путь паломника. в гостях у сказки

1.
В странах азиатского региона есть традиция любоваться цветением сакуры. Чтобы через созерцание ощутить  связь с Божественным началом в себе. Красивый обычай, да. Почему бы не использовать лучшие наработки соседей? - пришла мысль.  В их же стиле, заимствовать самое эффективное? В виду отсутствия японской вишни в   наших широтах уже знакомый вам  паломнический экипаж решил выдвинуться в сторону Дивеево прямо после рабочего дня. Прямо среди недели, во вторник  9 мая. Это у других выходной день, а в санатории где я тружусь - обычные будни.

Вы же знаете, 9 мая особенный день. По различным причинам. День Победы это только официальная, видимая сторона праздника. В этот день недоброжелатели всех категорий и рангов стремятся испортить праздник жителям нашей страны, а доблестные сотрудники силовых структур всячески врагам препятствуют. Как в сказках.  Движуха и противодействие движухе начинается прямо в полночь накануне. Иногда это выглядит вполне обыйденно. Как затруднение движения транспорта  из-за  ремонта дороги федерального назначения Иначе невозможно объяснить дорожную "пробку" на три часа в  сторону столицы. Предположу, что на других федералках по периметру Москвы творилось примерно то же самое.

"Хвост"  из груженных фур растянутый на двенадцать километров по  асфальту и, пытающийся его объехать по грунтовкам, параллельный "хвостик" из легковых авто это новая форма искусства - урбанистическая  инсталяция  достойная живописных полотен сюрреалистов.

Вдоволь помыкавшись по наезженным рыбаками дорожкам в пойме Суры, мы нашли ответ на вопрос "Зачем мы здесь оказались в это время?"
Ладно, нам никуда срочно не нужно было , слава Богу, но в пробке оказались люди которые наверняка торопились по своим делам. Кто-то спешил на поезд, кто-то на самолёт, например. И возможно, наблюдая из дорожного затора за нашими петляниями по полям и весям, эти люди получили подсказку, выход из ситуации. Поскольку долгое время не было дождей, вдоль лесопосадок, а где можно было - через них, наш паломнический экипаж выбрался на свободную дорогу. И вскарабкавшийся по откосу  на асфальт следом   "Дастер" лишь подтвердил нашу версию.

Хотя, возможно это была "предоплата" за дальнейшие благополучные паломничества. Или может быть все намного проще - чем дольше предвкушение, тем интесивнее последующее переживание.  Каждый смысл имеет ценность.

По моему самые паломнические дни - это суббота и воскресение. Время  "работы над ошибками", как это было когда - то за школьной партой. Время возвращения к себе.

С точки зрения физики будни, это период отдачи, когла человек распыляет, сбрасывает  свою силу социуму, а  выходные дни - период энергонабора,  возвращения  своей концентрации и  даже больше - преумножения. Если выберешь.

Цветения яблонь благостное зрелище. Не только для вегетарианцев и сыроедов. Пробуждение, торжество природы, красота смены сезонов позволяет тоньше ощущать  связь с Божественным вне зависимости от возраста и принадлежности к той или иной социальной группе. Настраивает на особенный лад.

Шестое посещение обители в этом году. Торопиться не хочется. Решаем побыть в Дивеево подольше, с ночёвкой. Дополнить вечернее любование куполами храмов на фоне яблонь, созерцанием утренним. Окунуться в благодать, набрать её впрок, как водицу из источника.

А утром происходит маленькое личное чудо - продолжение череды осознаваний на тему : "Зачем мы оказались здесь в это время?" У меня впервые во время посещения Дивеевского монастыря появляется, а точнее складывается сюжет рассказа. О автомобиле, который мечтает летать. По мотивам одной из сказок  Ганса Хрисиана Андерсена. Догадывается какой? Причём у меня уже есть готовая иллюстрация - фото своего авто на фоне вертолёта, погруженного на платформу длинномер. Сделал этот кадр  по дороге домой, возле шиномонажа для фур, перед выходом на трассу М7. Что символично. Что так же своего рода маленькое чудо.

Я рассказываю сюжет штурману, пока она готовит завтрак - варенечки с творогом под сметанку. И сразу начинаю делать наброски. С пылу с жару. Такое тоже впервые.

