Мама, дай мне лук и стрелы

Мы мало знаем о редких военных сражениях ненецкого народа. Так сложилось исторически . У тундровых людей забот и хлопот столько, какие там войны, семью накормить, оленей сохранить в суровых арктических условиях. Выжить. Но все же, кое-что до нас дошло.
Эта история случилась 200 лет назад. Эта легенда  записана в Институте этнографиисо слов энца П.Оболина .
 
Сражение между ненцами и енисейскими энцами случилось по причине раздела территорий . Кто там был не прав по тем временам уже неважно, интересна сама организация сражения. Никаких нападений со спины, никаких засад, подлостей и прочих тактических уловок присущие безжалостным современным законам войны. Все было согласно определенному военному кодексу чести северных народов того времени. В той битве присутствовали два родовых шамана. Без шамана в древней тундре никуда. Роль шамана - соблюдение правил жизни и смерти.
Ненцы послали "благородную" черную метку оленя-самца на боку которого был нарисован человек стреляющий с лука. В тундре знают цену жизни. Этот знак войны давал время противнику собрать силы, спрятать оленей и женщин, решить множество организационных вопросов связанных с военной мобилизацией.
Олень войны был доставлен противнику, дальше пошла разведка с обоих сторон. Считалось залогом удачи в битве поймать разведчика, убить и намазать его кровью полозья нарт воинов.
В этом сражении энецкий разведчик чудом избежал пленения, как считали позже ненцы, это определило исход битвы.
У северных народов из вооружения были нож, кольчуга, и лук со стрелами. Северные народы в совершенстве владели стрельбой из лука. Охотники. Лук и стрелы - это второе после оленя для древнего ненца.
Часть ненецкого войска двигалась на место сражения на нартах, а часть пешим порядком.
Место встречи двух войск энцы обозначили установкой модели чума, поставили несколько стрел, остриями направленные в сторону противника и красный флажок, показывающий место встречи переговорщиков для обсуждения условий войны.
Ненецкий полководец Ныраку послал на переговоры старика, с которым он передал семь условий войны.
1. С обеих сторон назначить по представителю для ведения переговоров , по типу неприкосновенных послов. Чтобы в горячке боях смертельные стрелы их не поразили, в их нарты должны быть запряжены по два оленя, а на хореях привязаны красные флаги. Эти лица неприкосновенны. Задача их, в определенный момент  сказать бойне стоп. Тем самым сохранить людские резервы от лишних потерь.
2. Местом военных действий назначить озеро Торучедо.
3.Сражение начать следующим утром.
4.Для определения дистанции сделать по одному выстрелу с каждой стороны.
5. При первом наступлении количество войска должно быть равным (в описываемом случае по 50- человек), запасных воинов - кто сколько сможет.
6.Каждым последующим утром начинать сражение с того места ,где закончили вечером. Ночью не воевать.
7.Для прекращения боя на ночной перерыв выделенные представители должны с обоих сторон заехать с флагами. Мир должен заключиться только после особых переговоров об условиях его заключения.
Условия были приняты, и пошло поехало. Впереди сходящихся войск шли сыновья военных предводителей, как считалось - лучшие воины это дети глав родов, такой статус.
Во время сражения запасные части войск находились на расстоянии 200 метров от полосы военных действий. Раненных воинов тут же увозили на оленях домой спасать, а убитые оставались до конца войны на месте сражения. В конце каждого дня производился подсчет потерь. Вместо убитых и раненых выставляли воинов из запасных частей. В эпизоде, о котором рассказывает легенда , ненцы оказались побежденные. Им пришлось просить о мире. Вождь послал военачальнику энцев свой военный лук с семью стрелами и военный кинжал.
Знаком прекращения войны являлось вывешивание позади передового отряда больших красных флагов. Народные представители должны были трижды обойти каждый вокруг своего войска, крича соответственно : "наши войска победили ( или проиграли), война прекращается".
После прекращения сражения военачальники определили место захоронения трупов. Ненцы большинство увезли с собою на места кочевий. Однако часть воинов была похоронена на месте боя. На обеих братских могилах поставили деревянные изображения человека. В руках каждого прикрепили лук со стрелами, направленными друг в друга. У изображения на могиле ненецких воинов в левом боку была воткнута стрела - знак того, что они были побеждены. Такой исход сражения.
Ненцы мои любимые, неважно уже, победили ваши предки или проиграли тогда. Война есть война. Важно другое, это сам кодекс чести. Раз на раз, 50 человек на 50 в битве. Само окончание войны - признали поражение. Все без обид, рядышком воинов похоронили, наверняка, зареклись больше не проливать кровь и разъехались дальше жить. Дела есть по важнее в тундре чем пулять в друг друга стрелами.
Очень много удивительных тайн хранит северная тундра. Наш Ямал самобытен и прекрасен.


Рецензии