Послала дочку предупредить

В благодарность тем, кто хранит в памяти рассказы своих родителей об их военном прошлом.
                Мать- героиня.
Сорок первый год. Война со взрывами, пожарищами и скрежетом идет по нашему краю. Заняты фашистами  Берёзовка, Ивановка, Урицкое. Солдатское пока не заняли, но постреливают из орудий и по нему. А пока жителей не эвакуировали, они пасут своё стадо  в «Аржавце», под Казинкой. Пастух в полдень пригнал коров в село на стойло. Начался обстрел. По народу пошла паника. И тут пастух нашел выход- он заметил, когда идут обстрелы села с немецкой стороны, в «Аржавце» снаряды пролетают над головами.
-Надо идти туда, тогда останемся живыми.
Подняли стадо и пошли.
«Аржавец»- место где- то- посредине, между Солдатским и Казинкой, пологая лощинка с ручьём в самой низине и зарослями рогоза и тростника. А в Казинке есть немцы, нет ли, пока ни кто не знал. Остановились, присели перекусить. Видят, со стороны Казинки, с бугорка спускаются двое наших солдат. Подходят, представились отставшими от свой части.  Хотя, с виду не уставшие. Их накормили, чем было можно. Спрашивают солдаты, зачем они, жители села, здесь? Объяснили, и в ответ получили совет- правильно, идите в ту сторону. Народ загомонил- надо идти. Солдаты распрощались и направились туда, откуда пришли. И только пастух засомневался.
-Что- то тут неладно, отстали от наших, а пошли в сторону немцев.
Через полчаса, те самые «отбившиеся», снова появились на бугре, постояли и ушли.  И почти сразу начался обстрел, снаряды уже падали все ближе и ближе- беженцев, как бы прижимали к Казинке. Большинство испугались- снялись и пошли. Скоро обстрел прекратился. Пастух сам не пошел, стадо не бросил, но стал кричать:
-Вернитесь, там немцы, вас эти двое обманули…
Но жители ушли уже далеко- растянулись на километр. С пастухом остались только несколько семей.
Одна женщина с пятью ребятишками- мал мала меньше, говорит своей старшенькой, семилетней:
 -Дочка, беги, скажи им, там немцы.
Девочка побежала. А мать смотрела вслед, кусая губы- а вдруг по ней начнут стрелять!
Вернулись, конечно, не все, многие ушли уже далеко. Но человек 20- 30 пришли назад.
Потом выяснилось- эти двое были переодетые немецкие диверсанты, а  Казинка уже была под немцами. И те, кто ушел- попали в плен.
                --------------------
Короткий рассказ о таком далеком, может для кого- то незначительном событии в истории села. Кто- то фыркнет- ну разве это подвиг- в ту войну миллионы погибли. Хочу сказать такому пессимисту:
-А погибни ты, один, в той войне, к примеру- накрой собой амбразуру дзота! Это ж в 20- 30 раз меньше из тех,  что в тот раз вернулись. Мог бы? А мать смогла послать дитя…
С фронта не вернулся у чьей- то матери один сын- для неё это было пожизненное горе.
В какой- то семье не вернулся отец- семья осталась не только без кормильца- дети стали безотцовщиной. Поймет это тот, кто видел всё своими глазами. Остальным надо в это только верить и помнить. Не раз повторяю эту истину, потому, что уже слышал своими ушами, и не один, с товарищем, когда тридцатилетний человек без стеснения заявил:
-Может, совсем, ни какой войны и не было, понапридумали, всё, это…

11. 02. 2019 г.                Колесник А. В.
 
               


Рецензии