Кавказ и Берже

Шора-Бекмурзин-Ногмов,
отредактированный и дополненный предисловием
от  Адольф Берже, президент Кавказской археографической комиссии, член
    парижское азиатское общество.

Лейпциг  Издательство Отто Виганда.
          1866 год.

БИБЛИОТЕКА РЕГЛА MONACENSIS
Вступительное слово.
Вся западная половина Кавказских гор и часть равнин, прилегающих к основному хребту, его ответвлениям и склонам, представляют собой участок земли, через который северо-восточный берег Черного моря от Керченского пролива до границ Мингрелии (на реке Ингур),

 через все русло рек Кубань и Малка, часть северного течения Терека и главный Кавказский хребет, от Военно-Грузинской дороги до горы Эльбрус,

был ограничен, за исключением нескольких незначительных народностей, из которых ниже будет рассказано о двух основных племенах горных народов, "адыге" и "Азега", или "абхазский", населенных двумя основными племенами горцев.

Территория, которую до сих пор занимали эти народы, имеет следующий характер: в ее южной половине, ближе к Черному морю, от Эльбруса (18 572 фута над уровнем моря) в северо-западном направлении тянется главный Кавказский хребет, высота которого неуклонно снижается окружности, так что в верховьях рек Мзымта их вершины находятся ниже линии снега
 (11,000 ф.

Главный хребет спускается на юг к Черному морю крутыми лесистыми ветвями, образуя между ними узкие долины, по которым в море стекают многочисленные ручьи.

Альпийский характер местности теряется довольно рано, в верховьях рек Туапсе и Пшиш.

С северной стороны главный хребет, широко покрытый лесами, сопровождается несколькими параллельными низменностями, которые, постепенно понижаясь, переходят в широкую плоскую равнину реки Кубань, чтобы, двигаясь дальше на север, подняться в южнорусские степи.
С северных склонов горного хребта также берут начало многие, довольно значительные, потоки, впадающие в Кубань и образующие ее речной бассейн.
Характер района Западного Кавказа, трудность связи, разобщенность населенных пунктов, равно как и малодоступность побережья Черного моря из-за отсутствия подходящих бухт и заливов для мореплавателей, оказали мощное влияние на жителей этого района и, в то же время, вместе с другими, создали благоприятные условия для их проживания.

Причины, особый тип людей, которые не могут приспособиться и примириться с порядком.
Ранние исследователи Кавказа, такие как Паллас, Гюльденштадт, Дюбуа де Монпере и другие, разделяли жителей Западного Кавказа на столько особых народов, сколько отдельные племена встречались им на пути. Долгая часть пути лежит в стороне.

более точное этнографическое разделение их предложил нам Люлье, который долгое время жил среди жителей этой части Кавказа и на месте познакомился с их образом жизни и языком*). Люлье объединяет жителей Западного Кавказа следующим образом:
I. Адыге или черкесское племя.
1) Абадзехен.
2) Шапссуген.
3) Нодкуадш.
4) Кабертай.
5) Бесленей.
6) Мокош.
7) Кемги.
8) Хатюкай
9) Бжедуг.
10) Жан.
Кроме названных, существовали народные ветви, которые просуществовали недолго и, ввиду своей малочисленности, слились с другими. Такими были Чебейн, Хегайк, Четук или Адале и другие.
Перечисленные ветви адыхского народа проживали в следующих местах:
1) Абадзехи, расположенные на северном склоне Кавказского хребта, в долинах рек, впадающих в Кубань: 1) Сс-чагуаше или Белая ("Белая"), 2) Лаба, 3) Пшиш, 4) Псекупссе, 5) Вуанобат и 6) Ссуп, которые служат границей служил между Абадзехами и Шапссугеном. Количество абадцев можно подсчитать
*) Общий обзор районов, населенных горными народами, в частности черкесами, абхазами и другими соседними с ними народами, приведен Луллиером в "Воспоминаниях Каука". Раздел Русск. Том IV, 1857, стр. 173.


оценивается в 160,000 *). Дальше, за рекой Ссуп, к западу от Абадзехов жили
2) шапссугены (150,000) и следующие за ними
3) наткуадш или натухайзен. Они жили в горах и на равнинах, прилегающих к крепости Анапа. Численность натухайцев может достигать 40,000 человек.
4)
 Кабертайцы, или кабардинцы, одна из самых значительных народностей племени адыге. Она распадается на Большую и Малую Кабарду.
Большая Кабарда расположена между реками Малка и Терек и примыкает к осетинам на юге. Малая Кабарда занимает правый берег Терека до предгорий Кавказа и до реки Сунжа.
В настоящее время в стране проживает 41 000 жителей Кабарде.

