Странник Ду Фу

         
«Детское сердце самое чистое и доброе»

Житие – жизнеописание известного китайского поэта Ду Фу. С чего начать? Пожалуй, с его знаменитых предков. Первый - генерал Ду Юй, защитник династии Хань в период Троецарствия, когда поэты Цао Цао, Цао Чжи и Цао Пи воспевали воинские подвиги. Женатый на знатной принцессе Ду Юй оставил о себе добрую память, народ слагал о нем песни. Он занимал высшие государственные и военные должности в государстве Вэй, отличался большой ученостью.
 
На короткое время Китай объединился под династией Цзинь Когда страна разделилась на Северную и Южную династии, потомки Ду Юя оказались на юге в г. Санъяне. В 589 г. север и юг объединились под властью династии Суй.
В этот период прославился второй знаменитый предок Ду Фу - Ду Шэньянь. Сановник сочинял стансы, стихи. В 618 г. династию Суй сменила Тан. Как и раньше потомки Ду Юя заправляют делами в городских и уездных управах. Труд мелкого чиновника сравнивали с воинской службой, а воин в Китае – это тот же крестьянин. Недаром те, кто несет службу в далеких пограничных гарнизонах, сами обрабатывают землю и сеют рис, а по сигналу тревоги берутся за оружие. Любят они и бурные танцы, которым обучились у жителей пограничных степей.

Родился Ду Фу в 712 году. Когда? Осенью или весной не известно. Мать умерла рано. Детство его прошло в Лояне у тетушки Пэй. Она жила у Ворот Ранней Весны, за которыми находился Квартал Благодатного Ветра. Здесь поэт учился, писать иероглифы и стихи. Он поразил тетю успехами в каллиграфии. Однажды Лоян посетил сам император Сюаньцзун, чтобы совершить обряд жертвоприношения у священной горы Тайшань.   Древняя столица ожила.

Где-то с этого времени у Ду Фу началось постижение наук и прежде всего наставлений Конфуция «Беседы и суждения» (Лунь юй), в которых главной задачей была регламентация отношений между «верхами и низами» и достижения на этой основе социальной гармонии. Конфуцианцы стремились подчинить общественную жизнь строгим правилам. Предки Ду Фу передавали древние правила из поколения в поколения.

Конфуций искал истину и путешествовал. Был он и в Лояне, где повстречался с Лаоцзы, служившим придворным библиотекарем и долго с ним беседовал о трех первоосновах мира: Небо, Земля и Человек. Правильность «чжэн» была основой характера Конфуция. И пил он простую воду и спал, подложив руку под голову.
Ду Фу как и Великий учитель занимался внутренним самоусовершенствованием, гармонию и целостность создавал внутри себя. Стал изучать законы поэзии. Ведь само слово «стихи» или «песни» - по-китайски «ши» произошли от названия «Книга песен» (Ши цзин) и получалось, что истинная поэзия брала начало из того же конфуцианского источника мудрости.

Из книг люди черпали мудрые мысли и поучительные примеры, поэзия же говорила о чувствах долга, любви, справедливости.
По этой причине поэзия входила в программу государственных экзаменов. Слова чеканили волю будущих чиновников, укрепляли в ни силу духа, воспитывали стойкость и мужество. Считалось, что поэтическое творчество иногда заменяло лекарство. Если на душе тоска и боль, то лучший способ избавится от них – выразить чувства в стихах.

Чтобы избежать ошибок стихосложения Ду Фу первым делом изучил, что стихи в зависимости от длины строки – бывают пятисловными и семисловными. Например: «Ясная луна освещает выпавший снег» Или «Печальный ветер проник в покои, иней лег во дворе».
В чем секрет этих строк? Может в том, что нет ни одного «пустого слова»?  Каждый иероглиф создает свой зримый образ: луна, снег, ветер…Недаром китайскую поэзию сравнивают с живописью. А еще тональность звуков, намеки на древность, недосказанность (влияние на воображение читателя) для создания  второго плана.. От поэта также требовали выдерживать единый ритм стиха.
 
