Мама

Огромная благодарность моему замечательному соавтору Михаилу Сборщику
За оказанную помощь в выпуске этого материала.
http://stihi.ru/avtor/michelmon


   С утра Сергей ходил в приподнятом настроении. Наконец-то, его поставили главой компании. Он работал в компании тестя больше двадцати лет. Но, почему-то, к нему не было доверия. Он всегда говорил жене, что отец его недолюбливает.
   — Что ты - девушка, чтобы тебя любить? -  отвечала она, смеясь.  – Ладно, не дуйся, я обязательно поговорю с папой.
    Вот с тёщей  у Сергея был полный ажур. Она всегда вставала на сторону зятя, не давала мужу давить зятя.
   — Василий, мальчику и так не сладко, он молодым потерял родителей. Кто, как не мы, можем, ему помочь? - жена вообще была без ума от мужа. Вступление в должность решили отметить с размахом в самом дорогом ресторане. Приглашены самые близкие родственники со стороны жены, и, конечно, сотрудники. О том, что в глухой деревушке у него есть мать, мужчина не разу не вспомнил.
   Сергей у неё единственный сын. Муж рано ушёл из жизни, оставив её одну с ребёнком. Когда сын уезжал учиться в город, она умом понимала, что для молодого специалиста в их захолустье не найти работы. Евдокия, уже тогда знала, что сын отрезанный ломоть, как будто что-то чувствовала. Уезжая на учёбу, сын обещал, что как только отучится, устроится, то и маму к себе обязательно заберёт. Но всё это были только слава. Ещё в стенах института он познакомился с девушкой из высшего общества Тамарой. И тогда их общение с матерью прекратилось. Парень придумал красивую историю о себе. Ему не хотелось, чтобы родственники его возлюбленной считали его не достойной партией для их дочери. Конечно, кто они, а кто - его мама. Обычная колхозница, одна воспитывала сына. Откуда у неё деньги. В учёбе он всего добился сам. Но, видимо, большие деньги тестя затмили ему глаза. Жена не раз говорила, что надо съездить на могилку к его родителям.
   — Сергей, разве твои родители заслужили того, чтобы после смерти быть брошенными. Наши дети тоже хотят поклониться могиле предков.  Разве ты мало зарабатываешь? Неужели, мы не можем организовать поездку в твой город?
   Сергей молчал, он просто, не знал, что ответить. Сколько раз он слышал от тестя:
    — Деревенщина - это нищета. Что они могут? Только водку пить, на это много ума не надо. У таких людей нет никаких перспектив. Где мы, а где они. Я, таким, и руки не подам. - Знал бы он, что его зять, тот самый, кого он так ненавидит. И, как всегда, тёща с женой встали на его сторону.
   — Папа, что ты привязался к Сергею? Что он тебе плохого сделал? На предприятии он лучший специалист. И это не твоя заслуга. Он действительно работает не покладая рук. И думаю, пора бы ему занять твоё место. Сына у тебя нет, я не претендую на компанию. Папа, пойми, ты давно не молод, - скоро восемьдесят стукнет. А ты никак не можешь бросить своё дело.
   — Дочка, да, как ты не поймёшь, это семейное детище. Сама знаешь, раньше компанию возглавлял мой отец. Теперь вот я стою на этом почётном месте.
   — Папа, не моя вина, что я не родилась мальчиком. И мне неинтересно, то, чем вы занимаетесь. Все претензии к маме.
   — Действительно муженек, хватит, что ты завёлся, - поддержала дочку жена.
   Это ли сработало или нет, но, сегодня Сергею несказанно повезло. Тесть на совещании сообщил всем о его повышении.
   — Я объявлю об этом дополнительно на праздничном вечере. Куда я вас всех любезно приглашаю

   Любой хотел оказаться на месте Сергея, но, ему повезло больше других. Радость переполняла его. Он даже не вспомнил, что у матери сегодня день рождения.  Как давно они не виделись?