5) Бесслены когда-то жили в бассейне Кубани на землях, орошаемых реками Ферс, Большой и Малый Теген и Воарп.
6) Мох занимал территорию, орошаемую ручьями Чечеурадш, Белогяк и Шед.
7) Кемгуй и Темиргой. Это народность занимала территорию между Кубанью и нижним течением Лабы и Белой.
8) Чатюкай, народность, ранее жившая между реками Белая и Шиш.
Численность четырех последних народностей достигала
35,000 голов обоих полов.
*) В 1861 году, когда абадзехцы подчинились России, их насчитывалось
100 000 человек.
9) Бжедуген. Они населяли равнины рек Пшиш и Псекупс. Их количество можно оценить в 38,000  человек.
10) Жанцы, или жанеевцы, некогда могущественная и многочисленная народность, остатки которой несколько лет назад распространились на остров Каракубан, образованный двумя рукавами реки Кубань и называемый казаками Черного моря, в 10 милях ниже Бшедучена.
II. Асега, или Абхазские народности.
Это племя состоит из следующих ветвей народов :
1) Ссадсен или Джигетен (11 000 душ).
2) Абссуа или Абхазия (80,000).
3) Самбал или Зебельдинер (8000).
4) Малые абхазские филиалы:

Баракай, Баг, Шегерай Там, Кизилбек, Башылбай и Бас-чог (называемые у татар алтыкесек). Их общая численность не превышала 5000 душ.
Первые три ветви абхазского племени жили на южной стороне главного хребта, в западной части Мингрелии; остальные, небольшие, но жили на северной стороне хребта, у истоков рек Кход, Уруп, Малая и Большая Лаба и Большой Зеленчук. Между землями, населенными с одной стороны натучашцами, с другой — джигетами, - на южном склоне главного хребта жило обособленное племя убыхен (20 000 душ).
Кроме того, на северном склоне главного хребта проживали представители следующих татарских народностей:

1) Карачаевцы - у истоков реки Кубань, у западного подножия Эльбруса, а также карачаевцы того же происхождения Чегем, Балкар и Уруспий
в горной части Кабарды (Балкария, как Пятигорские общества входили в Кабардинский округ (административный центр на Кавказе)  – оставаясь, сопредельными, но не более – Х.Т.)

2) Ногайцы в степной местности между Кубанью и Лабой*).

Примечание. Особо останавливаясь на черкесах, я не намерен подробно останавливаться на их политическом положении, но упомяну в нескольких словах о давней борьбе последних с русскими, которая привела к переселению большей части из них в Турцию.

Не только все население Западного Кавказа (черкесы), но даже ни одна из его народностей никогда не составляла единого сплоченного политического общества.

Каждая народность была разделена на большое количество отдельных союзов в соответствии с их семейным происхождением, гендерные союзы снова распались, за исключением отдельных семей, которые, в соответствии с их семейным происхождением.
*) С. Мой трактат: "Горские народы Кавказа и т.д." в книге Петерманна "Геогр. С помощью исцелений. 1860, Выпуск V, стр. 165-187.

Пользуясь случаем, я считаю своим приятным долгом выразить глубочайшую признательность моему уважаемому другу генерал-лейтенанту Генерального штаба Г. Я. Стебницкому, который много работает и известен как научный исследователь Кавказа, за то, что он поделился новостями, включенными в настоящее предисловие.

11-15
третичные рабы составляли первое звено социальной цепи.

В этой цепи союзов не было никаких государственных органов, муниципальных властей или гражданских связей, но община с самого начала была основана на общительном начале, которое заключалось в том,

что члены каждого семейного союза и его подразделений были привержены взаимной клятве и мести, с ответственностью перед другими иностранными союзами..
В каждом племени связь поддерживалась посредством народных собраний, которые созывались только тогда, когда в них возникала необходимость. Они носили чисто консультативный, а не управленческий характер. Споры, разногласия и разногласия, как между целыми народностями и отдельными объединениями, так и даже между частными лицами, разрешались арбитражными судами, состоящими из членов, выбранных индивидуально для каждого дела. Постоянных судей не существовало, за исключением мулл, к которым спорщики, по общему согласию, приходили для рассмотрения незначительных споров; духовный суд, учрежденный в стране исламом, не входил в число народных учреждений.

Черкесская и абхазская народности разделены на несколько сословий, из которых одни составляют аристократию, другие - средний класс, а третьи - зависимых рабов.