Китайские поэты долго трудились над словами, стирая «кисти до лысины». Не зря же мудрецы и философы верили, что поэзия продлевает смерть и, воплощенная в стихах, душа человека навеки остается в мире.
С конфуцианской точки зрения человек обретал себя лишь во взрослую пору, когда он становился «благородным мужем» (цзюнь цзы), а до этого момента он словно бы еще и не существовал, находился в небытии, представлял собой не сформированный зародыш. Интересно, что граф Толстой утверждал совершенно обратное –  человек формируется до пяти лет. Даосы тоже отдавали особенную роль детству, доказывая, что лишь ребенок обладает той природной естественностью, которая непостижима ни в каком ином возрасте.

В ноябре 787 года поэта пригласили на выступление танцовщицы по имени Ли Двенадцатая (Ли Шиэр). Она ему запомнилась на всю жизнь.

Казалось подчас, что на землю
Небесный обрушился свод.

Дракон повелитель Неба
В крылатой упряжке вознес.

Едва она выйдет на сцену –
И словно бы гром прогремит!

Застынет она – и как будто
Ударит внезапный мороз.

В стихотворении «Сто печалей», написанном в 761 году Ду Фу описал детство, лучшее время своей жизни. В стихах возникала ностальгия о прошлом.

Вспоминаю – мне было пятнадцать лет, тогда –
Я мальчишкой в душе оставался.

Словно бурый теленок, беспечен я был,
Убегая стремглав за ограду.

С приходом к власти императора Сюаньцзуна установился мир и спокойствие и можно было не бояться разбойников, можно было не заботиться об еде и ночлеге; на каждом постоялом дворе путешественников ждали ужин и теплая постель.
Все звало в дорогу, двинулся и Ду Фу. К этому призывали и древние традиции путешествий в седле и повозке на многие месяцы: Конфуций, Мэнцзы, Лаоцзы, Чжуаньцзы. Молодым юношей отправился в путешествие и Сыма Цянь, первый историограф Китая.
С посохом в руке и бамбуковой шляпе отправился в путь и Ду Фу.

Вдоль ограды пройдя
Выхожу я из западных ворот

Я на запад смотрю
На вершины скалистых громад.

Как вздымаются круто хребты
Над грядою гряда.

Исчезает во мгле
Бирюзовая гладь без следа.

В семье Ду Фу остались три брата и сестренка от второго брака отца. Простившись с родными краями Ду Фу пересек Хучжоу, Ханчжоу, Юэчжоу и Тайчжоу.
После путешествия на Юг Ду Фу сдавал государственные экзамены, но по конкурсу не прошел. Теперь он отправился на Север, в те области, где находились древние княжества Ци и Чжао. Его влечет «движение жизни». Здесь в долине реки Хуанхэ расселились первые китайские племена – династия Шан, Чжоу, Цинь и Хань. Здесь прошла история Троецарствия, Северных и Южных династий. Ду Фу большой любитель охотиться с луком, умеет обращаться с соколами. А верховая езда! Какое удовольствие!

Вот прославленный конь
Из ферганской страны

Как костяк его прочен
И накрепко сбит

Словно стебли бамбука
Два уха стоят

Ураган поднимают
Две пары копыт.

Пока путешествовал поэт, в 740 году умер его отец Ду Сянь. Рядом с его могилой он построил хижину. Здесь он поселился в скорбном трауре. Вскоре не стало и его тетушки Пэй. От утрат у него появилась тяга к даосизму и буддизму. Он посещает храмы Лаоцзы и Ворота дракона (Лунмэнь) в Лояне. В Лояне он пробыл 743 и 744 годы.  Почему он не вернулся домой, мы не знаем. Возможно, ему не хотелось жить рядом с мачехой.

Ду Фу учился избавляться от страстей и желаний, занимается медитацией, уподобляя сердце остывшему пеплу.  Если по Библии сначала было слово, то по утверждению канона буддистов, близкому канону даосов, все началось с молчания. Ду Фу не был ревностным буддистом, но освоил все, что было в нем живое и ценное. «Внезапное просветление» рождало образы.

Императора Сюаньцзуна прозвали Блистательным. Он провел ряд успешных реформ, подчинил все сферы экономики строжайшему контролю, добился твердых цен на зерно, восстановил государственную монополию на соль, учредил должность цензоров, следивших за выполнением императорских указов, укрепил границы, внес вклад  в искусство и литературу.. Его указом были учреждены две академии – Лес Кистей и Собрание Мудрецов.