Потом мы ещё раз отправляемся в обитель, пишем записки для отправления треб, покупаем коврижки к чаю  в дорогу. Делаем контрастные утренние фото, после чего я совершаю контрастное окунание соло. Потому что у штурмана нет настроения купаться и это логически необъяснимо с точки зрения физики.  Далее мы набираем шестьдесят литров   живительной влаги  в три канистры и выдвигаемся на Муром.

По  мотивам русских народных сказок...

2.
Помните Илью Муромца и Соловья - разбойника? А бывали в тех краях? Вот-вот. Упущение, однако. Живём рядом, а все как то мимо проезжали, в объезд. Хорошо, что никогда не поздно внести корректировки. И посмотреть как развернётся сюжетная линия. Та самая работа над ошибками, как в школе.

Дорога от Дивеево до Мурома сто сорок два километра. Два с половиной часа и на месте. Есть время наметить дальнейший план действий. В контексте "работы над ошибками" предлагаю штурману посетить "в одно касание" заодно и Суздаль,  который, было дело, так же проехали возвращаясь из Костромы. Восполнить пробелы так сказать, для чистоты эксперимента. Творческие дискуссии со штурманом на коротких стоянках  помогают размять и  ноги, и кору полушарий, подсказывают идеи для рассказов. А штурман успевает собрать за это время одуванчиков, развеяться слегонца. Переключиться с контроля за навигатором.

Дорога до Мурома в буквальном смысле описана в былинах. На почти  полутора сотнях километров двадцать пять локаций отмеченных разными способами , как места ДТП. "Кости богатырей разбросаны вдоль обочин." Будто и впрямь Соловей разбойник до сих пор промышляет своим ремеслом.  Особенно запомнилась табличка с телефоном автоэвакуатора, а под ней венок. Длинные прямые участки хорошего асфальта сменяются закрытыми поворотами почти под прямым углом за которыми прячутся выезды с прилегающих территорий. Перегибы рельефа вкупе с зигзагами и петлями превращают лесную трассу в экстремальный трип. Слабонервных просьба выбирать иные маршруты. Возможно в других регионах просто не принято обозначать такие локации столь щепетильно. Считаю, что лишённых водительских прав по разным причинам необходимо экзаменовать исключительно на муромских дорогах.
Двигаемся осторожно, в пределах девяносто вёрст в час до самого Мурома.

Фактически, мы в каждую поездку организовываем себе авторский тур, приходит мысль. Уникальные, спонтанные маршруты в любых погодных условиях. Экскурсии на местах индивидуальные. Информация приходит точечно, по запросу в текущем моменте. Инсайты происходящие тут же   открывают глубочайшие пласты для личной трансформации и становятся текстами в то   время пока  оседает  пыль из под колёс на грунтовках, пока высыхает утренний конденсат на лобовухе.

За полтора часа пребывания в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Муром можно успеть много чего.

То, что на территории обители дислоцировалась  воинская часть это маркер, что мы "в нужный момент в правильном месте."  Род войск на этот раз - связисты. Замечаете? Вновь совпадение. Связь воинская совмещенная в одной проекции со связью Божественной. Резонансно? Ещё как! Если встать лицом к реке, то справа окажется  храм 17 века, а слева храм 16 века. А в зазоре между зданиями стало быть целый век помещается. Чем не машина времени? Самое место для осознавания. Смекаете?

Заходим на поклон к иконе "Скоропослушница", к той, что помогает в делах. Например, решить несколько задач параллельно. Думаю, что такой образок точно был у Золушки.

Благодать нисходит в того кто благодарен. Вот так просто. Чтобы наполниться нужно быть пустым. Имеется в виду ум. Без требований, без посьб, без амбиций. И тогда есть куда прийти благости. Время пребывания в месте Силы, в итоге, определяет степень насыщения Души. Как определить когда хватит, когда достаточно? Это похоже на приём пищи - еды должно быть ровно столько, чтобы утолить голод.

