Театр Булгакова. Собачье сердце. Преображенский

Проекты популяризации знаний

Литературный проект «Твёрдый знакЪ»


Заметка о поиске смыслов
в постановке Театра Булгакова

"Собачье сердце.
Преображенский"


Люблю Музей-Театр "Дом Булгакова", и каждый раз духовно и интеллектуально радуюсь постановкам.

И вот долгожданная постановка "Собачьего сердца" с акцентом на личности профессора, человека - "Собачье сердце. Преображенский". Спектакль вы должны видеть сами - это таинство Театра имени М.А. Булгакова. Я же расскажу только о поиске смыслов - одна из тематик моих исследований, одно из которых - этика биоинженерии и биоинформатики.

В центре выступает человек, и его устремление эволюционно и революционно созидать. Поэтому - "Преображенский", кем бы ни был он, профессор, мужчиной или женщиной, главное, что это человек - и его ответственность - ответ за свои действия - перед собой и миром. И, наверное, оба образа, мужчины и женщины, одинаково напоминают параллели с несравнимым для человека, но кем он так стремится быть в жизни - Создатель, Творец, что как раз выражается в человеческих образах отца и матери.

Средоточие знаний и символ всех времен, аккумуляции природного, божественного, мирового начала обозначено в пьесе в виде пирамиды - операционной - устремления всего человечества к совершенствованию, попытка связи с этим мудрым космическим началом, под куполом которого люди пытаются творить. Но мы  что-то утеряли, а наш разум рвется все преобразовывать, помня ли о черте, через которую нельзя переступать, идя ощупью, с моральным кодексом или пренебрегая всякими нормами морали - рассмотрено в разные времена. Из символогии сама пирамида - лишь часть, собирающая мудрость, тогда как людям следует помнить и о зеркальной части этой пирамиды, как в фигуре песочные часы - о самом мире и его возможном ответе на человеческие действия, тогда как люди так привыкли лишь черпать светочь знаний с помощью построенных пирамид.

Образ Шарикова исключительный - особенно встречи Шарикова из прошлого с современным Шариковым при смене действия и переходе во временах - он будто пугается себя будущего. А душа, обнаженная душа Шарикова-собаки до эксперимента чиста и прекрасна в своей природной первозданности - такой ее создала природа, но человеку все хочется менять - хотя здесь есть физический закон изменений, который так или иначе ведет по пути созидания во всем и везде, только есть и моральный закон, и именно его должен хранить и соблюдать человек, соотнося с творящей деятельностью. И ключевая мысль - на месте Шарикова-собаки мог оказаться человек.

Поразительно, что именно в старое время человек как раз нес больше ответственности, чувствуя ее на себе, как в примере в повести и в постановке с попыткой Преображенского перевоспитать созданного Шарикова-человека. А вот в новом времени в постановке показано отсутствие этих тревог у Преображенского современного. Будто это обычное дело, что созданное существо, живое, чувствующее, становится неким домашним роботом. Человек, стремящийся к совершенству, отринул самое себя - это звучит в обращении к профессору - чего он избегал и на что не обращал внимание - то и получил.

Но Преображенский старого времени - другой, он ответственен, он все проносит через сердце. Только остается в прошлом, будто экспонат накрытый брезентом, ученый ум, честь и совесть, потерянные ли для грядущего? - ответ на это даст время, но это вопрос именно к человеку. И если люди современности продолжали "опыты" над живым, и этот бедный осовремененный Шариков, промеж всей речи, связной и несвязной, обратился к слову "свобода", то в будущем уже не человек, но другие, "рожденные" экспериментами существа, возможно, как никто другой понимающие последствия экспериментов и опытов с биоинженерией, займут место человека-"созидателя", но их сердца и умы будут более живые и отзывчивые. И два создания, из  прошлого и будущего, встречаются с пониманием этого всем сердцем.

И смотрите постановку - прочувствуйте сами, постарайтесь понять нашу ответственность. Быть настоящим Человеком во все времена, хотя бы и вне человеческих сил эта громада изменений продолжает идти своим путем, а исследователям - не терять этического кредо ученого и помнить о моральном законе в душе...

2023, Ксения Мира, Исследовательский научно-популярный проект интеграции знаний и универсальной методологии


Рецензии