   А в то время, старенькая мама ждала сына, долго ждала. Хорошо, рядом с ней были добрые люди. Могли поддержать в любую минуту. Евдокия часто засиживалась у соседки или, наоборот, та к ней в гости забежит угостить чем-то вкусненьким. Летом собирались на скамье возле палисада. Соседка делилась новостями, рассказывала о своих детях. Евдокия только слушала и головой кивала. Она тосковала по сыну. Каждый день рассматривала фотографии. Разговаривала с ним. Люди с сочувствием к ней относились. Кто знал Сергея, не понимал, как он мог так поступить с матерью. Молодой парень рос добродушным и послушным ребёнком. А теперь, что? Мать одна доживает свой век.
   — Ну, что, Евдокиюшка, опять никаких известий, - спросила Мария, соседка, увидев отходившею почтальона.
   — Может, его, и в живых нет, - но разве мать могла в такое поверить.
   — Ты его мёртвым видела, нет? Так что, не мели языком, почем зря. Так шел год за годом. Евдокия высохла вся от тоски. Даже умерла, держа в руках фотографию сына.
   — Господи, упокой её душу с миром, - причитала Мария, забежавшая накормить подругу. В последнее время женщина даже на улицу не выходила. В огороде соседка напросилась зелень, да картошку сажать. Что земля будет пустовать? За ней уход нужен, как за человеком. Худо-бедно, как могли, похоронили старушку. Все ушли с кладбища, а Мария осталась одна.
   — Ты хоть там, Евдокия, не переживай, теперь, наверное, встретилась с сыном. Был бы жив, дал бы о себе знать.
   Пусто стало в доме после похорон. Мария убралась в избе напоследок. Теперь она приходила, только, чтобы привести в порядок огород. Цветы, что раньше приходилось поливать, перенесла к себе. Жалко, пропадут. Что же делать с домом. Если будет стоять заброшенным, то быстро придёт в негодность. Ей бы только в огороде сажать, жилье у неё, и свое имеется. Детей в эту глушь не заманить. Приедут, помогут матери, наберут продуктов, и назад, до следующего приезда. Это бывает не так часто. Женщина стала присматривать за домом, чтобы мальчишки, не дай бог, пожара не учинили. Пожар - страшная вещь. Могут пострадать соседние дома. Её дом, как раз таковым и считался. Время быстро летит, прошло два года, после похорон. Мария ходила к подруге на могилку. Слава богу, кладбище недалеко от деревни, и ноги здоровые. В первую очередь своих умерших навещала, а потом, и к Евдокии напоследок завернет. Разговоры с ней вела, как будто она рядом сидит, и слушает её. Однажды ей даже показалось, что она действительно рядом, тогда Мария сильно напугалась. После, она ей снилась, говорила, что сына в том миру нет. Действительно, забыл он о матери, не навещает. И там её душа переживала за сына. Видать сильно любила она его. Только Сергей-то, этого не понимал, или попросту не хотел понимать. Мария решила испечь блины. Обычное дело, когда покойники снятся, их обязательно надо помянуть. В это время в гости приехала дочь, и сообщила новость, что она видела Сергея. Он выходил из дорогой иномарки. Знаешь такой холеный. Хвастался, что всё у него отлично, занимает высокую должность в компании тестя.
   — Это же надо, какой супостат, о матери ни разу не вспомнил. Чужие люди ходят за могилой ухаживают. Настенька, надеюсь, у тебя хватило ума не сказать ему, что Евдокия умерла.
   — Нет, мама, я не успела. Он куда-то торопился.

   На днях у Сергея намечалась вечеринка по поводу повышения. Он ждал жену. Тамара искала себе новое платье для вечера. В этот раз она ничего не выбрала.
    —  Кто эта женщина, что вы так мило беседовали. Мне на минуту показалось, что вы давно знаете, друг друга, - спросила, севшая в машину, Тамара.
     —  Да, так,  знакомая, - ответил Сергей, выезжая на проезжую часть.
     —  Что-то я не припомню таких знакомых в твоём кругу. Мне даже показалось, что она из деревни. Одета простенько.
      — Любимая, давай не будем о грустном. Она действительно из глубинки. Там живёт её мама.
    Но, при слове «мама», у него что-то сжалось в груди. Два дня он ходил сам не свой. При разговоре с женой был нервным и раздражительным. И в тот самый день, его, будто ударило током, возвращаясь из магазина, где они, наконец-то, прибрели платье. Оставалось заехать домой, чтобы успеть переодеться. Как всегда на дорогах пробки.
   — Какое сегодня число, - спросил он у жены.
   — Неужели, ты с этой беготней, забыл, какая сегодня дата. Сегодня отец при всех объявит тебя полноправным главой компании.
   — Нет, дорогая, об этом я не забыл. Ты прости меня, - мужчина резко затормозил, и схватился за сердце.      
   —  Что с тобой? Тебе плохо?
Сзади начали сигналить машины, чтобы им освободили дорогу. Пришлось прижаться к обочине.
     — Дорогой, тебе плохо? - ещё раз спросила жена. Может, вызовем скорую?
     — Нет, спасибо, мне уже легче. Любимая, твой муж, самый, что ни на есть идиот. Мне хочется умереть за свой поступок.
    Тамара гладила мужа по плечу, и успокаивала:
   — Ты просто устал, работаешь слишком много, думаю тебе надо немного отдохнуть".