Поднимаемся в надвратный храм Сергия Радонежского со звонницей. Образ преподобного Сергия на четках ношу в виде медальона во всех поездках. Выслушиваем краткую спонтанную братскую  лекцию о правильном исполнении  крестного знамения. Для расширения кругозора сообщаю методику. Троеперстие правой руки перемещается  от межбровья, шестой чакры- аджны, к пупочной чакре-манипуре размашистым  движением, далее от правого плеча к левому - краткой мгновенной  фиксацией троеперстия в контрольных точках. Вооот. После отработки корректных траекторий меня  по-братски благословляют позвонить  в колокола. Что исполняю в меру сил и способностей.
Очередной инсайт происходит сразу после выхода из храма.

Первое. Тонкое, эфирное тело человека имеет форму яйца в которое условно вписано -помещено тело физическое.
Второе . Вслед за любым человеком в пространстве и в частности за  движениями его рук остаётся эфирный, невидимый след- инверсия, как "хвосты" водяного пара за реактивными двигателями самолёта. Именно эти следы распознают экстрасенсы и собаки, вовсе не запахи.
Третье. Крестное знамение в вертикальной проекции служит  "распоркой" для тела эфирного - защитой от ментальных атак , так же как  крестное знамение с поясным поклоном служит "распоркой" в проекции горизонтальной.
Как если бы материальные, к примеру деревянные крестовины внутри материальной  сферической конструкции позволяли бы противостоять механическому давлению извне - предотвращая разрушение, защищая все что помещено во внутрь сферы. Вооот.

Возможно это является объяснением многих чудес. Ведь если внутри верующего человека роль двух усиливающих "распорок-крестовин" символически выполняет сам Сын Божий распятый на кресте, то что такому человеку может повредить? Смекаете?

Тут же из одного понимания возникает следующее  постижение. Христианская  защита встроена по принципу плотности- если Бог внутри ничто не страшно , а йогин защищается пустотностью сознания, непривязонностью. В случае опасности у йогина нечего отнять, у него "официально" ничего нет. При этом, при необходимости  йогин практически  мгновенно, ну ладно, ладно - при минимуме усилий - создает  из Пустоты  необходимые для выживания  объекты. Опять - таки от уровня практика зависит.
Высший пилотаж, да?

Выезжаем из Мурома в сторону Суздаля. Штурман хомячит муромский калач - этакую сдобную булку с маком и кунжутом  , я помогаю в меру сил. Уравновешиваем духовное материальным.

Нам предстоит примерно сто семьдесят вёрст пути.  Почти те же два с половиной часа, что на предыдущем участке. Есть время наметить дальнейший план действий...

3.

До рубежа 15 века территория нынешней России была похожа на лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусков ткани. Примерно так же выглядят некоторые участки региональных автодорог, например Дивеево-Ардатов. Случайно ли?
Вероятно, это такая тонкая внутренняя политика. Чтобы не забывали свою историю.

Удельные княжества воевали между собой масштабно. С грабежами и сожжением городов. Войско на войско. Князь на князя. Брат на брата. И даже после победы на Куликовом поле распри продолжались ещё некоторое время. Лихие девяностые - братки на братков - отдалённое подобие того, что происходило на Руси веками.
Как вам такая иллюстрация к теории спиралеобразного хода эволюции видов?

Экскурсовод Ирина - вся в белом прикиде, явный закос под стиль а-ля Саруман, белый маг - рассказывает образно. Так как посетителей музея - заповедника перед закрытием мало, нам сделали скидку. "В нужное время в правильном месте" - работает и вот так вот тоже. Храм Рождества Пресвятой  Богородицы исходя из графика работы уже закрыт, поэтому акцент экскурсии делается на Архиерейских палатах. Для простых мирян, например Римской империи, это было бы подобно подьему на мифический Олимп.

Каждое помещение - очередная эпоха, веха в истории Суздаля. Реальные и  реконструированные экспонаты на стенах и вдоль стен. Перемещаясь из палаты в палату словно путешествуешь во времени. Только уже с более подробной детализацией, с комментариями.

Особый вклад в собирание земель русских внёс безусловно Сергий Радонежский. Однако, следует отдать должное и  его коллеге по миссии преподобному Евфимию. Духовные отцы при жизни частенько пересекались чтобы перетереть и разрулить особо заковыристые непонятки. Вы можете наблюдать вериги преподобного Евфимия под стеклом - маслом по древу растекается Ирина, обмахиваясь белой бейсболкой и снимая куртку, хотя в палатах прохладно. Работа со временем и пространством она такая - разогревает.

