Два портрета. О поэзии
Супруги заговорили о поэзии. Начала Ева.
- Я хочу всерьёз поговорить о нашем писательстве. Я заметила, ты исчиркал тонны драгоценной бумаги. Человек волен творить. Это заложено Отцом-Богом в сущности каждой монады. У одних талант к музыке, у других - к выращиванию сада или урожая, у третьих есть дар портить настроение и укорачивать жизнь. Создаваемое материально очевидно, эмоциональные изменения можно скрывать, но они тоже конкретны.
- Допустим, - вставил Серафим.
- Как ты думаешь, какой смысл в написании стихов? - спросила Ева.
- Во-первых, это... красиво. Во-вторых, стихотворение - это ритмическая структура, гармонизирующая текст, и поэтому легко запоминается. Не случайно поговорки и пословицы, обычно, придуманы в рифму.
- Однако, глупые и матерные склады тоже запоминаются легко.
- Твоя сентенция мой аргумент не отменяет. Или ты говоришь о написании хороших стихов? - Тогда нужно уточнять, что значит "хороший" опус, но я не договорил. В-третьих, звуки, ритмы и интересные выражения автора стихотворения должны вызывать яркие эмоции и образы читателя-слушателя. В-четвёртых, что не очевидно, стихи гармонизируют пространство. В-пятых, стих в краткой форме несёт мысль, посыл, весть...Надо определить, что значит "хороший стих". А ты, что думаешь?
- На счёт гармонизации пространства мысль любопытная. Надо будет подумать на досуге.
- Сходу мыслить не готова.
- Сочинение стихов - это блажь и баловство, - с вызовом выдала Ева. - Мы принимаем информацию из эфира, согласную с нашим состоянием в тот, писательский, момент времени. Чем совершеннее "приёмник", тем лучше получается произведение. Вот Блок, например, просто записывал стихи, льющиеся ему, как музыка, почти без напряжения. В чём смысл его фиксации? - Не знаю. Кого-то будоражат его записи? - Да, но это блажь. Полученные строки могут быть от лукавого, и он не поэт, а живое записывающее устройство.
- Не согласен. У него был дар. Редко кому выпадает шанс подключения к мировой космической поэзии, и он считал поэзию своим призванием, необходимостью, следовательно, Ваш аргумент, барышня, о блажи и о баловстве аннулируется.
- В слове "блажь" прячется слово "дар". Не находишь, мыслитель?
- Блажь - это благо, благость, благодать, которая приобретаема в течение жизни, или желанные мысли и действия несерьёзного характера. Дар может быть разным, плохим и хорошим, но даётся с рождения свыше.
- Согласна, птица-говорун. Я тебя провоцирую, чтобы самой лучше понять и ответить на поставленный вопрос, - виляла "лиса".
- Я понял, хитрюга. Первый аргумент не прокатил, слушаем далее.
- Стихи призваны задуматься и автора, и потребителя. Чем сильнее энергии, заложенные поэтом, тем быстрее и ярче дойдут они до читателя или слушателя. Давай говорить о читателе, потому что на слушателя может воздействовать декламатор стиха.
- Согласен, но поэт должен вслух проговаривать текст перед тем, как отпускает стих в свободное плавание. Правда, это уже относится к свойству стихотворения быть "хорошим".
- Об этом в другой раз...
- Задуматься или вызвать эмоции, - продолжил Серафим, - потому что эмоции убыстряют сознание и позволяют быстрее догнать мысль автора и самому читателю подключиться к космическому сознанию.
- И чем необычнее, современнее и сочнее писательский образ, тем сильнее воздействие на читательский ум и психику.
- Очень современно звучит пушкинское:
"Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья..."
- Не перегибай, причастность к событиям возвышает чувства читателя.
- Вопрос о современности пусть останется открытым. Многие писатели перешагнули понятие времени, - напирал муж.
- С необычностью и наполненностью образа ты не споришь.
- Не спорю, но лучше приводить примеры.
- Изволь: "Я волком бы выгрыз бюрократизм -
К мандатам почтения нету..."
Или: "У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том..."
Лермонтов: "Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом..."
- Образ сочный, вторая строка у Михаила Юрьевича ущербная, не кажется тебе?
- ...Да ты прирождённый критик! Нам стоит заняться разбором наших произведений.
- Зачем?
- Ты считаешь, всё написанное тобой не может быть улучшено?
- Нет, не считаю, но как-то не задумывался...
- В следующий раз займёмся критикой друг друга...товарищ.
- Хорошо, мой любимый "потребитель" поэзии. Хочу заметить, что твои аргументы годятся и для поэзии, и для прозы, и для публицистики. Я же говорил о стихах.
- Не понимаю, почему мы раньше не схлестнулись на почве литературы.
- Почва, видимо, была скудная, и время не пришло.
- Ладно, мой милый дуэлянт, эту партию ты выиграл - прошу пощады.
- Поцеловать её что ли, - как бы вслух подумал Серафим, - вдруг на эмоциях получу любовное послание...
- Девочки! - вскричала Ева.
- Да, мама.
- Папе надо угомониться, поиграйте с ним в чего-нибудь спокойное, иначе, он не уснёт, а нам завтра на работу...
- Женские приёмы с детства нам знакомы, - засмеялся Серафим, уводимый Антошкой.
(Прод. след.)
Свидетельство о публикации №223051900933