   — Причём тут работа, - Сергей рассказал жене всё, о чём так долго молчал. Что он обыкновенный деревенский парень которых, так не любит её отец. Его мама жива, ведь на то время, он не знал, что она умерла, и что сегодня у неё день рождения.
   — Боже! Я всё это время жила с монстром. Променять свою мать, и на что? На счастливую беззаботную жизнь. Да тебе нет прощения. Что ты теперь собираешься делать?
   — Я прямо сейчас поеду, и буду замаливать свои грехи. Да, ты права, мне нет прощения, но моя мама меня обязательно простит.
   — Что ты скажешь отцу на своё отсутствие на грядущем празднике.
   — Родная, ты у меня женщина умная, думаю сообразишь, что сказать. Давай я тебя до дому подброшу, и в путь.
   — Подожди, я мигом, до магазина, и обратно.
   Вернувшись, Тамара несла в руках большой платок. Такие Сергей видел у цыган.
   — Это подарок твоей маме на день рождения от нашей семьи.
   — Спасибо жена, я бы и не догадался.
   — Может, вместе поедем, я за тебя очень переживаю. Если будут звонить, не будем брать трубку.
   — Нет, милая я один. Сам натворил дел, самому теперь и расхлебывать.
   Высадив жену у подъезда, он отправился за город. Время клонило к вечеру. Благо дорога была не разбита дождями. Всю дорогу мысли только о маме. Какой она сейчас стала. Седина, наверное, совсем покрыла голову. Мужчина на мгновенье представил её улыбку. Сегодня ты будешь самой счастливой на свете. Твой блудный сын явится к родному порогу. Мама, у меня хорошие новости, у тебя совсем большие внуки. Они будут рады, что у них появится бабушка, которую они ни разу не видели. Я заберу тебя мама из этой глуши, ты больше ни в чем не будешь нуждаться. Только бы ты меня простила.
   Луна в ночи сменила солнце, стало прохладно. Вдалеке показалась деревушка. Вот и родной дом. Света в окнах не видно. Наверное, легла спать. Мужчина вошел во двор, двери дома были закрыты. Он постучался в окно, но в ответ тишина. У Сергея снова защемило сердце. Под половиком на веранде он не нашёл ключа. Странно мама всегда его там оставляла, если куда-то уходила. Соседка Мария, она точно всё знает. Может быть, мама у неё в гостях. Тяжело здесь одной. У тётки Марии плотно зашторены окна. Только дворовый пёс залаял, и, гремя цепью, начал ходить по двору. Пёс, то лаял, то скулил. Так продолжалось, пока Мария не вышла на улицу.
   — Дружок, что ты разлаялся. Кто там, ну-ка, уходите отсюда подобру-поздорову, пока я собаку с цепи не спустила.
   — Тётка Мария, это Сергей. Мама моя не у вас.
   Мария не сразу, но узнала голос Сергея. Пришлось выйти за калитку.
   -- Здравствуйте, явились, не запылились! Ну, что, заходи в дом. Что на улице стоять? Да и в ногах правды нет. Это ж, сколько тебя не было. Лет двадцать. Мать ждала тебя, каждый день ждала. Думала, приедешь, поможешь. В деревне мужские руки, ох, как нужны. А ты и носу не кажешь. Она ведь и адреса твоего не знала. Где ты, что с тобой? Мы думали, что тебя уже в живых нет. Только она верила. Сердце-то не железное. Не выдержало от тоски. Умерла она, уже два года, как похоронили. Я теперь за домом смотрю, иначе, детвора баловаться будет.
   Сергей стоял, хотел что-то сказать, но ком в горле не дал ему этого сделать. Мария подала ему ключ от дома:
   —  Возьми, всё равно ночевать придётся. Не ночью же на кладбище идти. Я утром тебе блинчиков испеку. Сейчас иди, отдыхай. Может, тебя накормить надо?
   Сергей отрицательно покачал головой, и пошёл к себе. Дома стояла удручающая тишина. На стенах висели фотографии старых лет. А на комоде, в гордом одиночестве, стоял мамин портрет. В него была вставлена его фотография.
