михайловича, мать царя Федора и правительницы Софьи), Наталья Нарышкина (вторая жена Алексея Михайловича, мать Петра I), Прасковья Салтыкова (вовсе не привлекательная в зрелом возрасте жена Ивана V и мать Анны Иоанновны), Евдокия Лопухина (первая жена Петра I). Обаянием, умом и образованием отличалась Ирина Годунова (произносила серьезные речи на дипломатических раутах). Незаурядные ум, обаяние, выносливость и изворотливость проявила Марина Мнишек. Смелость и независимость выказывала Евдокия Лопухина (это при Петре-то Первом!). Марфа Апраксина, вторая жена царя Федора Алексеевича, умудрилась остаться девственницей.

Последние русские по крови царицы – единоличные управительницы, Анна Иоанновна (чистокровная) и Елизавета Петровна (полукровка) – умом не блистали, правили плохо, но вреда стране не наносили, так как требовали от сановников придерживаться неукоснительно петровских институций и правил. Елизавета в молодости слыла красавицей, и до конца жизни оставалась привлекательной.
Екатерину II, Марию Федоровну (первую), Елизавету Алексеевну – все чистокровные немки - называли красивыми, умными, изысканными и мягкими в общении. Государственные деяния Императрицы Екатерины известны. У нее и Елизаветы не все нормально складывалось с мужем - и у той, и у другой внебрачные дети. Мария Федоровна – эталон супружеской верности и терпения, мужа любила и почитала при всех его капризах и непостоянстве, детей (10 чел) производила легко и остановилась лишь по настоянию врачей; к тому же вникала в государственные проблемы, создала своими трудами  всеохватывающую многоуровневую систему социального призрения (от института благородных девиц, до детей, оставленных нищими и беспризорными матерями). Между собой у этих современниц, находящихся в отношениях невестка-свекровь постоянно возникали трения.
Царицы XIX века любили мужей, были любимы ими, рожали большое количество детей, плохо знали русский язык, в политику особо не лезли и на управление государством влияли мало. Александра Федоровна (жена Николая I)  произвела на свет 8 детей, у Марии Александровны (жены Александра II) их было тоже 8, у Марии Федоровны (жены Александра III)  - 6, у Александры Федоровны (жены Николая II) - 5.


Рецензии