Почему в СССР не было ни СТУ, ни ОБ?

       Вы не задавались вопросом, почему в Советском Союзе не было ни Специальных технических условий, ни Обоснований безопасности опасного производственного объекта?
       История появления в России нормативно-правовых актов, закрепляющих право проектных и строительных организаций отступать от действующих норм и регламентов, начинается с 1 апреля 2008 года. Именно в этот день был издан приказ Минрегионразвития № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», который кардинально поменял многолетний подход к проектированию зданий и сооружений с жесткого соответствия действующим СНиП или сводам правил, на возможность некоторого отступления от существующих норм, с определенными обоснованиями этих отступлений.
       Речь идет о документе, разрабатываемом на основании п. 8 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены.
       В этих случаях подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями (далее СТУ), разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в которых содержатся технические нормы, разработанные на конкретный объект капитального строительства. В СТУ отображаются дополнительные особенности строительства, когда в ходе проектирования объектов самых разных типов нет возможности соблюсти все нормы и требования.
       Понятие «обоснование безопасности опасного производственного объекта» (далее ОБ ОПО) появилось в Федеральном законе №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с 15 марта 2013 года, было внесено Федеральным законом от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ.
       Согласно главе 1 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» «обоснование безопасности опасного производственного объекта» - это документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, также в пункте 4 ст. 3 Закона, указывается, что разрабатывать обоснование безопасности опасного производственного объекта можно, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, то лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, в этом документе устанавливаются требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.
       В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 года № 734/пр разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием застройщика, технического заказчика проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией.
       Т.е. и СТУ и ОБ ОПО может разрабатывать кто угодно, если он состоит в СРО проектировщиков, что нетрудно сделать. Как пишут на одном из форумов в интернете, - «Если я правильно понимаю дополнительное профессиональное образование — это та же ерунда что и для специалистов из реестра СРО - покупается красивая бумажка за 5 тысяч рублей». Поэтому иной раз при обращении в организацию за разработкой СТУ или ОБ ОПО слышишь от них, - «Дайте перечень отступлений, которые необходимо обыграть в СТУ или ОБ ОПО, чтобы уйти от этих требований». Т.е. люди не знают ни специфики работы объекта, ни технологии его функционирования, а умеют только по принятой методике и форме этих документов «обосновать», что отказ от выполнения «мешающих» требований норм и правил с достаточной вероятностью и допустимым уровнем риска не приведет к аварии.
       Многие ОБ ОПО разрабатываются для применения на стадии проектирования и строительства, что противоречит п. 4 статьи 3 Федерального закона №116-ФЗ, где однозначно указано, что в случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, то лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.
       В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 01.04.2008 № 36 "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" в зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями по решению заказчика (инвестора) предусматривалась разработка СТУ трех видов:
       - нормы, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;
       - нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
       - нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.
Пришедшим ему на смену приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. №248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» предусматривал уже разработку СТУ четырех следующих видов:
       а) технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
       б) технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
       в) технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
       г) технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
       Здесь бросается в глаза вид СТУ по пункту б) требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, как так, причем здесь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее Минстрой)? У него есть функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленной безопасности? Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038 не содержит положений о том, что министерство является органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленной безопасности, таким органом согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Почему тогда Минстрой занимался согласованием такого типа СТУ? И что интересно в приказе Минстроя от 30 ноября 2020 года № 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» этого вида СТУ уже нет. Т.е. он появлялся в определенный период и видимо «сослужил свою службу», надо сказать, что Ростехнадзор, насколько мне известно, не протестовал.
