От Карамзина до Пугачёвой о повести Светланы Задул

С легкой руки писателя-сентименталиста Н. Карамзина тема бедной Лизы остаётся популярной и востребованной вот уже три столетия. На первый взгляд, повесть Светланы Задулиной продолжает череду подобных произведений.
Всё начинается с рассказа именно под таким названием - «Бедная Лиза», который молодая, амбициозная учительница по имени Лиза представляет в качестве своего творческого дебюта для вступления в литобъединение некоего провинциального города. Но на этом названии сходство с бессмертным произведением Н. Карамзина и заканчивается. Рассказ написан в ироническом стиле с элементами ехидства, как расценивает его сама героиня. Рассказ самокритичен и посвящён не любви, а мукам творческого процесса. Но магическая формула произнесена, код, заложенный в неё великим писателем, сработал, волшебные механизмы пришли в движение - Лизе даётся шанс. И она его не упускает! Очень ловко и изящно она заставляет «прекрасного принца» обратить на себя внимание, и тот, шаг за шагом, сначала идёт её провожать, потом приглашает в театр. Потом – на работу и постепенно-постепенно превращает её жизнь в путешествие Алисы по стране чудес.
Эта страна представляется волшебной только влюблённой Лизе, на самом деле, конечно, это обыкновенная Советская страна, как принято сейчас говорить, эпохи застоя. Жизнь молодой интеллигенции в этой стране достаточно подробно описана. Ей посвящены целые главы. Разберёмся, почему. В тексте встречаются слова «Шилялис», «Родопи», «Плиска» и подобные. Они моментально включают карту памяти у тех, кто помнит их значение, для кого они звучат магически, кто во времена их употребления был молод и счастлив… Вместе с героями повести мы уезжаем на электричке в Загорский монастырь, осматриваем памятники на Новодевичьем кладбище, радуемся удачной покупке дефицитной книги, спорим после закрытых просмотров о фильмах и режиссёрах до хрипоты, до момента, пока какая-нибудь «блатная» мещанка не обзовёт наш спор «чёртовым трепом»…
Изумительно точно изображено в повести своеобразие людей той эпохи. Тогда для большинства советских граждан мирно уживались рядом самиздат и комсомол, диссиденты и герои соцтруда, андеграунд и обласканная властью Людмила Зыкина. Так, Лиза ночью участвует в коллективном перепечатывании нелегально добытой книжки стихов Высоцкого, а днём не менее увлеченно снимает телепрограмму о юных стройотрядовцах, пожертвовавших заработок на создание памятника героям революции. Одинаково искренне.
Здесь важно подчеркнуть следующее. Сегодня заметно возрос интерес к тем временам, представители разных видов искусства создают многочисленные, пользующиеся популярностью произведения, герои которых, как правило, борцы с системой, свободолюбивые «стиляги», бесстрашные барды, по совместительству дворники и истопники. Заслуга же Светланы Задулиной в том, что она одна из первых на постсоветском пространстве показывает ОБЫЧНЫХ людей – не революционеров и пассионариев, но и не мещан и обывателей, - обычных порядочных, интеллигентных, без пафоса, критикующих власти под шуршание кассеты с еле слышной записью Жванецкого, не замечающих мелочи быта, старающихся делать свою работу творчески, стремящихся к новым знаниям, мечтающих о любви… В повести мимолетно проскальзывает тема гоголевской «Шинели», но герои С. Задулиной не маленькие люди, не ничтожные, не забитые и смирившиеся. Отнюдь нет! Обычные не значит ущербные! Каждый из них – личность, индивидуальность, неповторимый человек. В процессе чтения я не раз ловила себя на желании вступить в их диалог, продолжить дискуссию. А иной раз мелькала и мысль о том, что если бы наши политики почаще слушали таких, как эти, ребят, наша история могла бы развиваться по-другому; не ре-волюционным, а э-волюционным путем, без агрессии и насилия… Утопия, конечно… «Но ты увлекся, читатель! За мной!» (М. Булгаков)
Закрытые просмотры! Творческой интеллигенции они нужны были, как воздух! Просмотры фильмов великих мастеров, многие из которых так никогда и не появятся в прокате, сопровождались бурными обсуждениями. В отличие от своих друзей, профессионалов-вгиковцев, Лиза порой высказывала вполне себе обывательские мнения, например, о рассудочности творчества Андрея Тарковского. Автор повести, с характерной для неё ироничностью, буквально через пару страниц помещает в книге сцену, лучше всяких слов показывающую ошибочность суждения Лизаветы; сцена эта как будто скопирована из фильма «Зеркало»; великое счастье любви дарит Лизе ощущение невесомости, и она воспаряет под небеса, совсем как героиня Маргариты Тереховой…
