Я в Мире. Ч. 6

                Еще о науке

Предыдущую часть я закончил тем, что ситуация с наукой в стране резко изменилась, улучшилась с приходом к власти М.С. Горбачева.

Да, я защитил докторскую диссертацию (по криминологии) еще в 1986 г. Да, академик, вице-президент Академии наук СССР, директор Института государства и права АН СССР В.Н. Кудрявцев  (светлая память!)еще в 1980 и 1983 гг. организовал в Москве Международные конференции с участием видных европейских криминологов. Это было необыкновенно интересно! Именно на этих конференциях я познакомился с рядом криминологов, с которыми потом неоднократно встречался на конференциях в других странах Европы, Америки, Азии, в Новой Зеландии...

Но меня выпустили впервые в "капстрану"  - Швецию на конференцию лишь в 1990 г. Я не верил, что окажусь в европейской стране пока самолет не приземлился в аэропорту Стокгольма, и я прошел пасконтроль... (Моего отца, доктора медицинских наук, прошедшего всю войну от Ленинграда до Берлина, с группой других профессоров-медиков, направлявшихся на научную конференцию в Болгарию, завернули с границы назад...).

И процесс пошел. Один или чаще всего с Наташей я побывал с тех пор на научных конгрессах, конференциях,семинарах, коллоквиумах во всех странах Европы (кроме Исландии), в США, Чили, Бразилии, Новой Зеландии, Японии, Южной Корее, Таиланде, Гонконге... И я не перестаю повторять студентам, магистрантам, аспирантам: ЛЮБАЯ наука интернациональна, если она Наука. Не может быть немецкой химии, американской физики, или французской биологии. И моя криминология - интернациональна.

В этом я еще больше убедился, работая с 1992 г. по три месяца  раз в два-три года в библиотеке Max-Planck-Institut fur auslandisches und internationale Strafrecht во Фрайбурге (Германия). Там я мог познакомиться со всей мировой литературой, со многими коллегами из других стран. Ну, и поездить по Германии, Франции, Бельгии, Нидерландам, Швейцарии... (Конечно, и Наташа приезжала ко мне, и мы вместе ездили, ездили, ездили). Да, мне повезло. Я это прекрасно понимаю.

Что касается работы, я 20 лет (с 1989 г.) работал зав. сектором социологии девиантности и социального контроля Социологического института АН СССР / РАН(и зам. директора Института). Нам удалось с сотрудниками сектора провести ряд уникальных международных эмпирических исследований. Исследование преступности и других видов девиантности в странах Балтийского региона (по инициативе проф. Юси Симпура, Финляндия). Пять томов результатов исследования изданы в Финляндии на английском языке. Международное исследование "Население и полиция" (по инициативе
проф. Скогана, США) в странах Европы, Азии, Америки (от Вьетнама до Чили). Ряд других исследований, как российского, так и международного характера.

Работая в СИ РАН, я одновременно преподавал  уголовный процесс (немного) и криминологию во многих вузах Санкт-Петербурга. Дольше всего я работал зав. кафедрой, а потом профессором кафедры уголовного права юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и до сего дня, а всего 23 года - профессором кафедры уголовного права и криминологии, уголовно-исполнительного права Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии / Университета Генеральной прокуратуры РФ.

Я стал свидетелем постепенной, но весьма откровенной бюрократизации всего учебного процесса. Это тема особого разговора, но учебный процесс от творческого превратился в полностью забюрократизированный... 

Не лучше ситуация и с наукой. Вынужденная изоляция, утрата международных связей (я еще кое-как держусь, благодаря многолетним научным связям, а молодежь...), внутренняя цензура, которая сменила пока еще отсутствующую официальную... Отсутствие полноценной статистики, невозможность проводить эмпирические исследования. В одиночку это профанация. А исследовательские коллективы или уничтожены (я был выброшен из СИ РАН в 2009 г., формально - не продление договора, а мой сектор ликвидирован спустя несколько лет)или настолько опутаны бюрократически или внутренней цензурой, что никаких криминологических исследований давно уже нет.

И под занавес это любопытная частная история. В 1975 г. в одном из московских журналов появилась статья, в которой автор  (фамилию не хочу называть)
писал об одной из моих статей, что автор (я) неожиданно оказался в плену идей, господствующих в буржуазной криминологии, тогда как "нельзя делать уступок проникновению в какой-либо форме буржуазных идей". Я был уверен, что меня выгонят с работы. Не выгнали. А спустя 15 лет этот автор, встретив меня на конференции, подошел и тихо обнял меня за плечи... Извинился.

Я бы давно забыл об этом, если бы в 2019 г. (!!) не вышла бы в Москве книга двух академиков (один действительный член РАН, другой член-корреспондент), в которой восхваляется Сталин, а работы Я.И. Гилинского критикуются за "антисоветскую тональность" (!!), за то, что он (я) "среди зарубежных специалистов пользуется большим признанием, чем среди отечественных".
История повторяется в виде фара, в паскудном варианте...

И чтобы покончить с наукой и со мной. Заканчивается моя научная карьера. "Все, что мог, я уже совершил...". 691 опубликованная научная работа, в т.ч. свыше 150 на английском, венгерском, итальянском, немецком, норвежском, украинском, французском, японском языках.
 


Рецензии
Благодарю Вас. Насколько могу азобраться, статьи хорошие.
"профессором кафедры уголовного права юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и до сего дня"
Это у вас лаборатория делает лингвистические экспертизы по уголовным делам?
С уважением
Диана

Мост Будущее   31.10.2025 20:11     Заявить о нарушении
Спасибо.

Нет я уже пару лет не работаю в РГПУ. 25 последних лет работаю в Институте Генеральной прокуратуры.
Основные эмпирические исследования осуществляли в Социологическом института РАН, где я работал зав. сектором 20 лет.
Криминология -социология преступности, а не криминалистика. Мы не проводим экспертизы.

Спасибо за внимание.

Яков Гилинский   01.11.2025 00:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.