Делаю ремарочку насчёт, того что вериги в прошлом работали ещё и как броник - массивный символ веры на груди и спине защищал проекцию сердца от колюще-режущих при необходимости. Экскурсовод удивляется сравнению и соглашается с данной  версией, делая в свою очередь ремарку, что станет применять этот  эпитет в своей работе.

Возможно перед  написанием  своей нетленки Толкиен посещал Россию и путешествовал по "Золотому кольцу"
Первыми кто собрал Кольцо Всевластия в русской версии исторического пазла  стали преподобные Сергий и Евфимий. Далее в более удачном варианте сие достижение повторил Иван Грозный- примерно через сто пятьдесят лет, таким образом выработав правила для последующих участников.

Иван Грозный в отличие от других правителей был весьма рационален. Взяв титул "царь" , он технично подчинил себе духовенство по образу и подобию Византии.. Создал Тайный приказ - прообраз госбезопасности и опричнину - прообраз гвардии, позже спецназа. Согласно выбранному жанру эти действия  развязали ему руки полностью. В данном месте текста я стремлюсь тезисно изложить полтора часа экскурсии в нескольких абзацах.
Дать самое вкусное, дать выжимку.

Рациональность Ивана Грозного заключалась так же в том, что проворовавшихся бояр не казнили, а отправляли в монастырь, дабы замаливали грехи, пользу приносили хоть какую-то. То же самое касалось жён царя, которые не смогли родить ему  наследника. Велкам в Покровский монастырь Суздаля. Ничего личного.

Далее экскурсовод говорит несколько простых  фраз, которые очевидны, но именно в этих интерьерах слова срабатывают как ключ. "В начале 16 века в монашеской среде наметились разногласия. Поводом послужил вопрос о владении имуществом. Иноки разделились на  нестяжателей и стяжателей (иосифлян) . Если выражаться более точно , одни. стяжали Дух, в то время как другие "стяжали" материальные блага."
" А ведь и в йоге происходит то же самое. То, что для одних является Служением - во благо всех живых существ- для других превращается просто в коммерческий проект! "- приходят мысли. Именно в этом аспекте йога и христианство соприкасаются без противоречий. Тут же приходит понимание, что православие привлекательно именно трудами нестяжателей - людей, которые сделали целью своей жизни познание Бога, иначе говоря, стремились к достижению святости при жизни своего физического тела. Именно их мощам поклоняются в монастырях.

Перед завершением обхода Архирейских палат мы оказываемся в зале с иконами 15 века. Лики с печатями - сценами из жития-  величиной в полный рост, преимущественно различные версии лика Николая Чудотворца. Иконы закрыты прозрачными пластиковыми экранами  во избежания контакта с посетителями. Подношу ладони близко и распознаю "поле" от образа даже через экран. Это момент Истины. Восхождение на Олимп. Буквально на секундочку, но все - таки. То, ради чего стоило оказаться здесь.

Экскурсовод честно отрабатывает заранее  оговорённое время  и по нашей просьбе ещё полчаса сверхурочно сопровождает нас, чтобы мы вышли из палат - из лабиринта времени- вместе, как заходили. Все-таки в том что Ирина подражает в прикиде Саурману что-то есть. Возможно, в таких местах каждый гид немного Саурман, или хотя бы Гендальф.

Главное понимание дня. Каждый имеет возможность собрать свою версию Кольца Всевластия. Для этого нужно всего лишь в особом состоянии духа   посетить все восемь городов классического варианта маршрута. По которому ходили святые отцы - преподобные Сергий и  Евфимий.

Выдвигаемся. На часах девятнадцать тридцать. По всем раскладам окажемся в Чебоксарах в час ночи следующих суток. Получается, свою работу над ошибками, которые есть главные достижения, мы проделали. Никогда не поздно внести корректировки. И посмотреть как развернётся сюжетная линия. Согласно выбранному жанру.

Надо бы заглянуть в сборник русских народных сказок. Вдруг мысли интересные появятся, а там, глядишь, и новые маршруты.

Чтобы не забывать свою историю.


Рецензии