Инженерных дел маслопупы

Как говорится, дело было вечером, делать было нечего. От слова "совсем". Втупую сидел перед экраном компьютера и терзал интернет-пространство с надеждой выудить хоть что-то познавательное. А так как на часах давно уже отметилась полночь, то все движения были вялотекущими, а взгляд уставших глаз мало сосредоточенным. Если еще точнее - сонным от желания прикорнуть и от благостного воздействия марочного коньяка.
Вот в таком состоянии поймал короткую информацию о том, что ушел в мир иной Юрий Руссиянов. Сначала подумал, мало ли таких однофамильцев моего товарища по учебе в военно-морском училище бродит по миру. Но углубившись в тему, понял, что речь шла именно о моем сокурснике.
Мы поступали в училище в далеком 1970-м году. Даже трудно поверить, что с той поры минуло более полувека, а если с арифметической точностью - 53 года. Нас, около двух сотен вчерашних выпускников средних школ из разных городов, собрали с одной, на первый взгляд простой, задачей - проверить, насколько мы подходим для того, чтобы через пять лет обучения стать офицерами Военно-Морского флота. Кто-то из нас мечтал об этом, а кое-кого призывали под знамена именитые родственники, отдавшие служению Отчизне свою юность и зрелые годы.
Не знаю, как Руссияныч, но лично я вовсе не горел желанием оказаться в строгих уставных лапах военных воспитателей. Признаюсь честно, что среди поступающих в военную бурсу я, скорее всего, был единственным, кто выпадал из общих правил. А единственным, кто знал об этом и был как раз мой тезка, который мало того был еще внешне похож на меня - такой же тощий, угловатый, смешливый и, как говорится, в каждой бочке затычка.
Забыл сказать, что в круг моего общения входил еще Славка Шпак. Вот с ним мы сблизились настолько, что практически с первых дней знакомства и, забегая вперед, последовавшие долгие годы обучения были неразлучными и закадычными друзьями.
Вспоминаю, как мы сдавали свой первый вступительный экзамен по физподготовке. Надо было пробежать трехкилометровый кросс по территории училища за определенное время. После второго километра мы, окончательно уставшие, присели в тени под деревом и продолжили бег трусцой лишь через пять минут. В итоге были последними, кто пересек финишную ленту.
Но на этом мучения не закончились и нас потащили к перекладине. Глядя на худого, но жилистого Юру, а заодно и на Славу, который имел солидный объем, понял, что мне в подтягиваниях за ними не угнаться. С Юрой мы одновременно повисли на металлической трубе. И о чудо – для меня – я «взметнулся» аж 4 раза, а он, к большому сожалению, нормативчик не выполнил. Хотя это была последняя строка в так называемых «Нормативах для поступления в военное училище».
Ну, и раз уж зашел разговор об экзамене по физической подготовке, то замечу, что в него входило еще и плавание.
Признаюсь, что преодоление водной стихии я впервые с большим трудом и опаской одолел лишь накануне в близлежащем пруду Екатерининского парка. Худо-бедно, но я переплыл по-собачьи от одного берега к другому.
Когда на экзамене меня вызвали в тройку для старта, с ужасом увидел, что нырять предстояло с тумбочки, а вот этот «выкрутас» был для меня убийственным испытанием, так как я мог тем или иным образом лишь  сползать в воду.
Но ничего не поделаешь: назвался груздем, полезай… на коробку. По команде с трясущимися ногами взгромоздился на тумбочку и, услышав свисток, упал в бассейн. Не сильно, но ударился головой о дно, как-то умудрился всплыть и оказался лицом перед преподавателем, который испуганно смотрел на меня и махал рукой, чтобы я продолжал плыть, но в обратную сторону от старта. Не буду тянуть время и лишь замечу, что из четырех абитуриентов, участвующих в заплыве, я был третьим, завершившим дистанцию. А последним оказался мой новый друг Слава Шпак. Вот такие пироги. Кстати, приняли нас в училище с условным сроком до первого настоящего экзамена по физподготовке. Грустно признаваться, но и его мы успешно провалили. И чтобы получить спасительную тройку, несколько часов скоблили сильно замызганный пол спортзала…
Все эти тонкости всплыли в моей памяти, когда отыскал в недрах компьютера фото Юры Руссиянова, а заодно и многих моих однокурсников. На одних фотографиях они лишь с несколькими курсантскими галочками на рукавах, на других с погонами капитанов первого ранга. Все успешно прошли весь путь беззаветного служения Отчизне на надводных кораблях и подводных лодках. В экипажах их зачастую шутливо называли маслопупами, ведь на их плечах лежала огромная ответственность по эксплуатации корабельного инженерного организма.
Себя не отношу к этой славной гвардии, потому что судьба бросила меня на другой участок – в военную журналистику. И все же мы единая военно-морская семья. Такой были, такой и остаемся до последних дней…

Юрий Смольянов,
член Российского Союза писателей и Союза журналистов России,
старший офицер в отставке ВМФ РФ


Рецензии