Е. Ванькин. Рец. Жевахов. Новая жизнь за границей

ВАНЬКИН Евгений Владимирович,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
«Жевахов Николай Давидович.
Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища
Обер-Прокурора Святейшего Синода» [1]


Кто интересуется эпохой кровавых революционных преобразований в нашем Отечестве, тому наверняка знакомо имя несгибаемого и духовно несокрушимого князя Николая Давидовича Жевахова (1874–1945), человека, воплощавшего традиции и мощь императорской России, государственного, общественного и религиозного деятеля правого направления.
Его фигура многогранна и во многом противоречива, если смотреть с позиции сегодняшнего дня, но для того времени он был последовательным в своих убеждениях. В 1916–1917 гг. он был назначен именным Высочайшим указом исправляющим должность [2] товарища (заместителя) Обер-Прокурора Святейшего Синода, поставленный на эту должность благодаря влиянию Императрицы Александры Федоровны, почитаемой ныне в лике св. мученицы. После революции 1917 г. князь эмигрировал, а его вышедшие
первые воспоминания ещё в 1920-х гг. всколыхнули всё русское зарубежье,
разделив общество на сторонников и ярых противников, не оставив никого равнодушным.
И вот появились новые литературные источники, которые дают возможность заглянуть ещё глубже в эту одухотворенную высшими духовными идеями и сердечно ранимую душу отечественного патриота того времени, человека вышколенного воспитания из социально уничтоженного революцией высшего класса. Для него верноподданническая преданность монарху была абсолютна, и никакие доводы не могли поколебать эту всосанную с молоком матери уверенность в избранном пути. Таких людей клеймили как деятелей царского режима, вызывавших злобу во всем левом лагере, и он стал в их глазах синонимом "реакции" и даже позднее в зарубежье.
Его твердая убеждённость, что все революции всегда являлись наносным явлением, проявлением внешних факторов, что во многом отстраняла от него по жизни многих единомышленников. Он жёстко противостоял лавине новых веяний, считая их предвестниками и носителями оголтелого антихристианства. Да и тогдашний выплеснувшийся воинствующий атеизм и русофобия в России, активно движущие силы октябрьского переворота, лишь укрепляли в нём эту закономерную веру в конспирологию.
Князь Н.Д. Жевахов был того воспитания и того поколения, которое остро чувствовало глубинную фальшь католической и атеистической западноевропейской культуры и ясно ощущало живительную духовную сущность православной русской культуры. Он не был идеалистически настроен, чтобы считать русскую нацию народом-богоносцем, но отмечал нравственную чистоту и величие духа людей верующих, находящихся под благодатным омофором Православия. Неся Христа в душе, он встал
на его защиту с убедительной силой своего таланта и отрезвляющей ясностью своего слова. Тем интересней нам окунуться в череду ярких воспоминаний о той эпохе одного из столпов монархической России в защите основ Православия — краеугольного камня самого существования Российской Империи, отлитого эпохой в сакраментальный девиз: "Бог, Царь и Отечество". Защита исконной сущности Православия проходит красной нитью через всё его творчество, очерки воспоминаний и журнальные
публикации. Он не мог остаться равнодушным и считал своим долгом
в эпоху поколебленных большевизмом нравственных устоев общества,
бороться пером за сохранение святости в русском народе, почитая Россию последним оплотом подлинного христианства. Для него это были не пустые слова: он видел счастье человечества не в победе какого-либо класса или в западной модели демократизации общества, которое отрицало в своих постулатах подлинную религиозность сознания, а в христианизации всего мира. Он со всей искренностью борется за христианскую идею как за спасительную нить, способную вывести всех из духовного мракобесия. Причём становится очевидным, что эта идея была во многом
близка и естественна царскому окружению, что часто остается вне внимания исторических исследований. Насилие безбожников направлено было,
в первую очередь, на разрушение глубинных основ России, остававшуюся,
по его мысли, последним оплотом христианства. Недаром он затем напишет: "…победить Россию это значит победить христианский мир". Не напоминает ли это сегодняшний день, современную политическую ситуацию? И эти параллели постоянно приходят на ум, читая публикации князя столетней давности.
Князь правдиво описывает личные переживания и свидетельствует о пережитом. Оказавшись в роли беженца, он делится впечатлениями о Сербии и Болгарии, об удручающем тамошнем состоянии Православной Церкви, сравнивая с прежней Церковью в родном Отечестве. С сердечной болью, как человек, по-христиански мыслящий и глубоко верующий, описывает празднование Пасхи там, где "центральным местом
празднования было не церковное богослужение, как у нас, а увеселение, вызываемое народными зрелищами…". Но революция всё перевернет, оставив лишь робкие надежды… А общаясь со многими представителями западной культуры, он с горечью заметит: "И если русские имели ложное представление о Европе, и видели в ней средоточие совершеннейшей культуры и цивилизации, то Европа имела еще более ложное
представление о России, и видела в ней дикую варварскую страну с несметными богатствами, находившимися в пользовании дикарей…". Сразу вспоминаются более ранние незабвенные слова Ф. Тютчева из его знаменитого стихотворения 1867 г.:

Напрасный труд — нет, их не вразумишь.
Чем либеральней, тем они пошлее.
Цивилизация для них фетиш.
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

Христианские идеалы были для него и целью, на которых мог бы объединиться славянский мир в борьбе за божественную истину. Он и не такой уж идеалист, видя, что у славянских стран нет духовного единства, что их разделяет порой взаимная рознь и собственнические интересы. Славянская идея — "это не идея политическая, она шире, и является единственным оплотом христианской цивилизации и культуры, и охраняющая весь мир от злобного натиска со стороны тех кто стремится к переустройству мира без Бога, без религии в не связи с вековечными принципами христианской морали". Какая была его яркая речь на открытии "Русско-Сербского общества", основателем которого явился и он, она и теперь могла бы стать программным документом для нынешнего Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
Интересны его рассуждения про большевиков, уничтожавших на своём
пути все моральные и нравственные ориентиры. Читатель ненароком оказывается вовлеченным в атмосферу горячих споров о предназначении России, в обсуждение предпосылок, определивших тогда её путь на "Голгофу".
Своим анализом Н.Д. Жевахов может поколебать устоявшиеся в культуре
авторитеты, как отношение к популярным писателям — Герцену, Горькому, Леониду Андрееву, которых он называл "коммерсантами, клеветавших на Россию". Князь даёт достаточно жёсткие характеристики и деятелям Белого движения, как Деникину, Врангелю, окружавшими, по его мнению, "себя идейными вдохновителями революции". И излагается это всё искренно, без фальши, как глубоко пережитое, талантливо, ёмкой фразой, помогая разобраться читателю в сложных исторических перипетиях.
Особый интерес вызывают в сборнике воспоминания, касающиеся периода управления им в 1920–1936 гг. паломническим подворьем свт. Николая Чудотворца в итальянском Бари, с которым он промыслительно окажется связан уже с самого начала его создания. А также представленные в сборнике архивные материалы, касающиеся периода самой подготовки строительства Барградского комплекса: это телеграммы, переписка и протоколы заседаний Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), открывающие новые подробности процесса строительства этого архитектурного ансамбля. Интересно свидетельство, впервые публикуемого в сборнике Меморандума ("Крах великого дела в Италии"), написанного Н.Д. Жеваховым, правда уже в 1943 г., что первоначально инициатором создания комплекса в Италии, являлся он сам, предложивший Императору Николаю II создать в Бари крупный культурно-религиозный центр, для сближения России и Италии. Император поддержал идею, но в связи с неудачной попыткой ИППО возведения русского подворья и храма в Мирах Ликийских (Турция), во имя широко почитавшегося в России свт. Николая Чудотворца, его строительство было перенесено в Италию. Преобразование мирликийского проекта в барградский поддержал и Император, взявший его под свое покровительство. Тем более в Бари, на поклонение к свт. Николаю, прибывало много русских паломников, возвращавшихся из Палестины.
В 1911 г. ИППО был сформирован специальный Барградский Комитет для устройства подворья для русских паломников, Председателем которого избирается князь А.А. Ширинский-Шихматов, а секретарём — князь Н.Д. Жевахов. Он же командируется в 1911 г. в Бари для приобретения земельного участка вместе с другими действительными членами ИППО: протоиереем Иоанном Восторговым (1864–1918) [3] и братом известного писателя Н.М. Ремизовым. В 1913 г. князь вновь командируется в Бари, где присутствует при торжественной закладке храма и странноприимного дома. В дальнейшем Н.Д. Жевахов становится Председателем Строительного комитета и руководит работами по возведению подворья. Первая Мировая война приостановит активное строительство паломнического комплекса, но к 1920 г. подворье практически будет отстроено, лишь останутся отделочные работы.