Кроме того, духовенство составляет особый, малочисленный класс людей, который не принадлежит к древним сословиям народа. Среди черкесских народностей аристократический элемент, т. е. князья и знать, имеет все.
Он потерял власть, но сохранил ее в более или менее значительной степени у абхазов. Но господствующее положение среди закубанских черкесов составляет чвачетли, многочисленный и могущественный народ, который лишил дворянство всех его привилегий.
При таком политическом устройстве жизни этих горных народов в каждой отдельной личности проявлялись безудержная свобода и произвол, поэтому отдельные народности находились в постоянной вражде и раздорах друг с другом и никогда не могли образовать самостоятельного политического органа.


Влияние Турции на горские народы началось в XVI веке. В течение столетий, во времена правления султанов Сселима II и Амурата III, они подчиняли себе Гурию, Имеретию, Мингрелию и Абхазию, но никогда полностью не подчинялись туркам, поскольку те никогда не могли проникнуть вглубь страны, а сосредоточились на оккупации некоторых прибрежных пунктов Черного моря, таких как: Поти, Вифиния, Поти, Ссучум-Кале и Геленджик.


В 1781 году Турция уступила Крым России, и границей обеих империй была признана река Кубань, а для ее обеспечения была проведена Кавказская оборонительная линия, состоящая из ряда казахских станиц и укреплений.

 Впоследствии закубанские горные народы начали непрерывную серию набегов и грабежей, вторгаясь на нашу территорию.

В 1828 году по Адрианопольскому миру Турция полностью отказалась от Западного Кавказа,
и именно на нем в 1830 году были построены укрепления на северо-восточном берегу Черного моря и взяты русскими войсками.

Однако, несмотря на все усилия российского правительства, отношения закубанских горцев с Турцией не прекратились: турки снабжали горцев некоторыми предметами потребления и, напротив, получали рабов, особенно женщин, которые заполняли их гаремы. При этом они усиливали фанатизм и ненависть к русским. Несмотря на это, наше влияние возросло; горские народы начали селиться недалеко от наших укреплений, заниматься земледелием, торговлей на нескольких обменных пунктах, построенных при укреплениях как на реке Кубань, так и на северо-восточном берегу Черного моря. Таким образом, среди закубанцев сформировалась довольно многочисленная партия, желавшая мира и дружественных отношений с русскими.
Развитие мюридизма в Дагестане в конце тридцатых годов и его распространение по Западному Кавказу, среди горцев, вызванное выходцами из Дагестана, такими как Хадши Магомед, Сулейман Эффенди и особенно Магомед Амин, усилило ненависть горцев к русским и сделало его священным в глазах первых. и религиозный.

Особого успеха в этой деятельности добился Магомед Амин, который в 1848 году был послан Шамилем к закубанцам.

В то же время он стремился объединить отдельные адыгейские народности
в единое политическое целое путем совместной организации, имея в виду исключительно борьбу с русскими.

С этого времени, т.е. с 1849 года, в действиях противника против России обнаруживается все большее единство. Разразившаяся впоследствии восточная война привела к усилению влияния Турции на горские народы, к которым были направлены агенты и вспомогательные подразделения; все это все более и более усиливало враждебность закубанцев к России. После окончания войны на Востоке начались усиленные действия русских против горских народов Восточного и Западного Кавказа, закончившиеся полным подчинением первых и пленением Шамиля в 1859 году. В результате Магомед Амин сдался в конце того же года и пообещал абадзехам и некоторым другим народностям Западного Кавказа, проживающим на северной стороне
Главная цепочка послушания. Но это ничем не гарантированное подчинение было более чем двусмысленным и давало этим народностям возможность причинить русским больше неприятностей, чем сделали бы открытые враги. Под видом мирных жителей они постоянно проникали через русские линии ради закупок и пропускали через них убыхов и шапссугенов.
Чтобы принудить все эти народы, не знающие никакого буржуазного строя, издревле живущие грабежом и постоянно подстрекаемые против русских эмиссарами и авантюристами различных наций, к посредничеству.

Правительство в 1860 году решило вытеснить их всех из горного и прибрежного региона на равнину левого берега Кубани, где им теперь было бы невозможно избежать надзора российской администрации, но постепенно заселить предгорья казахскими станицами.

Приступая к новому плану войны, российское правительство не имело в виду ни истребление горских народов силой оружия,
 ни изгнание их с территории Имперского государства; но, чтобы обеспечить их будущее положение, оно вместе с их численностью определило для их оседлости всю низменность на Кубани, так что, если бы не их численность, они были бы уничтожены.

