Самарканд 1

Предисловие
Тысячи лет стоит на выжженой солнцем  пустыне старейший город Средней Азии Самарканд.  Его украшает россыпь архитектурных памятников - он  родина известных  поэтов и мыслителей.  Здесь жил  великий поэт  Рудаки,  здесь поставил свою знаменитую обсерваторию Улугбек.  Самарканд известен также как торговый центр Азии - бесконечные ряды ювелиров, кожевников, столяров, оружейников, ткачей - всегда были переполнены покупателями. Древний Самарканд удачно встал на шелковом пути. Торговля была его главным источником богатства.  Кто только его не присоединял к своим владениям, но дважды он был и столицей державы.  Жителям Самарканда завидовали вся Азия - известно, что там живут люди утонченные и с достатком. Город изменялся согласно вкусам своих хозяев  Согдианы, Хорезмшахов до тех пор, пока не был сметен до тла набегом Чингисхана.   Спустя годы город возродился на юг от развалин былого Самарканда.  И снова стал процветать благодаря Тимур и его потомкам. Они много настроили там,  но много и разрушили. Прелесть городу придавали и двенадцать садов Тимура - правильные ухоженные  рощи с проточной водой для отдыха горожан. Для управления городом была выстроена просторная цитадель, там и размещался резиденция  правителей - Куксарай многоэтажный Голубой дворец.  Только один из Тимуридов Бобур дважды месяцами осаждал Самарканд и бесславно уходил восвояси.   От тимуридов остались много -   величественные здания мавзолеев и медрессе.   В Самарканде обитал могущественный хозяин средневекового востока Тамерлан.   ОН там и погребен в мавзолее ГурЭмир.  Один раз Самарканд был стерт с лица земли войсками Чингисхана. Но вновь востановился и процветал. Наконец коснулась Самарканд эпоха Туркестанских походов. Началось все с покорения Пишкека и Ташкента, русские войска брали различные крепости  и   богатые города вроде Худжента  и Хивы. Средняя Азия оказалась полностью беззащитна перед русским оружием . Поводов никаких и не требовалось. Пять лет  умеренных битв и  Средняя Азия надолго попала под русскую корону.


Глава 1 Цитадель

   Подполковник Назаров лениво открыл глаза и осмотрелся. Десять дней марша от Ташкента до Самарканда, тесная   палатка с мухами и скорпионами ему крепко поднадоела. Попасть в нормальную избу  уже было бы приятно . Ну  а тут чей то дворец. Огромная кровать с  балдахином, изящные столики, китайские вазы - явно гарем. Мозаика  игривая по стенам. За окном был день - шумел  базар, кричали муэддины. Недалеко в цитадели шагала  команда, слышен был сиплый голос унтера "Левой Правой. Ать два". На столе стоял изящный цветной чайник,  большой ляган был наполнен инжиром и финиками. Рядом стояла недопитая бутылка водки. Три дня как туркестанский отряд отправился брать Бухару .  ушел и его девятый Туркестанский батальон,а его, боевого командира, посадили под арест за оскорбление своего прямого начальника полковника Писколькорса.

  -Немчура проклятая. Пистолькорсы, Гейнцы, Кауфманы, Штемпели,-цирлихи манырлихи, колбасники. Один тут батальонный  русский и тот Абрамов. Ну и хрен с ними, три крепости взял,   Один Ура Тюбе чего стоит, пущай без меня надрываются..
Он поднялся, потер под холщевой рубахой потную волосатую грудь, ливанул  из чайника в пиалку горячий чай, глотнул от души и зажевал  финиками. Потом снял со стены футляр с биноклем.
Пора осмотреться по сторонам....Не дома на печке.

  В дверь без стука просунулася  голова денщика Гришки:
-Ващ высокобродь, к вам давешний господин просится, этот как его, Верещагин!
- А богомаз  явился, пускай.
Вошел  бородатый  мужчина лет тридцати в шляпе и пальто.
-Здорово  Рембрант . Запомятовал как тебя по батюшке.
-Василий Васильевич - ответил Верещагин, с улыбкой осматриваясь в гаремных покоях:
- Славненько мы намедни про Европу навспоминались.  Тут только про нее и вспоминать. Ты  никак собрался гулять   по городу ? Становится жарковато для прогулок,прямо печка, хоть и май на дворе.

