Мальта. Русские изгнанники

- Как, вы сказали, называется город? Пьета? С удалением на последний слог?
- Именно. Пьета, с удалением на "а".
- Но ведь по-итальянски, Piet;  - это сочувствие, сострадание. Я правильно понимаю название города?
- Совершенно правильно понимаете.

Меня удивило названия этого маленького городка, находящегося буквально в пяти минутах ходьбы от столицы Мальты Валлетты. Город Сострадания. Бывает же такое. Но именно это сделало совершенно понятным то, почему именно там находится знаменитое мемориальное кладбище Та-Браксия. Где же, как ни в Городе Сострадания, может находиться место последнего пристанища тех, кого принято называть русскими изгнанниками.

Кладбище Та Браксия – совершенно невероятное место. Расположенное прямо посреди города, оно абсолютно не производит ни гнетущего, ни мрачного впечатления. Наоборот, при его посещении возникает чувство какой-то светлой грусти и тихой радости за тех, кто, пройдя сквозь бурные жизненные испытания, именно здесь, под кронами высоких деревьев, вблизи от лёгкой, кажущейся невесомой, часовни, нашёл тихую гавань.

Во времена Великого русского исхода 1920 года на Мальте оказались многие русские аристократы и деятели культуры, близкие к императрице Марии Федоровне, которую согласилась  принять к себе, как теперь говорят, «на постоянное место жительства» Великобритания. Вот и потянулись на тихий, ничем особо непримечательный остров, люди высокого полёта. Они плыли на кораблях из Константинополя и Одессы, стремясь в континентальную Европу, зачастую используя «Медовый остров» как место, где можно перевести дух, немного успокоиться, а если повезёт – встретить знакомых по прежней счастливой жизни и вместе продолжить дальнейшие странствия.

Никогда ни до, ни после тихая провинциальная Мальта, бывшая тогда всего лишь малюсенькой частичкой громадной Британской империи, не видела такого количества представителей  голубых кровей. Среди них были придворные, государственные сановники, депутаты Государственной Думы, промышленники, крупные землевладельцы и деятели культуры. Большинство из них тут не задержалось, перебравшись на материк, так сказать, поближе к цивилизации. Но были и те, кто остался здесь навсегда. 

Трое из русских изгнанников в разные годы упокоились на кладбище Та Браксия: дипломат и историк Константин Военский же Брезе, знаменитая балерина Натали Путятина и известный скульптор, член Российской императорской академии изящных искусств Борис Эдуардс. Каждый из них оставил яркий след как в истории России, так и приютившего их острова.

Скульптор Борис Эдуардс, известный как автор монументальных работ, среди которых памятник А.Суворову для Рымникского поля в Румынии и Екатерине II в Одессе, за пять лет, отведённых ему судьбой для жизни на Мальте, успел выполнить огромное количество частных заказов – медальонов, бюстов, статуэток святых, осевших у лучших европейских коллекционеров Европы. Самая известная его работа – статуэтка «Грёзы» выставлена в Музее изящных искусств МУЗА как часть национальной коллекции искусства Мальты. В 1924 году Борис Эдуардс упокоился на кладбище Та Браксия.

Известному русскому военному, историку, архивисту, лингвисту-полиглоту, дипломату Константину Военскому де Брезе судьба отвела 9 лет жизни на Мальте. За это время он сумел не просто изучить и каталогизировать архивы Публичной и Национальной библиотек Мальты, исследовать архивы Мальтийского ордена, но и оставить ценнейшие заметки по своему пребыванию на острове с тонкими замечаниями блестящим анализом разворачивавшихся в те годы событий. Он был похоронен в Та Браксии в 1928 году.

В 2012 году надгробие К.А. Военского было восстановлено по инициативе и на пожертвования российской диаспоры на Мальте. С тех пор каждое 10 февраля сюда приходят члены российской дипломатической миссии и вместе с соотечественниками возлагают цветы.

Наталья Путятина, представительница известного княжеского рода, вряд ли смогла стать профессиональной балериной именно из-за своего высокого общественного положения. Но грянувшая революция уравняла всех, вот тогда и пригодились уроки божественной Тамары Карсавиной, и наставления известных русских балетных педагогов.

Выступления юной балерины с русской программой имели ошеломляющий успех в Королевской опере в Валлетте, но она предпочла карьере танцовщицы карьеру преподавателя профессионального балета, основав на Мальте первую балетную школу. До своей кончины в 1984 году она продолжала преподавать, писала статьи, выступала с публичными лекциями. Именно она привила мальтийцам какую-то пронзительную любовь к балету, которая не ослабевает до сих пор.
Что же сегодня напоминает мальтийцам о тех, кого при жизни называли изгнанниками? Название целого района в Слиме – Exiles (Изгнанники) – в том месте, где они обретали, возведённые в ранг объектов культурного наследия страны скульптуры Бориса Эдуардса, содержащие редчайшие факты мировой истории записки и дневники Константина Военского и созданная с нуля мальтийская балетная школа Натали Путятиной.

А ещё до сих пор в частных коллекциях Мальты и на аукционах нет-нет, да и всплывают милые вещицы Фаберже, семейные драгоценности известных российских фамилий, когда-то проданные по бросовым ценам, сданные в ломбард и невыкупленные по причине хронического безденежья. С каждым годом этих находок всё меньше, а их цена всё выше.


Рецензии