Император ценил беседы с мудрыми людьми и потому пригласил  во дворец поэта Ли Бо, окруженного легендами. Он был не только поэтом, но и философом, почерпнувшим знания у даосов, проживая в горах отшельником. Как говорили даосы, он «взращивал дух», стал «странствующим рыцарем», защитником обиженных и угнетенных.
Но получилось так, что хотя он и встречался с «драгоценной супругой» императора Ян Гуйфэй, его оклеветали  и выгнали из дворца.

Он вновь стал на путь отшельничества и повстречался в винной лавке с Ду Фу и Гао Ши. Гао Ши тоже писал стихи, но несколько грубоватые и на военно-пограничные темы. По этой причине он был ближе не к дворцу, а к народу. Как и Ду Фу он тоже не сдал государственный экзамен.
Все трое были путниками на постоялом дворе. Осень они провели, странствуя в землях Лян и Сун, как некогда назывались окрестности городов Чэнлю и Сунчэн. Ли Бо был старше Ду Фу на одиннадцать леи, а Гао Ши – на шесть. Ду Фу писал:

Ли Бо был гостем Золотых палат
Но путь исканий праведных избран
Он стал скитаться в землях Лян и Сун
Поверив в силу их целебных трав.

Ли Бо был даос и любил говорить словами Чжуанцзы: «Где мне найти человека, забывшего слова, чтобы поговорить с ним». Отсюда и жанр китайской поэзии «Оборванные строки».
Еще средневековые знатоки спорили, что из поэтов значительнее Ли Бо или Ду Фу. Некоторые отдавали предпочтение Ли Бо – даосскому изгнаннику и небожителю, обладающего возможность видеть невидимое, внутренним чутьем угадывать биение космических сфер.  Иные отдавали должное  конфуцианской трезвости Ду Фу, его стремлению создать имя, благодаря государственной службе и кропотливому поэтическому труду.

Ли Бо олицетворяли с «лунным знаком» Инь – недаром, согласно легенде, он потонул в реке, попытавшись пройти по лунной дорожке
Да Фу, отмечали «солнечным знаком» Ян. Таким образом они двое символизировали единство великих начал Инь и Ян, взаимно дополняли друг друга и первенство у них может быть только условно. Они на пару долгое время подчинялись законам «цзы жань» - «естественности».

В 745 году Ду Фу принимает решение вернуться в столицу Чанъян и устроиться на службу. Ли Бо посвятил ему два стихотворения и казалось совсем забыл о нем. …скитаясь по империи, совершил убийство (участвую в рыцарских поединках), проматывал состояние, женился, брал наложниц и развлекался с гетерами, проявил искреннее увлечение даосской магией и алхимией, своей пьяной заносчивостью возбуждал в людях зависть и ненависть, вызывал восхищение своей прозой и поэзией. Человек он был романтического склада, «ветротекучий».

В Чанъане на тот период насчитывалось 94 буддистских монастырей, даосских – 16. Монахов было около 50 тысяч. Ду Фу часто посещал Западный рынок Товары со всего света, языки и люди производили на него впечатление и  давали пищу к размышлению. Ему нравится, когда вокруг много народу. Он зарабатывает случайными уроками и мелкими литературными заказами – составляет надгробные надписи для знатных клиентов.

Страной правят Ян Гочжун – брат наложницы императора Ян Гуйфэй и первый министр Ли Линьфу. Император отошел от дел. На арену вышел военачальник Ань Лушань, добродушный, толстый и маленький человек. Он сдружился с Ян Гуйфэй. Императору кажется, что в стране все спокойно и можно заняться искусством и даосской магией. Диктатором стал Ли Линьфу.

Иногда Ду Фу собирает в окрестностях города целебные травы, что приносит ему небольшой доход. В 751 году состоялись большие императорские жертвоприношения Лаоцзы. Ду Фу сочинил три большие оды и передал их в Палату оказания благодеяний (Голос народа), чтобы они дошли до императора. Император распорядился, чтобы Ду Фу проэкзаменовали и поставили на должность. Экзамены для него одного состоялись, но решения по ним он ждал три года.
Ду Фу завел семью. Китайцы начали войну с тибетцами:

Боевые гремят колесницы
Кони ржут и ступают несмело.
Людям трудно за ними тащиться
И нести свои луки и стрелы.