  - Привык уже. .Живописно тут. Вчера  посмотрел могилу Тамерлана  архитектура   аккурат для  рисунка. Руины  повсюду,  рисуй не мешают . А вот народец забитый.Да не хотят позировать - говорят нарисуешь  портрет - тут же в армию царя забреют. Народ темноватый и боязливый.
-Это есть,- согласился Назаров.- Восток он весь такой.своими ханами замордованный.    Язык красивый, как у мадьярцев.   Тоже поди тюрки. А культуры маловато. Все в свои арыки и сливают и пьют.
-Я еще присмотрелся -  лица тут интересные,-, завелся Верещагин,- такие азиятские глаза злые, лица  скуластые с характером. Тут столько фактуры, пиши не хочу. Да  и  крепость  прямо таки  цитадель.

 -Да фортеция знатная.   Айда на крышу у меня у с утра рекогосценировка - привычка такая - осмотреться. Бинокль у меня отменный,  Никакой не Урлаб казенный. Подарок австрийца  еще с венгерской кампании. Далеко, подлец, берет . Я тут от безделья посматриваю  по сторонам - на случай гостей. Не все же на коменданта полагаться. Погоди, натяну китель, а то все  ж офицер, хоть и под арестом,- Назаров застегнул ремень и надел фуражку.
-  Гришка, вернусь  скоро готовь обед ,.Чтоб с борщом. И Никакого плова. Да и водки достань,- крикнул в соседний покой Назаров. Ответ был неразборчив.
Они вышли на лестницу.

   А как тебя этот Куксарай местный? Эмир говорят брезговал - чаще в Шахризабе отдыхал. Может оттого что тут эти махали понаставили, - предполажил Назаров.
-Да все одно  богатство вполне царское ,  мозаики  и изразцы знатные,- восхищенно отозвался Верещагин.
- Все ты про свое талдычишь, Веласкес . Как насчет брать этот  Кукасарай штурмом? Четыре этажа - стен метровые. Это тут нонче главное для нас. Много тут воды в Самарканде, хорошо обороняться. Рубежи везде.

  Они поднялись на крышу эмирского дворца,где гордо реял российский флаг. Там уже  толпились  несколько человек в цивильном. Периметр крыши был обрамлен изящным каменным парапетом. Имелся и изящный купол сбоку. В центре под парусиновым тентом квадратом стояли скамьи.  Отдельно в толпе выделялся грузный осанистый господин в английском пробковом шлеме  с подзорной трубой. Он с довольным видом дымил сигарой. Рядом стояли две  рослые девицы в розом и голубом платьях с соломенными шляпками из под которых ниспадали русые косы.

 Вид  отсюда был на базар Самарканда действительно шикарный - просматривалась вся местная  экзотика торговых рядов  близлежащих азиатских кварталов и  мощные корпуса мавзолея Гур Эмира, Медрессе   Регистана. Виден был отчетливо  периметр крепостных стен цитадели и   неправильные квадраты махаллей -жилых построек бедноты. Попадались и дома побогаче, даже с колоннадами. Вокруг дворца раскинулась просторная эспланада. С востока к ней примыкало небольшое кладбище.  Стены  цитадели   были  довольно ветхие, длиной в три версты.   На стенах изредка  стояли часовые в белых гимнастерках, лениво присматривая  за движением в городе.  А вот сам  город за пределами  цитадели  виден был плохо, кварталы  раскинулись снизу и с востока цитадели. На запад за стенами на много верст рисовались безжизненые высоты   и тенистые сады по берегам арыков сразу за цитаделью . Одни ворота были прямо у дворца. От них дорога плавно стекала к городу и далее в Ташкент. От других  ворот дорога  убегала  в рощи.

 -Ага вот и наш главный оренбургский прасол Хлудов,- усмехнулся Назаров.- Поди базар разглядывает.Купец как никак.
Они  подошли к Хлудову.
-Честь имеем Никодим  Васильевич. Никак. дочки ваши тут. Не знал что вы с семейством отважились на такой отчаяный форштюк. Тут до  полной благости далековато,- заметил Назаров.-
-Да, дщерьки  мои ненаглядные, Катя и Глаша,.Напросились на Туркестан.  Обещал их свозить в Столицу . а тут этот поход. Скучновато у нас в Оренбурге. Ох, скучновато,- отмахнулся Хлудов.