по расчетам, на каждую душу приходилось бы от шести до семи десятин
(25-30 прусских акров) самой плодородной почвы во всей стране.

Но непредвиденные обстоятельства сорвали планы русского правительства и решили судьбу горских народов совершенно иным, беспрецедентным в новой истории образом.

До недавних восточных войн жители гор, подвластных России,
часто просили разрешения поехать в Турцию, совершить паломничество к могиле Мухаммеда или в торговых целях*).

Их увольняли почти без всяких ограничений, и, несмотря на это, число увольняемых ежегодно никогда не превышало 30 семей со всей страны. Когда в 99 г.
*) Из официальных справок по русскому инвалиду" за 1864 год.
11-15

16-20
началась восточная война, увольнения туземцев в Турцию прекратились. Когда война закончилась, довольно значительное число мирных жителей гор, которых удерживал длительный запрет, одновременно изъявили желание отправиться в Мекку.
 Таких любителей собиралось до 150 семей, или 1500 душ обоего пола.
Одновременный выпуск такого количества людей в иностранное государство не мог быть разрешен без предварительной договоренности с этим государством, поэтому правительство распорядилось по возможности ограничить их вывоз в Турцию и выпускать не более 80 человек в год.


Это ограничение сделало поездку в Турцию еще более привлекательной для горцев.

В то же время до них дошли слухи о переселении крымских татар, в народе появились прокламации от имени духовенства, призывающие всех верующих эмигрировать в Турцию, где якобы османское правительство окажет им самый радушный прием и где им будет несравненно лучше, чем в России, в которой они проживают. обрести жизнь. Муллы страховали народ, русские умышленно препятствовали эмиграции, намереваясь увести их от мусульманской религии, и прочее.

Все это вызвало такое брожение в народе, что в 1859 году глава кубанского края граф Евдокимов был потрясен просьбами мусульман разрешить им совершить паломничество к могиле Мухаммеда.

Принимая во внимание эти обстоятельства а чтобы предотвратить открытое восстание всего мусульманского населения, подвластного России, было дано разрешение беспрепятственно отпускать желающих совершить паломничество в Мекку общим числом, партиями не более 10 семей в каждой.

 Как только стало известно об этом решении, все намеревающиеся эмигрировать, без учета каких-либо ограничений или запретов, перестали подчиняться хозяину, отказались от своих вещей и начали уезжать в Турцию, уже не только с религиозными целями, но и исключительно для эмиграции, чтобы жить под надежной защитой правителя Турции.

Верующий, от которого они ожидали всего наилучшего, чтобы жить.

Остановить это движение силой было бы несложно; но такое массовое правление наводнило бы страну людьми, которые, продавая свое имущество, лишали себя средств к существованию и становились грабителями вопреки своей воле.

Кроме того, было гораздо выгоднее предоставить всем недовольным свободный выход и оставить в стране только тех, кто был доволен своим положением.

Наконец, можно было рассчитывать, что ближайшее знакомство с Турцией уничтожит нимб, который имя Чункара (Султана) создало для всех русских мусульман с помощью происков эмиссаров.

Таким образом, в течение 1858 и 1859 годов из кубинской провинции в Турцию эмигрировало 30 000 мусульман.
В 1860 году эмиграция из кубанской области прекратилась из-за слухов о
неблагополучии, постигшем ногайцев на территории Османской империи.

В 1861 году в соответствии с планом войны, принятым русской армией, были созданы новые казачьи станицы в верховьях Кубани, Лабы и реки Ход,

а в 1862 году, самом трудном за весь период последней войны русских с горскими народами Западного Кавказа,
им удалось, несмотря на отчаянное сопротивление, создать новые казачьи станицы в верховьях Кубани, Лабы и Ходи.,
которую он обнаружил со стороны врагов, объединенных общей опасностью, путем заселения казаками, с одной стороны, всех предгорий от реки Лабы до реки Белой; с другой стороны, занять оба склона горного хребта от Анапы до Адагума.

В результате все общины абхазских племен и все проживающие на правом берегу Белой черкесские народности оказались перед необходимостью либо полностью выполнить требование русских о переселении в отведенные им места, либо покинуть страну.

Кабардинцы, "из-за Лабы" в количестве 10 000 душ, часть бесленцев и темиргожцев, присоединились к русским и составили первое ядро транслабашских ауле (деревень), к которым начали присоединяться последующие переселенцы с гор; остальные часть переселилась на южный склон горы, а часть - в другие районы ". Горный хребет, частично переходящий в форт Абадзехен.

