Золото - молчание. Простой способ научиться уважат

Фактически, на протяжении всей своей жизни я замечаю в окружающем мире одну и ту же картину, как мы любим высказывать друг другу своё мнение и в большинстве случаев категорически отказываемся слушать и уважать чужой взгляд на мир, отличный от нашего. На самом деле, простое и безболезненное игнорирование и внутреннее неуважение своих соседей по жизни - это не самое страшное, что может быть в отношениях между людьми, гораздо хуже, когда мы в глаза собеседнику говорим, что он не прав, что его мнение ошибочно. Во-первых, каждому человеку должно быть известно выражение: «Сколько людей – столько и мнений», а во-вторых, исходя из сути этой же фразы, каждому образованному человеку должно быть понятно, что человек – это и есть само мнение, это конкретный взгляд на один мир, это просто определённая точка зрения на единую жизнь. Как только мы с уверенностью говорим в глаза своему собеседнику, что он не прав, что он глубоко заблуждается или того хуже – несёт чушь, мы тут же в его голове ставим под сомнение всю его жизнь, рушим все его мечты и идеалы, ломаем его мировоззрение, а значит ломаем его жизнь. Именно поэтому я всегда предлагаю людям перед тем, как категорично, насмешно или агрессивно возразить на чьё-либо озвученное мнение, задавать себе простой вопрос: «А станет ли от этого неприятия хоть кому-нибудь лучше, станет ли кто-нибудь более счастлив от нашего возражения, порадуется ли такому суждению кто-нибудь?» И если нет, то зачем тогда умышленно и преднамеренно делать другим гадости?!


Разумеется, покуда я жив, я не совершенен, и когда-то тоже позволял себе бурно реагировать на отличные от моего мнения, но в какой-то момент своей жизни мне надоело с кем-либо спорить, пытаться кого-то в чём-то переубедить, кому-то что-то доказать, и постепенно я напрочь исключил из своей речи такие фразы, как: "Ты не понимаешь", "Ты не прав", "Ты ошибаешься", я перестал кому-то что-то доказывать, перестал вслух озвучивать своё мнение и даже стал стараться в принципе его не иметь, ибо одно истинное объективное мнение стало для меня гораздо дороже тысячи любых красивых субъективных. И вот уже много лет я практически никогда не веду ни с кем никаких диалогов в принципе, предпочитая молчать и с пониманием внимательно слушать любого человека, которому позарез нужно выговориться. И я заметил одну очень интересную и удивительную вещь, что по сути человеку как таковой собеседник то и не нужен, нам всего лишь нужно, чтобы кто-нибудь нас просто молча выслушал, периодически кивая головой и поддакивая, визуально сопереживая, пытаясь понять, да хотя бы просто делая вид, что он внимательно слушает. И знаете, такой способ общения даёт просто невероятно колоссальный результат, потому что в этом случае каждый получает именно то, что ему необходимо: один выговаривается о своём наболевшем, изливая сполна свою душу молчаливому и понимающему собеседнику, а второй, благодаря его откровениям, узнаёт, как и чем живут другие люди, о чём переживают, чему радуются, о чём мечтают, чего боятся, тем самым получая возможность мысленно примерить его жизнь на себя и в итоге помочь как ему, так и себе. В таком случае никакие недопонимания, разногласия или, не дай бог, конфликты в принципе невозможны, после такой молчаливой беседы между людьми, на фоне уважения рождается искреннее доверие, и люди становятся друг другу самыми настоящими друзьями, если не сказать братьями.