  -Знакомьтесь,- вот наш штатный живописец Василий Васильевич Верещагин. Определен к отряду для  дел культурных. Прямо из Парижа сюда.
Верещагин снял шляпу и поклонился. Девицы дружно ответили внятным книксеном. Одна была явно в отца фигуристая, с крупными волевыми чертами лица. Вторая помоложе и помельче с любопытным взором черных глаз.   
-Ну тут еще много непонятного,  как тут сложится. Пустили вроде в город охотно - вроде как под  Эмиром было несладко., Что дальше посмотрим. И все ж таки красавицам тут рановато для променадов.

  -Они у меня боевые и на лошадках скачут, да и стрелять обучены, - довольно  усмехнулся Хлудов.- И мне приятней при семействе вдали от дома.
- Как дела ваши  торговые ? Как  барыш? Иль  не все на мази,- спросил Назаров.
- Да уж третий караван отправляю в Ташкент. Под конвоем, понятно, его превосходительство генерал Кауфман дал двадцать казазчков, так тут недалеко   двенадцать  переходов. А там  куда как поспокойней.Вот смотрю, как на базаре мои арбы грузят. А барыши будем по осени считать,- пожал плечами Хлудов.
- А что тут в  ходу?- поинтересовался Верещагин.
- Да мы люди скромные  - везем  металл, ситец. сукнецо, инструмент разный, - у нас покачественей. А отсюда понятно, парча, кковры и хлопок  Хлопок тут знатный, да и пряности навалом. Хороши и сладости, только их хрен довезешь до Оренбурга. Как и китайский фарфор, а вот шелк, пожалуйста.
 
  -Как вы тут с ними торгуетесь? -спросил Верещегин.
- Очень здорово. У меня приказчики казанские, тоже мусульмане я их сюда едва затащил - по четыреста рублев запросили. А так треть хватает. Чуют шельмы,  что по разному сложится,- признал Хлудов.- Тут  местный народец хитроватый и пакостный. Отвернешься и пырнут. Так лопочут свое.  Они тоже как крепостные наши у  беков  Откуда тут взяться  порядочности и чести. Но  упертые в своей вере. Вот ежели муллы кликнут газават, так берегись.

 -Да народец подловатый, себе на уме,- согласился задумчиво Назаров, он  аккуратно  шарил биноклем по горизонту.
 -По Ташкенту помню, да что Ташкент, Кавказ такой же - спину не подставляй. А вот глянь,  живописец, острым глазом,  вон на тех верховых с винтовочками. Чего они  торчат на холмике? Чего они там глазеют на ворота? Вчера таких зевак не было.
  Верещагин взял бинокль и  действительно разглядел за деревьями перу верховых. Он кивнул и пожал плечами. Стоят себе в тенечке - ну и что. Тут с ружьями многие - полно разных кураканов - разбойничков большой дороги.

- Похоже, и мне сдается ,что не так. Не знаю что наш всезнающий  майор Сыров наскреб от лазутчиков. Ан вчера караваны города грудились, а ноне пусто. Не иначе что прознали, косоглазые. У них тут  вести бегают шустро.- поделился своими догадками и Хлудов.
Назаров снова припал к биноклю пристально.  Верещагин бросил на него взгляд .Подполковник стал каким то собранным ,не размякшим. Словно орел, который увидел добычу.  Прямо образ воина.

  -А давай ка, Николай Николаич, я тебя тут нарисую. Я быстро. Мне в Оренбургской тюрьме всего полчаса давали рисовать арестантов - и хватало .
-Ну пошло, поехало , -усмехнулся Назаров, укладывая бинокль в футляр, - раз арестант, время полно.  Позируй. Только что тут с видом на крепость  не стоит. Мне полагается в темнице в кандалах и рваной рубахе.

