Капля точит камень

Clavus clavo pellitur(Клин выбивают клином), Manus manum lavat (Рука руку моет), gutta cavat lapidem (Капля точит камень)- вот, пожалуй, и всё, что я помню из некогда столь обожаемой латыни. Ну, если не считать оригинальной версии Памятника, да, и то только потому, что когда-то одна знакомая посоветовала положить его текст на песню "Степь да степь кругом" для простоты запоминания. Помогло реально. Даже спустя почти сорок лет, я могу спеть практически всё стихотворение. Главное - припев не повторять.

Но речь не о том. Первые два выражения я почему-то непременно путала. Только стараниями моей любимой подруги я наконец уяснила, что  Manus manum lavat никак не может означать "клин выбивают клином" хотя бы потому, что терапия есть мануальная (руками), а не клавуальная (в смысле, гвоздями). Вот третье выражение - капля точит камень - я тупо не могла запомнить. Эта несчастная gutta во что только не трансформировалась...

Думаю, всё было бы гораздо легче, изучай я латынь не в Воронеже, а где-нибудь на Мальте. Почему? Да, прежде всего, потому, что именно здесь огромное количество примеров того, как эта самая маленькая gutta (капля) может уделать огромные каменные массивы, при регулярном на них попадании, конечно.

Проходя мимо подточенных водой исполинских фигур, небольших кабинетного формата статуй, да даже пугающих своими размерами крепостных стен, ты понимаешь, что всё и вся в этом мире не вечно. Когда-то эти фигуры были полны жизни, а стены воплощали неприступность и силу Мальтийского ордена, но маленькие капли редких дождей, похоже, решили, что у них есть своя роль в истории мальтийского искусства и архитектуры. Решили и принялись за дело.  И камни сдались.

Что ж, как говорится, мотаем на ус и движемся дальше, понимая, что если не всё, то очень многое, в этой жизни преодолимо, ведь GUTTA CAVAT LAPIDEM...


Рецензии