И еще:

Десять лет – я в войсках
Десять лет прослужил я, солдат
Так ужель у меня
Не скопилось заслуг никаких

Ду Фу критикует правительство, вспоминает и про свою горькую судьбу. В Песне о красавицах касается Ян Гуйфэй и ее брата Ян Гочжуна, которые стали причиной его бедствий. Молчаливый и сосредоточенный, вечно погруженный в свои мысли положительно реагирует на шутки друзей, которые помогают перенести невзгоды.
Он сочинил песню «О боевых колесницах». Он писал, что Китай и так не страна, а громада, а все равно идет на завоевательные походы, внешние границы империи ослабляют ее изнутри.

Для простого народа каждая мобилизация хуже засухи
Армии Ань Лушаня стали такими огромными, что стали угрожать порядку в стране. Недаром генерал Гэшу Хань назвал его в разговоре лисицей, намекнув на его хитрость и «варварское» происхождение ( по-китайски слово «лисица» звучит так же, как «варвар»).. Именно Гэшу взял Ду Фу на службу и назначил его секретарем.
Бедствуя Ду Фу жил у родственников в Фэнсяне, в 130 километрах от Чанъаня, где у него от голода умер старший сын. В конце концов его назначили секретарем правового ведомства во дворце наследного принца.

Ду Фу стал другим и больше стал касаться проблем страны, с болезнью конфуцианства в Китае, где начали презираться принципы мудрого равновесия, общественной гармонии. Мудрецу только и  остается уйти, затворив за собой калитку. Ду Фу вспоминает заветы учителя:

«В царство, где неспокойно, не входите»,
«В царстве, охваченном смутой, не живите»,
Когда в стране порядок, будьте на виду»,
«Если не порядка, скройтесь».

Ду Фу заговорил о народе словами самого народа. Язык его творчества приблизился к разговорному. Персонажи его стихов – крестьянин, воин, бедняк. Ду Фу стал показывать живых людей, своих современников Его поэмы стали поэтическими историями.
На Сюаньцзуна народ смотрел, как на легендарного Шуня, но семейство Ян – злодеев и мошенников подвело его и вызвало мятеж во главе с Ань Лушанем. В его жилах текла смешанная кров согдийцев и тюрков.

Много лет он ждал своего часа. Он рядовым начинал служить в армии и получал зуботычины от старшин. Для китайцев он был варвар, но после ряда побед он выбился в генералы, стал военным губернатором Севера и доверенным лицом императора.
16 декабря 755 года Ань Лушань повел свои войска на столицу. Через 10 дней удалось захватить Лоян.

5 февраля 756 года генерал провозгласил себя императором. Возможно, он поспешил, так как против него выступили Северные провинции. Для наведения порядка в тылах Ань направил войска во главе с Ши Сымин, а на Чанъань двинулся Цуй Циньюй, завязался ожесточенный бой за заставу Тунгуань, которую защищал Гэшу Хань и Ли Гуанби.

9 июля 756 г. состоялась битва между войсками Гэшу Ханя и армией Цуй Цинюя. Из 18 тысяч императорских войск осталось только 8. Гэшу Ханя взяли в плен.
Император решил бежать из столицы. Это случилось 14 июля 756 года, тайком со свитой он покинул Великий Лучезарный дворец и достиг почтовой станции Мавэй. Охране не хватило еды и она взбунтовалась. Кончилось тем, что был убит Ян Гочжун, а Ян Гуйфэй по требованию свиты задушили в буддийском алтаре.

Императора встречал возмущенный народ, успокаивал наследный принц Ли Хэн. Он остался на Севере с ополчением воевать с Ань Лушанем. Опечаленный гибелью Ян Гуйфэй император отрекся от престола, передав власть и печать принцу. Он взошел на престол 12 августа 756 года, получивший имя Су Цзуна. Он сплотил вокруг себя преданных людей из перешедших на его сторону войск создал «пустой кулак» - («кунг фу»), чтобы ударить по врагу. Тогда Ду Фу писал:

Страна раскалывается с каждым днем
Но природа-она жива
И горы стоят и реки бегут
И бурно растет трава.