  Верещагин засмеялся:
- Это  как тут сложится у солдата. Сегодня арестант,  вчера герой Ходжента и Ура Тюбе. А завтра  глядишь еще чего судьба кинет - Стамбул брать или Берлин.
- Это точно, Дебрецен уже брал с ходу. Главное темп, как учил дедушка Суворов.-Назаров махнул рукой натмашь, как будто с  шашкой.
-Эх Николай Николаич, что ты в пехоту пошел тебя бы гусарить. У тебе душа кавалериста. Нахрапом и наездом,- подковырнул Верещагин.
- Это есть - согласился Назаров.- Только не гусаром, а кирасиром, самое оно. по комплекции. Ну пошли  в темницу, тут припекает.
Они раскланялись с девицами и Хлудовым и отправились вниз.
   
 -Слушай, а хлудовские дочки очень милые. Ты часом не женат?- поинтересовался Назаров.
-Да не сподобился ни в столице ни в Париже. А  такие там красули попадались - не чета московским.
- На вкус и на цвет,  все мы разные. Водки хочешь,- предложил Назаров, садясь за стол.- Для дезинфекции. Вот подцепишь заразу - дизентерию какую, враз угомонишься. Да   лихорадка тоже не подарок.А вот насчет купеческих дочек была у меня занятная история из юнкерских времен, как то летом болтались мы компанией  в городском парке, потягивали на бережку пруда квасок. Оркестр играл, лодочки с девицами туда сюда. Приятственно.  И вот одна из них вдруг взяла и перевернулась - дошалили кавалеры. Сразу четверо в воде - а плавать там никто не горазд. Пока народ стал подгребать на выручку, я разбежался как был в форме и в воду. Доплыл до одной девицы и потащил на берег. Вовремя потащил - совсем захлебнулась было.   Потом отжался, отряхнулся и пока их приводили всей толпой в чувство, обратно в казарму. Думал все - история кончилась. Ан нет. Нашли меня - этак через неделю ротный вызывает на плац.  Там эта девица с родителем ждут меня с благодарностями. Разыскали таки . Дали мне увольнительную, сели в дрожки и к ним на обед.

 Купец отказался довольно знатный, лошади породистые,  дом отменный. Все чин чинарем. И девица оказалась вполне себе красуля. Вроде как и кипит благодарностью за спасение - стали встречаться. месяца два - катались по набережным на двуколке, даже целовались.  Тут мне как раз пришла пора офицерский чин получать, ну и понятно  отправка в гарнизон. Что то мне померещилось что может до свадьбы дело докатит. Она меня выслушал и говорит-- иди проси благословения у батюшки.

Сели мы с купцом  у него в кабинете. когда попросил я руки его доченьки,  посмотрел он на меня так хитровато и объявил, а давай ка мы с тобой в картишки разыграем. Ежели выиграешь - то твоя невеста. Раз не выйдет -  то не взыщи - мимо. Интересный поворот!  Думаю какие дела, мы  в казармах резались в карты по ночам частенько = это и армейская привычка. И что думаешь. сыграли пять раз и все пять раз он меня обдул начисто. А потом и говорит: Я против тебя ничего не имею. парень ты видный и хороший.  Для офицера самый раз. только у меня все  дочки и дело передать некому. ты мне в зятья не годишься никак.   А знаешь почему я тебя обдул? У меня на руках всегда семь карт было ты и не заметил.
-Так ж это против правил.- опешил я наивно.

-То то и оно, в жизни  завсегда нужно играть против правил, иначе разоришься. Так и остался я без купеческой дочки. Зато слегка поумнел.
-А чем торговал  тот купец? -помолчав, поинтересовался Верещагин.
-Одеждой дамской, кажись,- пожал плечами Назаров. - Это совсем не по мне. Ну давай по чарке за купеческих дочек.

Только приняли по второму стакану, и собирались добить борщ , как денщик доложил про гостя:
-Вашь высокобродие,  тут  их бродь, майор Сыров.

   Вошел  худой  загорелый, крепко смахивающий на азиата человек в  халате и тюбетейке.
  Назаров увидел его и поморщился :
- Опять при маскараде, Семен Гордеич!  Похож на туземца . Никак в город собрался? Главный разведчик ты наш. Ну всегда ты некстати . Да я  и  под арестом, дай отдохнуть.
Сыров не отреагировал на шутку.
- Тут вот что, Николай Николаич, вести шибко плохие. И даже очень. На душе скварно.
- А ты не нервничай, лучше покатайся на верблюде и все пройдет, -усмехнулся Назаров. - Ну испугай перед обедом.
. Вчера вот слушок нам  тревожный дошел,- ответил Сыров,-  прет к нам сила  немерянная вышибать из города. Как прознали нехристи, что нас тут с горсть, так и  решились, - тревожно ответил Сыров.

