Крохи...

      Художественная литература, даже интеллектуальная, - всё-таки не философия. Значит, в ней могут быть не философские категории, а понятия попроще.

     Литераторы, например, могут найти и использовать простое понятие смысла. Не такое сложное, какое всё время ищут все философы, но не все находят.

    В художественной литературе можно использовать такое определение смысла, как наличие стержня в персонаже. А если нет стержня у персонажа, то, если даже персонаж и искал его, свой стержень, на протяжении всего литературного произведения, но так и не нашёл, обязательно оказывается, что автором описано бессмысленное существование персонажа.


    Вполне возможно, что персонажи, в художественной литературе, делятся на такие, кто совсем без стержня, с мягким стержнем, с твёрдым стержнем  с чересчур твёрдым стержнем.

     Но у чего именно должен быть, в художественной литературе, стержень? И можно ли стержневую теорию персонажа, или стержневую  теорию смысла существования, применять в изучении реальных людей, а не литературных персонажей?

     Стержень - это то, что может быть или не быть у внутреннего мира литературного персонажа. Всю художественную литературу можно свести к приключениям одного лишь стержня внутреннего мира.

     Даже жанры художественной литературы, может быть, не все, но многие, можно вывести из приключений стержня внутреннего мира  персонажа. Если не всё, то многие юмористические литературные произведения есть описание приключений персонажей, внутренние миры которых характеризуются полным отсутствием в них всякого стержня!

     А, например, семейная или производственная драма представляет собой описание того, что уже приключилось или того, что ещё только может приключиться с персонажами, обладающими мягкими сте'ржнями их внутренних миров.

     Непонятно только, произведения каких литературно-художественных жанров рождаются из приключений персонажей с твёрдыми стержнями их внутренних миров, но с уверенностью модно сказать, что приключения героя с чересчур твёрдым стержнем обязательно ведут к трагедии!

     Да, совершенно определённо можно сказать, что трагедия, в драматургии и художественной литературе, есть описание того, что случилось или может случиться с персонажем, если стержень его внутреннего мира оказывается слишком, чересчур твёрдым для использования в окружающих жизненных обстоятельствах.

     Автор трагедии как бы говорит читательницам и читателям и, заодно, своему персонажу: остался бы жив, если бы  гибче оказался его чересчур твёрдый стержень внутреннего мира.

     Чаще всего в сказках, и не в бытовых, а именно в волшебных,  не внутренний стержень героя прогибается под окружающий мир, а окружающий мир прогибается под воздействием твёрдого стержня внутреннего мира героя.

     Итак, найден один жанр приключений героя с твёрдым стержнем,  -  волшебная сказка! Ещё одним жанром с описанием приключений или жизней людей с достаточно твёрдыми стержнями их внутренних миров являются книги  серии ЖЗЛ, которая так и расшифровывается: жизнь замечательных людей.

     Замечательным можно назвать человека, который прожил свою жизнь, имея в своём внутреннем мире его, внутреннего мира, твёрдый стержень!

     Разными бывают замечательные персонажи книг серии ЖЗЛ: выдающимися своими достижениями, выдающимися своим положением в обществе, выдающимися тем, что им пришлось испытать-пережить в своей описываемой жизни.

     Не все описываемые в книгах серии ЖЗЛ замечательные или выдающиеся люди являются гениями. Чаще других авторы, критики, литературоведы, да и сами читатели книг серии ЖЗЛ называют гениями:

     1. Персонажей, которые благодаря своей одарённости, или таланту,  добились достижений, которые настолько выдающиеся, что дальше некуда для всех людей того же времени, в которое жил персонаж. Персонаж, жизнь которого описывается в книге серии ЖЗЛ.

     2. Персонажей, которые, хотя и имели выдающееся положение в обществе, но сталкивались в жизни с такими испытаниями, которые полностью угробили бы людей без внутреннего стержня или людей с мягкими стержнями их внутренних миров, а описываемый, в книге ЖЗЛ, персонаж, не только с честью прошёл жизненные испытания, но и добился чего-то существенного. То есть имеет выдающиеся достижения или в дипломатии, или в военном деле, или в государственном управлении, или ещё в чём-то, полезном человечеству.

     3. Персонажей с совершено жуткими жизненными испытаниями -обстоятельствам, но добившихся таких выдающихся достижений, что их можно было бы, современникам, признать гениями, если бы современники не были бы такими предвзятыми и предубеждёнными, как животные с названиями "баран" или "осёл".или ещё хуже, - "козёл".

     Да, хорошо из понятия "стержень внутреннего  мира персонажа"  вырастают многие жанры художественной литературы, включая книги серии ЖЗЛ, но непонятно: при чём тут слово "крохи" и можно ли с теорией стержня внутреннего мира подходить, для объяснения, не к героям и персонажам художественной литературы, а к реальным людям? 

     Литературоведение сейчас, как и многие другие человеческие науки старается быть на гребне научно-технического прогресса, одним из гребней которого являются композитные материалы, в которые можно спекать не только волокна и крупные куски, но и крохи! 

     Теперь лазер и высокая температура спекают в твёрдый композитный материал волокна и куски, а раньше сама жизнь спекала в ядра, или стержни, внутренних человеческих миров крохи смысла человеческой жизни.

     Если жизнь спекала или склеивала крохи смысла человеческой жизни в маленькие ядрышки или тонкие стерженьки  внутренних миров, то получались маленькие люди.

     Те же, кто интересуются сейчас  запрещённым, почти во всех странах мира, клонированием человека, совсем равнодушны к ядрышкам или тонким стерженькам внутренних миров маленьких людей. Им подавай клонирование гениев или хотя бы выдающихся или замечательных людей!

     "Эх, было бы разрешено клонирование человека, то не надо было бы тратиться на совершенствование системы образования. Есть, с одной стороны, набор заранее подготовленных ядер или стережней внутренних миров выдающихся людей и болванки человеческих тел, изготовленные генными инженерами, с другой стороны. Соединяем в единое целое, и на  выходе, - готовый выдающийся человек!", - думают мечтатели-утописты.

     Наверное, уже в наше время есть такие айтишники, которые думают, что  не перо жар-птицы ухватили, а поймали её целиком, и теперь она будет работать на них: нашли способ, как без длительного получения воспитания и образования, спекать, в стержни или ядра внутренних миров, крохи смысла жизни замечательных  или выдающихся людей, но эта история выламывается за пределы литературоведения... 


Рецензии
Интереснейшие мысли и идеи!!! Есть над чем подумать. Спасибо, уважаемый Борис!!!

Игорь Тычинин   19.05.2023 06:39     Заявить о нарушении
Так и не дорос я до создания полноценных литературно-художественных образов, но вот выдавать, правда, иногда только, интересные мысли и даже идеи, могу. Спасибо Вам, Игорь, за внимание к этому моему, кажется, литературоведческому, эссе, и желаю Вам дальнейших удач в Вашем литературном творчестве!

Светлан Туголобов   19.05.2023 08:24   Заявить о нарушении