Два портрета. О поэзии

    (Прод.)

   Супруги заговорили о поэзии. Начала Ева.
    - Я хочу всерьёз поговорить о нашем писательстве. Я заметила, ты исчиркал тонны драгоценной бумаги. Человек волен творить. Это заложено Отцом-Богом в сущности каждой монады. У одних талант к музыке, у других - к выращиванию сада или урожая, у третьих есть дар портить настроение и укорачивать жизнь. Создаваемое материально очевидно, эмоциональные изменения можно скрывать, но они тоже конкретны.
    - Допустим, - вставил Серафим.
    - Как ты думаешь, какой смысл в написании стихов? - спросила Ева.
    - Во-первых, это... красиво. Во-вторых, стихотворение - это ритмическая структура, гармонизирующая текст, и поэтому легко запоминается. Не случайно поговорки и пословицы, обычно, придуманы в рифму.
    - Однако, глупые и матерные склады тоже запоминаются легко.
    - Твоя сентенция мой аргумент не отменяет. Или ты говоришь о написании хороших стихов?  - Тогда нужно уточнять, что значит "хороший" опус, но я не договорил. В-третьих, звуки, ритмы и интересные выражения автора стихотворения должны вызывать яркие эмоции и образы читателя-слушателя. В-четвёртых, что не очевидно, стихи гармонизируют пространство. В-пятых, стих в краткой форме несёт мысль, посыл, весть...Надо определить, что значит "хороший стих". А ты, что думаешь?
    - На счёт гармонизации пространства мысль любопытная. Надо будет подумать на досуге.
    - Сходу мыслить не готова.
    - Сочинение стихов - это блажь и баловство, - с вызовом выдала Ева. - Мы принимаем информацию из эфира, согласную с нашим состоянием в тот, писательский, момент времени. Чем совершеннее "приёмник", тем лучше получается произведение. Вот Блок, например, просто записывал стихи, льющиеся ему, как музыка, почти без напряжения. В чём смысл его фиксации? - Не знаю. Кого-то будоражат его записи? - Да, но это блажь. Полученные строки могут быть от лукавого, и он не поэт, а живое записывающее устройство.
    - Не согласен. У него был дар. Редко кому выпадает шанс подключения к мировой космической поэзии, и он считал поэзию своим призванием, необходимостью, следовательно, Ваш аргумент, барышня, о блажи и о баловстве аннулируется.
    - В слове "блажь" прячется слово "дар". Не находишь, мыслитель?
    - Блажь - это благо, благость, благодать, которая приобретаема в течение жизни, или желанные мысли и действия несерьёзного характера. Дар может быть разным, плохим и хорошим, но даётся с рождения свыше.
    - Согласна, птица-говорун. Я тебя провоцирую, чтобы самой лучше понять и ответить на поставленный вопрос, - виляла "лиса".
    - Я понял, хитрюга. Первый аргумент не прокатил, слушаем далее.
    - Стихи призваны задуматься и автора, и потребителя. Чем сильнее энергии, заложенные поэтом, тем быстрее и ярче дойдут они до читателя или слушателя. Давай говорить о читателе, потому что на слушателя может воздействовать декламатор стиха.
    - Согласен, но поэт должен вслух проговаривать текст перед тем, как отпускает стих в свободное плавание. Правда, это уже относится к свойству стихотворения быть "хорошим".
    - Об этом в другой раз...
    - Задуматься или вызвать эмоции, - продолжил Серафим, - потому что эмоции убыстряют сознание и позволяют быстрее догнать мысль автора и самому читателю подключиться к космическому сознанию.
    - И чем необычнее, современнее и сочнее писательский образ, тем сильнее воздействие на читательский ум и психику.
    - Очень современно звучит пушкинское:
 
    "Товарищ, верь: взойдёт она,
     Звезда пленительного счастья..."

    - Не перегибай, причастность к событиям возвышает чувства читателя.
    - Вопрос о современности пусть останется открытым. Многие писатели перешагнули понятие времени, - напирал муж.
    - С необычностью и наполненностью образа ты не споришь.
    - Не спорю, но лучше приводить примеры.

    - Изволь: "Я волком бы выгрыз бюрократизм -
               К мандатам почтения нету..."

         Или: "У лукоморья дуб зелёный;
               Златая цепь на дубе том..."

    Лермонтов: "Белеет парус одинокий
                В тумане моря голубом..."

    - Образ сочный, вторая строка у Михаила Юрьевича ущербная, не кажется тебе?
    - ...Да ты прирождённый критик! Нам стоит заняться разбором наших произведений.
    - Зачем?
    - Ты считаешь, всё написанное тобой не может быть улучшено?
    - Нет, не считаю, но как-то не задумывался...
    - В следующий раз займёмся критикой друг друга...товарищ.
    - Хорошо, мой любимый "потребитель" поэзии. Хочу заметить, что твои аргументы годятся и для поэзии, и для прозы, и для публицистики. Я же говорил о стихах.
    - Не понимаю, почему мы раньше не схлестнулись на почве литературы.
    - Почва, видимо, была скудная, и время не пришло.
    - Ладно, мой милый дуэлянт, эту партию ты выиграл - прошу пощады.
    - Поцеловать её что ли, - как бы вслух подумал Серафим, - вдруг на эмоциях получу любовное послание...
    - Девочки! - вскричала Ева.
    - Да, мама.
    - Папе надо угомониться, поиграйте с ним в чего-нибудь спокойное, иначе, он не уснёт, а нам завтра на работу...
    - Женские приёмы с детства нам знакомы, - засмеялся Серафим, уводимый Антошкой.

    (Прод. след.)


Рецензии