- А мы готовы ? Вот Кауфман месяц как  приказал ворота и стены  привести в порядок.  И что? 
-Ну, вроде саперы всюду  шевелились,они и в Гур Эмир наведывались, - вмешался Верещагин.- Может  стены починили?
-  У них первое дело было жилье обустроить. Точно помню. Зря  ты мне докладываешь казачок? Докладывай Штемпелю, он за коменданта. Ему и решать,- поморщился Назаров.
-Что Штемпель, он от всего отмахивается,  даже бреши не  сумел починить за месяц , как дыры были так и остались, особливо та,  южная, там на коне проскакать можно, - криво усмехнулся Сыров.- Он все трофеи считает, складирует. Запасов много.

- Да его саперы поди гаупахту для меня строили- немец он порядок любит,- засмеялся Назаров.- Ежели есть арестант - должна быть гауптвахта. Ну что там с вражьей силой. Поточней.
-  Талдычат  на базаре, шахризабские беки набрали тысяч пять кипчаков и сюда двинули, - сообщил мрачно Сыров.-И к ним прилипли еще несколько тысяч дервишей с Коканда.
-.А, кумысники объявились,- усмехнулся Назаров.- На даровщинку прихватить. Отменно у них разведка поставлена. Говорил я  тогда Пистолькорсу - добивать надо -  они же, как змиюки  - раз наступил, будет извиваться и жалить.  Зря мы сюда забрались.Этот Кауфман,  мать его заграничную, все норовит упреждать :То на  эмира навалился, то на  беков. Ну ведь не трогали - хоть худой был с  местным эмиром, но мир. Нет давай по случаю прихватим  чужой землицы шмот. И пошла карусель со стрельбой.  Кто тут из ротных оставлен - пусть ставят дозоры по дорогам.
 - Только майор Альбедиль остался, девятого батальона,-ответил невесело Сыров.

  -А  скажи Альбедилю,-пусть верховую разведку пошлет насчет беков.
 -Я  уж е вчера сказал .- ответил Сыров.
-Ну  что ответил макаронник? - нахмурился Назаров
- Пообещал выслать  утром разведку. Ну у него конных казаков раз два и обчелся. А крепость к обороне не готова точно.
-Это я и сам знаю.  А тут по хорошему  с  толковыми фортециями  и артиллерией батальона четыре  маловато. У нас пушек всего то две  и стены на ладан дышат.
 -Буза  и в городе пошла - квартирьера на рынке пырнули. Камнями  с крыш кидаются.- мрачно продолжил Сыров. - Бегают по рынку местные дервиши и дуваны юродивые - народ мутят. Народ побогаче начал добро зарывать. Ежели  тут полыхнет, то мало не покажется - город он большой, как Ташкент. Из города еврейские семьи  уже потянулись.
-Форшмачники  засуетились. Они то нам вовсе не к чему.- поморщился Назаров.
- Ну этих пристроим - полно места в мавзолеях, да и казармы еще свободны.- отмахнулся Сыров.-Сейчас поеду в город и заодно посмотрю на бреши.

-И я с вами,-  Вскочил Верещагин.- Пока не жарко, пройдусь по базару.
Сыров тяжело зыркнул на него сподлобья, но промолчал.
Они вышли на площадь перед дворцом.  Сыров  неспеша отвязал ослика и сел на него.
-Вот что я скажу тебе, Василий Васильевич. Зря ты с местными муллами по мечетям ручкаешься. Не дело это. Да еще в Ширгали имама по плечу панибратски хлопал. Ты ушел, он тебе смерти пожелал,- пояснил Сыров. -Так и сказал - пусть урус не радуется - всем им секим башка и очень скоро.
- Откуда знаете? - опешил Верещагин.

-Знаю уж точно.  В толпе стоял- все слышал. Друзей там не заведешь. Ты от меня подальше держись. У нас с тобой служба разная. -  серьезно отрезал Сыров, стегнул камчой ослика и поехал к воротам.


Рецензии
Очень, очень любопытно. Продолжу чтение.

Андрей Паккерт   30.12.2023 10:47     Заявить о нарушении