Судьба князя Н.Д. Жевахова становится неразрывно связанной с барградским комплексом на протяжении многих лет. И вот, в сентябре 1920 г. по направлению тогдашнего Председателя ИППО князя А.А. Ширинского-Шихматова, после трагической гибели в 1918 г. бывшего Председателя прпмц. Елисаветы Федоровны, князь Н.Д. Жевахов вновь прибывает на подворье в Бари уже в качестве управляющего. Здесь наблюдались многочисленные конфликты среди сотрудников и ему надлежало нормализовать обстановку и найти решения для погашения долговых обязательств подворья. Избежать конфликтов ему не удастся, что он красочно и подробно опишет живым литературным языком, с глубокими психологическими портретами сотрудников, с бытовой обстановкой Италии того времени, с передачей всего нараставшего напряжения межличностных отношений между сослуживцами, что придаст воспоминаниям просто детективный характер, которые читаются прямо захватывающе. Хотя и ощущается порой некоторое интеллектуальное превосходство и социальная заносчивость автора над его простонародным окружением. В эти годы складываются достаточно сложные отношения между возникшими в русской эмиграции церковными группами, но князь не терпел вмешательства в дела подворья ни с чьей стороны.
Литературная история подворья не была дописана князем, когда начались
судебные тяжбы с большевиками, претендовавшими от имени уже переоформленного Российского Палестинского Общества при АН СССР на право обладания подворьем. В конечном счёте, здание подворья окажется в собственности муниципалитета [4], а храм перейдет под управление Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ). А князь Н.Д. Жевахов вынужденно покинет родную святыню, в которую вложил многолетние труды и надежды, переехав в Рим.
Многие материалы, подготовленные князем к печати, к сожалению,
не дошли до нас, и пропали, как не была обнаружена рукопись "Краткая история борьбы Барградского подворья с большевиками". Она была бы очень интересным дополнением для полновесного представления истории подворья сегодня. И вновь изданные литературные воспоминания и статьи князя Н.Д. Жевахова во многом дополняют наши представления об этой неординарной личности, не затерявшейся в круговерти бурных исторических событий. И нам ещё надо научиться ценить память о выдающихся людях, несмотря на их огрехи и отдельные заблуждения. И издание книги этому способствует в полной мере. Надо ещё раз подчеркнуть, что главным духовным императивом в жизни князя Н.Д. Жевахова стало моление за Православие, а Бог поругаем не бывает!


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Жевахов Николай Давидович. Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода. Публикация и составление М.Г. Талалай и М.А. Бирюкова. Научная редакция М.Г. Талалай. Издательство ;Индрик;, М., 2022. —280 с.

2. Исправление должности подразумевало исполнение окончательно не утвержденным чиновником должности с использованием всех прав, установленных для этой должности. Сегодня — исполняющий обязанности.

3. Председатель Русской монархической партии, расстрелян большевиками. Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в 2000 г.

4. Сегодня подворье передано России: верхний храм — РПЦ, а нижний занимает РПЦЗ, но лишь номинально, более не делегируя в Бари своих священников.



(Православный Палестинский сборник. Юбилейный Выпуск 121.
120-летию кончины Василия Николаевича Хитрово посвящается. (Отв. ред. С.Ю. Житенёв). М.: Индрик. 2023. 456 с. С. 425 – 429).


Рецензии