Он потерял связь с семьей и даже попал в плен к бунтовщикам. Но вскоре Ань Лушаня ножом заколол его сын Ань Цзюсюй. Режим в стране ослаб и Ду Фу удалось выбраться и он бежал в ставку нового императора. Чувствовал он себя, как пишет автор книги, «временно живущим». Наконец он добрался до цели и предстал перед Суцзуном. В знак благодарности, получил должность «специального советника», в чьи обязанности входило давать советы императору.

Казалось бы, мечты поэта сбылись, но его советы императору не понравились и поэт отправился к семье. С трудом он добрался до деревушки Цянтунь, где жила его семья. У него два сына и две дочери, вид у них крайне истощенный.
Войска уйгуров освободили столицу Чанъань. 13 ноября 757 года состоялась решающаяся битва с мятежниками, а 8 декабря правительство Су Цзуна вступило в Чанъань. Там Суцзун встретился со своим отцом, который вторично от трона отказался и занял во дворце отдельный флигель.

Ду Фу получил должность инспектора по образованию в области Хуачжоу. Туда поэт убыл вместе с семьей.
В это время отцеубийца Ань Синцюй с остатками войск обосновался в городе Ецзюнь. Ему удалось собрать силы и пойти вновь на столицу. Ду Фу вновь оказался не удел и двинулся в Лоян. В местечке Яньши жили его родственники. Но Восточная столица вновь оказалась под угрозой захвата мятежниками во главе с Сы Шимином. Вновь бегство и стихи «Прощание старика»:

По всей стране в тревоге гарнизоны
В огнях сигнальных горные вершины
А трупы свалены в траве зеленой
И кровь солдат окрасила долины.

Ду Фу писал стихи, об окружающем мире, о природе-космосе, ради творчества, а не ради денег. Исключение – эпитафии, надписи на мемориальных стелах. 760-761 года для поэта были на редкость счастливые – он построил соломенную хижину, для детей было просторно. Жить на реке Ста Цветов стало уютно, гуляли на лодке, ловили рыбу, выращивали овощи Зиму и лето он не любил, больше писал весной и осенью.

Могущественный евнух Ли  Фуго возвел на престол нового императора – Дайцзуна.  Мятежи и войны продолжались, в сентябре  763 года в пограничную область Луньюй вторглись тибетцы и 16 ноября они вошли в Чанъань, вновь приходилось покидать насиженные места и бежать в Цзычжоу.
Поэт загрустил и написал: «В молодости я был похож на рыбу, которая весело плещется в ручье,  а теперь я стал похож на бездомную собаку». Он вечный странник. Чанъань освободили и император 2 февраля 764 года вернулся в свой дворец. 

Знакомый поэта Янь У получил должность генерал-губернатора Цзяннаь, и Ду Фу стал у него военным советником. Но ненадолго, быть чиновником поэту крайне не хотелось.
Благодаря помощи, построил дом с усадьбой. Но вновь переезд. На этот раз в г. Куйчжоу – Город Белого Императора, в ущелье реки Янцзы. По пути несколько раз останавливались, Ду Фу болел. Поэту очень хотелось почувствовать «фэн», что древние называли «местным нравом». Сам город некрасив, но отсюда родом сама Ван Чжаоцзюнь, знаменитая красавица древности.

Начали разводить птицу. Местный губернатор Бо взял Ду Фу на должность секретаря, одарил деньгами. Хозяйство процветало и поэт разрешал мальчишкам рвать мандарины, финики.
Летом 767 года Ду Фу навестил старший двоюродный брат и призвал его ехать на родину в Яньши, привести в порядок могилы предков. И снова в путь, умерла дочь, за которую он был готов отдать всю мудрость древних философов. Ду Фу умер зимой 770 года. К тому времени умерли поэты и его соратники Ли Бо, Вай Вэй, Гао Ши (17 февраля 765 года), достигший высоких чинов и званий. Предполагают, что Ду Фу не стало в Лэйяне (или в Таньчжоу). Останки его перевезли в Яньши на фамильное кладбище.

Прохладная осень. Ночная прохлада.
Платаны у тихой реки

Ночую один в опустевшей управе
Смотрю на огарок свечи.


Рецензии