Переселенцы с Южного склона, так же как и те, кто отправился к абадж, недолго пользовались гостеприимством своих соплеменников
и переехали в Турцию в течение зимы.

В 1863 г. горские народы перестали оказывать упорное сопротивление русским; многие абадзехи и шапсуги начали спускаться на равнину к русским, и, вероятно,
остальные также приняли бы предложенные им условия подчинения, если бы не постоянно рассылаемые письма и воззвания, которые воодушевляли их и вселяли в них надежду на скорое появление иностранной державы.

 Если бы помощь была оказана, это бы возымело действие. На заре каждой луны они ожидали появления то французской армии, то английского флота и не знали, на что решиться.

Между тем русская колонизация с востока до реки Пшиш, с запада до реки Ил поставила абадцев в положение, совершенно невозможное для их дальнейшего переселения: осенью все они объявили себя подданными России; шапсуги в большинстве своем переселились на берег моря.

Прибывшая осенью в Убых группа из 40 европейских авантюристов с 4 пушками, выдавая себя за отряд поддержки, которого следовало ожидать, вновь разожгла их несбыточные надежды и затянула их нерешительность.

Вместо того чтобы покориться своей судьбе и использовать время, чтобы до наступления зимы устроить свое хозяйство на предоставленных им землях, они оставили свои прежние жилища и ушли в леса Главного хребта или на его южный склон, тем самым подвергнув себя всем трудностям кочевой жизни и отделившись от кочевых племен.*

Отдаленных мест, предназначенных для их расселения на Кубани. Их плачевное положение усугублялось эпидемией оспы, охватившей все побережье Черного моря, и голодом, вызванным неурожаем, поразившим убыхов и джигитов в 1863 году.

При таком положении дел, как только русские колонны только спустились с гор на южный склон, вся масса населения бросилась к морю, чтобы переправиться в Турцию, с берегов которой к ним спешили барки, прибывали пароходы и раздавались призывы, в самых ярких красках описывающие гостеприимство турецкого правительства и приветствующие его с распростертыми объятиями. все возможные ужасы угрожали тем, кто покорился русским.

Еще до прибытия русских войск на южный склон Кавказа началось массовое переселение горцев в Турцию, так что более 60 000 переселенцев были отправлены на родину.

С наступлением весны 1864 года переселение приняло масштабы, которые невозможно было предвидеть. Учитывая эти обстоятельства, правительство приняло все возможные меры для обеспечения переправки горцев в Турцию, оказывая денежную помощь самым нуждающимся, фрахтуя торговые суда, назначая для перевозки военные корабли, устанавливая порядок переправки на торговых судах и многое другое.
В течение первой половины 1864 года, по официальным данным, число эмигрантов составляло 318 068 человек; в 1858, 1859, 1862 годах
16-20
21-25
и в 1863 году до 80 000 душ, так что за все это время до нашей эры в Турцию переселилось до 400 000 душ; до настоящего момента можно насчитать от 450 000 до 470 000 душ.

Но из горских народов, живших на Западном Кавказе до границы Кабарды и Абхазии, осталось около 100 000 душ до н.э.: они проживают в трех районах вдоль рек Кубань и Лаба.

Все вышесказанное относится конкретно к горцам Западного Кавказа.

Что касается остальных ветвей племени адыгей, таких как кабардинцы, то они живут на своих прежних местах проживания так же хорошо, как абхазы, зебельдинцы и ссамурсаканы, ветви абхазского племени.

Такая беспрецедентная эмиграция целых народностей опустошила Западный Кавказ близко к полностью.

В политико-экономических отношениях то же самое не может иметь важных последствий, поскольку эти народности не давали гарантий прочного экономического развития; таким образом, с другой, научной точки зрения, эта эмиграция оставляет незаменимый пробел: наука лишилась возможности подвергнуть эти народы всестороннему изучению их характерных обычаев, обычаев, привычек, преданий, языков, в массе своей, в местах, где они оставили свои постоянные жилища с древних времен. Прошло много времени с тех пор, и где их моральный и физиологический тип изменился под влиянием местных геообученный графическим условиям.

В свете этих соображений, безусловно, возрастает интерес к новостям о бытии и сущности, например, о преданиях упомянутых народностей, на какой интерес со стороны читателей рассчитывает настоящая работа.

А. Д. Берже.

Онлайн перевод Хадиса Тетуева,20.05.2023 г.


Рецензии