А если вдруг по какой-то причине я вижу, что мой собеседник в чём-то сомневается, до конца не уверен в правильности своей мысли или неумело пользуется навязанным мнением со стороны в своих суждениях, и я вижу эти явные противоречия в его словах, то максимум, что я могу - это задать ему всё тот же простой, но основополагающий вопрос: "А зачем тебе это нужно? Это делает тебя счастливее, здоровее, богаче?", и он тут же начинает самостоятельно вслух искать ответы на этот вопрос внутри себя, и в процессе этого внутреннего диалога он постепенно меняет точку зрения на единственно правильную – на свою. Удивительно, но самостоятельно найдя ответы на все вопросы, мы, зачастую, благодарим своего молчаливого собеседника, хотя он не сделал ровным счётом ничего, он просто задал нам один простейший вопрос: "Зачем?", а всё остальное мы сделали сами в его присутствии. В итоге каждый получил своё - один остался доволен тем, что смог быть кому-то полезен, а другой доволен и благодарен тому, что разобрался в себе. И, боже упаси, никаких намёков на разногласия или конфликты, в таком случае мы всегда остаёмся исключительно лучшими друзьями. А любая попытка, даже из самых добрых побуждений убедить другого в том, что он не прав или навязать ему своё мнение является прямым и жесточайшим насилием - моральным, психологическим, личностным насилием. Да и в любом случае если мы искренне не согласны с чьим-либо мнением, это вовсе не значит, что оно неправильное или ошибочное, это всего лишь означает, что оно не подходит именно нам и конкретно в данный момент, но при этом кто-то другой с радостью его разделит с его автором. Само по себе мнение, каким бы оно ни было, не может быть правильным или неправильным, оно просто есть и всё – вопрос лишь в нашем его восприятии, в нашем к нему личном отношении. И как показывает жизнь – то, что мы яростно отрицаем сегодня, завтра мы, зачастую, с благодарностью принимаем за истину. Поэтому не стоит торопиться с кем-либо спорить, ссориться или в сердцах разрывать добрые дружеские отношения только лишь потому, что его мнение значительно отличается от нашего – возможно, через какое-то время мы его примем, как единственно верное. Гораздо полезнее всегда пытаться понять человека: почему он так думает, почему он так говорит или поступает, что его привело к таким умозаключениям, что привело его к такой жизни и кому от этого хорошо, а для этого достаточно всего лишь спросить его об этом. Ведь узнав всю правду о человеке и мысленно примерив его образ жизни на себя, мы имеем возможность научиться чему-то новому, чему-то полезному на чужом опыте, избежать в будущем каких-либо неприятностей или добиться какого-либо успеха в своей жизни.


А если мне нужно удовлетворить свою потребность в общении и поделиться с окружающим миром своими знаниями и умениями, полученными в результате моего жизненного опыта, то я делаю это исключительно в виде личного творчества, то есть пишу статьи, рассказы, стихи, книги, записываю интервью, снимаю фильмы и так далее. Я взял за правило открывать свой рот и высказывать своё мнение только в том случае, когда меня об этом спрашивают, во всех остальных случаях я предпочитаю молчать и внимательно слушать. А на любое обращение ко мне со стороны я всегда искренне, милосердно и интеллигентно спрашиваю: "Чем я могу Вам помочь?". Этот простой и искренний вопрос мгновенно и напрочь отсекает все лишние и пустые разговоры, оставляя только действительно что-то важное. Только лишь защищая истину, я готов поступиться со всеми своими правилами, ибо дороже истины нет ничего в моей жизни. Я воспринимаю окружающий мир исключительно как источник информации, как источник знаний, как огромную библиотеку, а каждого его представителя - как интересную и уникальную книгу, содержание которой ежедневно пополняется. И оно, действительно, так и есть на самом деле – я всего лишь наблюдаю за окружающим миром и в процессе наблюдений у меня в голове рождаются какие-то вопросы, и жизнь тут же своими руками любезно протягивает мне нужные книги в лице каких-либо обстоятельств или людей, в общении с которыми я без труда нахожу исчерпывающие ответы на все свои вопросы. И у меня никогда не возникает желания спорить с книгой и, глядя ей в обложку, говорить, что она не права или была написана по ошибке, потому что мне кажется неразумным, нелепым и даже откровенно глупым - разговаривать с книгами. Если научиться воспринимать жизнь как огромную библиотеку, а всех её живых представителей как интересные и не похожие друг на друга книги, в которых есть ответы абсолютно на все вопросы, то внимательно и с уважением читая их, со временем можно доподлинно узнать, как устроена наша жизнь, в которой мы все вместе живём. Но самой главной, самой интересной и увлекательной книгой, которую должен прочитать абсолютно каждый, конечно же, являемся мы сами, ибо истина о нас только в нас самих.

Если у меня сегодня спросить какому самому важному умению я научился за свои сорок лет, то я без раздумий отвечу - любить всё. Но чтобы научиться истинно любить всё, сперва нужно научиться доверять, слушать, понимать, принимать, прощать и молчать, то есть уважать.


Рецензии