 — Мамочка, моя, прости своего сына. Знаю, ждала, а я дурак забыл про тебя. Другую стал мамой называть, - мужчина гладил портрет. Ему бы выплакаться, да слёз не было. Он вспоминал детство, как было хорошо под маминым крылом. Евдокия была доброй женщиной. Просто так ругать не станет. Да и разве она ругалась. Нет, она просто садилась рядом с сыном, и объясняла, что так делать нельзя. У женщины это неплохо получалось. Учился Сергей на одни пятёрки, даже четверок не было. Если класс писал сочинение, то его всегда читали, как самое лучшее. Мама всегда гордилась сыном. Кто знал, что сын уедет, и больше не вернётся в материнский дом. «Мамочка, если бы я только знал, что так получится, если бы только знал. Нет мне прощения, родная. Улыбнись, прошу тебя, - говорил он, глядя на фотографию. – Отругай, мне станет намного легче». Сергей так и уснул с маминым портретом в обнимку. И только утром, Мария поставила его на место
   — Пора вставать, я уже завтрак приготовила, пойдём, накормлю. Потом на кладбище сходим. Обычно это до обеда надобно делать. После обеда покойников не поминают. Пойдём, умыться тебе надо, здесь воды нет. У меня в рукомойнике всегда найдётся. Надеюсь, не забыл, как это делается.
   До кладбищенских ворот доехали на машине, но до могилки пришлось идти пешком.
     — Мамку твою рядом с бабушкой похоронили. Оградки нет. Земля сильно проваливается. Ничего я не могу сделать. Здоровья у меня хоть и много, а силы уже давно не те
    Когда пришли, Сергей упал на могилку, не стесняясь, соседки. Загребая землю руками. Тут уже и слезы хлынули градом. Сергей не кричал, а скулил, как беспомощный щенок.
   — Поплачь, милок, поплачь. Не скоро тебе ещё легче станет. Надо было хоть цветочки у меня в огороде сорвать. Вот я, дура старая, забыла. Ты знаешь, она мне часто снится. Теперь будет счастлива, дождалась.  Ты побудь один, я пока к своим схожу, здесь недалеко.
   Пока Марии не было, Сергей безутешно бился в рыданиях.
   -- Прости, мама. Я всё в последнее время делал не так. Не тому ты меня учила.
   — Полно уже, хватит, вставай, нам пора, - женщина пыталась его поднять, но разве это возможно. - Раньше надо было думать. Слезами ты её не поднимешь. Сейчас её душа рада, что ты её навестил.
   — Мы сюда всей семьёй приедем. Я обязательно покажу детям, где могилка их бабушки.
   — Она знала, что у тебя всё хорошо. Сергей, я думаю, Евдокия не умела злиться. Пойдём.
   Когда они выходили с кладбища, Сергей ещё раз обернулся.
   -- Мама, я всё сделаю, чтобы тебе там было хорошо.
    Уезжая, он отдал платок Марии.
   -- Спасибо вам за всё, за то что помогали маме в трудную минуту, и всегда были рядом. Потом взял с собой фотографии, хотелось показать детям, какой была их бабушка.

   Как только Сергей вернулся домой, жена накинулась с расспросами.
   — Любимый, давай, рассказывай, как там тебя встретили. Как маме понравился подарок? Мама, наверное, сияла от счастья при встрече.
   — Нет, дорогая. Её больше нет.
   — Как нет? Ты это о чём?
   — Она ушла в мир иной. Вот уже два года назад. Я, и только я, виноват в этом. Если бы я её не бросил, она бы ещё пожила. Мы обязательно съездим  на её могилку. В деревушке остался домик, за ним соседка любезно согласилась  присматривать. Знаете, какая там красивая природа. Жаль, я это слишком поздно понял.
   — Ничего, любимый, мы ещё наверстаем упущенное. Ты ведь у нас всё-таки глава компании.
   — Думаю теперь твой отец, вряд ли, захочет видеть меня главой своего детища.
   — Здесь ты ошибаешься, мы с мамой вчера доказали обратное. Ты это заслужил своими знаниями и трудолюбием.


      Марина Мальцева,
   гКрасноярск,19.05.2023г


Рецензии