О творении словом. Анализ фельетонов М. Булгакова

Проекты популяризации знаний

Литературный проект «Твёрдый знакЪ»


Заметка
О слове и творении словом
Анализ фельетонов Михаила Афанасьевича Булгакова
("Они хочут свою образованность показать", "Воспаление мозгов")


Эта заметка - часть исследования с помощью методов разных отраслей знания многомерности смысла и информатики слова, а также продолжение анализа фельетонов М.А. Булгакова, начатое несколько лет назад. Каким образом взаимодействуют разные области - поражает: изучая одну сферу, я прихожу к удивительным открытиям, выводам и идеям в другой сфере, например, научного знания. Так непредсказуемо течение и ход мыслей. Так и «творение словом» бесконечно в своём многообразии и многомерности смыслов.

Фельетоны в творчестве писателя привлекают работой со словом - и я постараюсь продолжать анализировать произведения Михаила Афанасьевича в контексте информатики литературного слова и стиля языка для преумножения знания через разные подходы к исследованию.

Оба произведения - "Они хочут свою образованность показать" и "Воспаление мозгов" - как раз о слове - смысловом содержании и "творении словом". И это не только информатика слова, но и само созидание из информационного поля с помощью слова новой части действительности - в этом процессе больше смысла, чем мы изначально представляем - это и созидающая информация, и ход мыслей сознания автора, особенности его мышления. И это фундаментальные основы, которые нужно изучать, каким образом через информацию связывается мир, мышление и произведение, и более, что можно создать из самой информации силой сознания.


        "Они хочут свою образованность показать"

Всю информативную мощь и энергию литературного слова Михаил Булгаков выдает по частям, с каждым словом, фразой, предложением, например, в три части в начале фельетона: "В зале над тысячью человек на три сажени поднимался пар. И пар поднимался над докладчиком. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения".

М. Булгаков наполняет речь доклада главного героя фантасмагорическими картинами и веселящими своей непредсказуемостью сравнениями и высказываниями, словами, будто вытаскиваемыми из шляпы фокусника.

Громогласная и будто предупредительная фраза "Товарищи, я резюмирую" к концу выступления вбирает в себя сразу несколько смыслов: завершается доклад ко всеобщему облегчению, к радости самого выступающего, и также каких титанических интеллектуальных усилий и эмоционального напряжения это ему стоит. Из речи вырисовывается целый океан из "акул капитализма", которые "доводят до полной прострации трудящихся". И вот слова могут действительно довести до полной прострации и исступления: "Говори (объясни), пока у меня мозги винтом не завинтило". И люди требуют объяснения каждого термина, и началось все, казалось бы, с чего - с пресловутого "резюмирую" - и далее по всем терминам из текста доклада, но зато сразу чувствительные к родному языку слушатели обнаруживают ошибку в слове - нет такого слова "использовывать".

Смысл должен быть ясен - такова мораль, иначе человек, как слушатель Чуфыркин, "сидит и не понимает, жив или уже помер". Творение словом и его возможности созидать -  для меня это информатика в действии, поэтому имеет значение умение смысл передавать. А все собрание превратилось в обсуждение вместо содержания доклада значения слов - назидание авторам.


    "Воспаление мозгов"

А эта история - назидание редакторам, о чем нас предупреждает эпиграф.

Вновь литературный прием Михаила Булгакова с разделением фраз и подачей информации каскадом: "кажется, начинают плавиться мозги" - "асфальт же плавится" - "почему не могут плавиться мозги" - "лежат красивые полушария с извилинами и молчат" - "а копейки - брень-брень". На этом примере можно проследить движение мысли, чуть ли не по сети нейронов, от того, что видит и о чем одновременно думает автор, и какие ассоциации рождают мысль, и как все вместе связывается разумом и затем передается словом.

Ранее я отмечала, что Михаил Афанасьевич излагает не просто мысли, а самый их ход. Именно ту работу мозга, которая происходит в действительности, со всей сложностью многообразия информационных процессов сознания, одновременно мыслей о разном, их переходе от одной к другой через уникальную сеть нейронов человека - само мышление.

Используя слова-образы, М. Булгаков охватывает еще больше смысла, создавая краткими штрихами-словами целые картины в воображении читателя. Удивительное сочетание несочетаемого рождает самобытные характеры героев - например, вообразите "мальчишку, похожего на Черномора, только без бороды" или "птичий нос кассира".

И от смысла слов - к смыслу-содержанию. Голодный писатель, напрягает ум, а мозги живут своей жизнью, выступая в роли критика, а писатель отвечает им тем же, описывая процесс умирания мозгов, начиная с того, что мозги были тяжелые, затем больные, а затем вовсе "умерли от писания рассказов", но ожили после того, как был побежден голодный обморок.

О творении словом - как, например, писались рассказы героем - он брал сюжеты из жизни - героями повествования попеременно становились встречающиеся сочинителю люди, даже упоминаемый мальчик-Черномор, превратившийся в сироту в рассказе - так работали голодные мозги - вот как приходилось бороться, чтобы писать, но хотелось по вдохновению, а не вымученные рассказы.

Глубокая ирония в отношении авторов и живейший сарказм в отношении редакторов читается в словах "Воспаления мозгов". Но то, что это еще и действительная психология и нейрология жизни нашего разума - вновь созидает множественность смыслов в одном произведении...

2023, Ксения Мира, Исследовательский научно-популярный проект интеграции знаний и универсальной методологии


Рецензии