Потуги выпендриваться посреди дыма

Детям на сон грядущий взрослые читают сказки. Или ставят мультики. Есть даже передача «Спокойной ночи, малыши». Ну а я, взрослый, даже старый, на сон грядущий смотрю детективы. Выбор фильмов огромен. Но от российских фильмов последних лет, мелодрам и детективов, - а другого почти не снимают, -  воротит. Смотришь и не узнаешь. Где так люди живут? Так они друг с другом не общаются.  А когда общаются, не те слова произносят.  Не фильмы, а липа.
 
С иностранными, точнее, западными фильмами, и детективами, в частности, немного сложнее. Есть такие, что мне нравятся, а есть такие же отвратные, такие же липовые, как современные российские. Я, желая вечером расслабиться, ищу дублированные. И следовательно, чтобы зарубежный фильм попал на отечественный телеэкран, тем, кто вертится в киноиндустрии, нужно выбрать из множества фильмов, и выбрать такой, чтобы заплатить правообладателю за авторские права как можно меньше.

Смотрел на днях западный детектив.  Далеко не шедевр, однако понравился.  А через день прикинул, что фильм то - близнец нашего типового современного российского детектива. Можно назвать дефективом.  История, набившая оскомину. Это в библии в начале было слово. А в детективе в начале - труп.  Конечно, следователь умен, берет логикой и обаятельностью, а не нахрапом.  И еще он постоянно занят.  Поскольку его голова забита расследованием, он свободен от личного, от семьи. И благодаря свободе от личного, в его извилинах, заполненных различными версиями расследования, остается пространство для любви.  Поэтому параллельно расследованию через фильм проходит и любовная канва.  А что же за детектив без того, чтобы следователь с кем-то не переспал? Превалируют два стандартных варианта. Либо к следователю прикрепляют, неожиданно для него, привлекательного помощника противоположного пола. И конечно, поначалу привлекательность помощника противоположного пола на следователя никак не действует. Даже раздражает. Он непробиваем.  Сначала герои ссорятся. Но сердце не камень. Даже сердце следователя.  И герои соединяются в большом любовно-полицейском экстазе. Есть другой вариант: следователь кладет глаз на женщину, которую по ходу фильма подозревают. А к финалу выясняется, что она чиста, как ангел, невиновна. И они тоже сливаются. И обязательный эпизод: как только следователь уже у постели, уже почти раздет, звонит телефон. Срочный вызов на работу. «Наша служба и опасна и трудна».
 
А тут посмотрел я на днях иностранный детектив. Он мне понравился.   А на следующий день вспомнил о фильме и подумал, что ведь он ничем не отличается от отечественных. Те же штампы.

Но тогда вопрос – а чем же мне тот фильм понравился? А тем, что это зарубеж.  Если фильм врет про их зарубеж, - и так не живут, и так не влюбляются, и так не общаются, -  мне закордонье до лампочки. Пусть они там хоть по потолку ходят. Для меня зарубежный детектив -  простая заставка. Близко к сердцу не принимаю. 

Другое дело, если в нашем   российском фильме так представляют жизнь наших соотечественников.  Обидно.  А почему?  Ведь обычно отклонения от действительности в лучшую сторону. Покажут, что люди живут зажиточнее. Покажут, что не только преступник проницателен. Наши люди не глупее. А уж следователь – ум, честь и совесть нашей эпохи. И люди в этих фильмах, для простоты восприятия зрителем, расставлены, как фигуры на шахматной доске: белые и черные. Белые – пушисты, благородны и умны. Черные, - их гораздо меньше, - циничные, подлые негодяи и извращенцы.  (В советских детективах черные были, как правило, связаны с коварной заграницей)

 Так вот, если дешевый зарубежный фильм меня не огорчает, то, когда я смотрю подобный отечественный детектив, мне обидно. Обидно за то, что граждан отравляют этим пойлом. За державу обидно. Не за ту державу, усыпанную бриллиантами, символизировавшую монаршую власть, которая нынче лежит под стеклом музейного стенда, под серьезной охраной.  Обидно за державу, в которой живут люди, бриллиантами не усыпанные, в музеях под охраной не хранящиеся.  А как раз наоборот. Обидно за этих россиян.

  И вот что странно.   Многие из моих старых знакомых теперь упрекают меня, что обиды мои не по чину. Кто мне вручил право обижаться за народ? Этим я унижаю державу.  И объясняют свою позицию так: человеку позволено телевизор смотреть не за тем, чтобы потом он рожу кривил.   Ему детективы, мелодрамы и новости крутят не за тем, чтобы он потом рожу кривил.   Преданный стране гражданин отечественную продукцию, и фильмы, должен любить. А кто не любит – тот не любит страну.  Нужно радоваться всему отечественному. Ведь не зря учили: «И дым отечества нам сладок и приятен». И если он кому неприятен, проблема не в качестве дыма, а в особенностях качестве носа.   У истинных патриотов нос правильный.  А если всякие начнут выпендриваться, великой державы не сколотишь.   
 
Признаюсь, что, когда твои вчерашние друзья, вдруг убеждены в их праве поучать еретиков, (а то и сжигать) и начинают упрекать в неблагодарности к Родине – это нисколько не радует.  Печально от ощущения, что тебя загоняют в угол, и от понимания, что стену массовой убежденности в собственной правоте не прошибить.

Нужно заметить, что цитата из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" имеет не патриотический, а, скорее, философский смысл. Вернувшийся из путешествия Чацкий, говорит о Москве и москвичах:

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В ученый комитет который поселился
        И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!


Увы, что –то с обонянием у меня.  Запад уже столько лет подряд загнивает.  Пора бы уже разложиться вконец.  Уже кругом сатанисты. А никак не развалится.  А мы после семимильных шагов и вставания с колен, освобождения от зависимости от запада, пришли к детективам и мелодрамам, скопированным с западных. Скопировали их дым. Дым, который там, далеко не ест глаза. А скопированный наш, который близко, глаза ест.  И вообще, дым обычно появляется на пепелище. И тех, кто Россию дымным потоком массовой телепродукции завалил, «что грамоте никто не знал и не учился», я не считаю патриотами.  Для них бизнес - святое. Бизнес есть бизнес. Им как раз начхать на народ и державу. А я, дурак, среди напущенного ими дыма выпендриваюсь


Рецензии