       В СССР вопросы проектирования многих объектов были проработаны до мелочей, пример тому наличие многочисленных пособий к СНиП, в которых эти мелочи и отражались. Это, например, Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из ячеистых бетонов (к СНиП 2.03.01-84. Бетонные и железобетонные конструкции) /НИИЖБ, ЦНИИСК им. Кучеренко Госстроя СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986, Пособие по проектированию отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы (к СНиП 2.09.03.-85)/ЦНИИпромзданий, 1989 и так далее. Были разработаны документы по проектированию объектов нефте и газопереработки, нефтепродуктообеспечения, которые на сегодняшний день не актуализированы и имеют непонятно какой статус. Например ВНТП 81-85 «Нормы технологического проектирования предприятий по переработке нефти и производству продуктов органического синтеза», ВУП СНЭ-87 «Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов», РД 39-138-95 «Нормы технологического проектирования резервуарных парков сжиженных углеводородных газов (СУГ)», ВНТП 5-95 «Нормы технологического проектирования предприятий по обеспечению нефтепродуктами (нефтебаз)» и прочие. А по некоторым объектам, например, объекты производства и хранения метанола – норм проектирования сегодня совсем нет.
       Сегодняшние нормативно правовые акты и нормативно технические документы содержат только концептуальные вопросы проектирования, а остальное возлагается на ответственность Заказчика и проектировщика. Причем явно прослеживается тенденция снижения ответственности надзорных органов, в частности Ростехнадзора, в вопросах проектирования. Если в 2003 году Ростехнадзор выпустил массу документов, касающихся проектирования и эксплуатации различных опасных производственных объектов, где были «Правила устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов» (ПБ 03-605-03), «Правила безопасной эксплуатации факельных систем» (ПБ 03-591-03), «Правила безопасности лакокрасочных производств» (ПБ 09-567—03) и прочие. В дальнейшем некоторые правила были заменены на руководства по безопасности с рекомендованными требованиями, например, «Руководство по безопасности факельных систем», а некоторые вообще перестали существовать, как «Правила безопасности лакокрасочных производств».
       И на этой почве начали процветать злоупотребления в вопросах разработки ОБ ОПО, например, в Федеральных нормах и правилах «Правила безопасной эксплуатации нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 N 125 п. 3.134 было сказано «Насосы, применяемые для нагнетания ЛВЖ, ГЖ и СГГ, должны быть оснащены:
•   блокировкой, прекращающей работу насоса при падении давления уплотняющей жидкости на торцевом уплотнении ниже допустимого;».
Однако зачастую при выборе торцевого уплотнения для насосов, перекачивающих ЛВЖ используют торцевое уплотнение типа тандем, который согласно ГОСТ 32600-2013 является конфигурацией «сдвоенное уплотнение с подачей буферной жидкости без давления (тандем)».
       По информации производителей торцевых уплотнений, уплотнение типа «тандем», например, РДТ2, может обвязываться по API 682 «plan 52» и обвязка включает в себя внешний резервуар с затворной жидкостью без давления с принудительной циркуляцией импеллером уплотнения. Т.е. никакого падения давления в этом случае не наблюдается и реализовать это требование Федеральных норм и правил технически невозможно.
       Однако, по имеющейся информации, под это «нарушение», т.е. отсутствие этой блокировки, на поднадзорных Ростехнадзору предприятиях стали массово разрабатывать ОБ ОПО для обоснования этого «нарушения». Цену разработки одного ОБ ОПО знаете? А если на нефтеперерабатывающем или газоперерабатывающем заводе сотни таких насосов, то это уже очень кругленькая сумма.
       А как вам ОБ ОПО в котором после применения компенсирующих мероприятий показатели риска не меняются, т.е. при невыполнении требований НПА и при внедрении компенсирующих это невыполнение мероприятий показатели риска не меняются!?! Порой создается впечатление, что ОБ ОПО это как индульгенция от выполнения требований норм и правил. Это же можно сказать и о некоторых СТУ, в частности в одном из СТУ посвященных разработке требований по проектированию объекта производства и хранения метанола было просто указано, что для склада метанола применять СП 155.13330.2014 в пункте 1.4 которого сказано, что это СП не распространяется на склады полярных жидкостей, коей и является метанол. А вот СТУ разрешает использование этого НПА для проектирования склада хранения метанола – и ВСЕ!   


Рецензии