«Но счастье длилось так недолго…» Очень скоро в жизни персонажей начинаются гладиаторские бои с судьбой. За любовь. А она у каждого своя. Любовь Лизы — самозабвенная и отважная, распахнутая навстречу счастью, вновь и вновь возрождающаяся при малейшем проблеске надежды. Люськина любовь — «правильная», каменная, по-животному эгоистичная ¬- она жена и мать, «она в своем праве». В этом её активно поддерживают родители героев - представители другого поколения, поколения, ходившего строем и нёсшего гордое знамя борьбы за рабочее дело. Для них вообще всё просто; любая любовь вне брака — разврат и аморалка. Они даже не понимают, как непоправимо ломают жизнь своим горячо любимым детям, бесцеремонно в неё вмешиваясь!
У Ларисы любовь – полная противоположность люськиной, «современная», «свободная», «без собственнического инстинкта». Так она надеется обмануть судьбу и приманить долгожданное счастье. Но и ей это тоже не удаётся.
А Сергей? Какая любовь у коварного соблазнителя и «изменщика»? А вот у него-то как раз самая жертвенная и безнадёжная, самая истерзанная. Сергей, как и его любимый Бузыкин - герой фильма «Осенний марафон», не в состоянии сделать решительный шаг и порвать с кем-то одним; либо с Люськой, либо с Лизой. Он наивно хочет, «чтобы всем было хорошо». Он мучительно ищет выход из заведомо безвыходного положения и катится по замкнутому кругу, который сам назвал «Клетка, белка, колесо» - такой маленький, лично для него вариант Сансары. Этот несчастный соблазнитель, безусловно, едва ли не самая трагическая фигура в повести. Он абсолютно одинок в своих проблемах, но не жалуется, молчит и курит. Лишь однажды его отчаянье внезапно прорывается наружу, и изумленная Лиза ужасается открывшейся перед ней бездне. Для других же он по-прежнему, «слабак»…
Итак, умная и совсем не «бедная» Лиза, столь решительно начавшая борьбу за счастье в начале повествования, в конце его приходит к выводу, что никто, кроме нее, не сможет завершить эту историю всеобщих потерь и страданий… Она заканчивает её победительницей – исчезает из города, выходит замуж - за итальянца, между прочим, вся - в шоколаде… А жалкий соблазнитель влачит серую семейную жизнь, находя утешение только в любимой дочери… Радуйтесь, феминистки! Справедливость восторжествовала! .. Почти… Если бы не эпилог.
В эпилоге «этот несносный автор» все опять переворачивает с ног на голову! Пресловутое колесо сергеевой Сансары, сделав за прошедшие много лет полный оборот, возвращается в исходную точку. Ничего не поменялось, но тайное стало явным. Получается так, что изменник Сергей все эти годы сохранял верность своей любви, а победительница Лиза на поверку оказывается скорее «бедной», чем успешной в плане сердечных дел… И опять любовь предстает перед ними во всей своей неотвратимости, бессмертная, как вирус, и во весь голос заявляет о себе словами популярного хита Аллы Пугачевой, что без неё, мол, им обоим, Земля мала, как остров и лететь им без неё, как вы сами понимаете, с одним крылом. И опять они оказываются в ситуации невозможного, но и неотвратимого выбора. И что же им теперь делать? Одно только на их месте мне пришло бы в голову. Слова альтернативного, и тоже популярного хита: «Сука-любовь»!
Однако несмотря на все драмы, слезы и трагедии, повесть читается легко и увлекательно. Чёткий, точный стиль изложения — в лучших традициях классиков русской литературы, по-хэмингуэевски ёмкие, яркие диалоги, неповторимое обаяние авторской иронии, мгновенно разряжающей напряжение и раскрашивающей действие неожиданными красками – вот вкратце факторы успеха этой повести не только у почитательниц женских романов, но и просто у любителей хорошей, умной прозы.
Наталья Стеблюк, режиссёр
прелистовие к книге "Лиза, Лиза, Лизавета или Повесть о любви и неверности", изд. Спб 2022г.

ПОСТСКРИПТУМ
Повесть “Лиза, Лиза, Лизавета” с этим предисловием была издана в Санкт-Перербурге в январе 2022 г.
Автор повести, моя подруга и давняя коллега по телевизионному цеху Светлана Задулина скончалась 20 февраля 2023 г. Последние пять лет жизни она боролась с болезнью, и успешно боролась, как верилось нам… Успела написать и издать несколько книг.  Но болезнь оказалась коварной. Кончина Светланы для всех нас, её друзей по всему постсоветскому пространству и за его пределами, оказалась неожиданной, несвоевременной и несправедливой. Светлая память тебе, Света!


Рецензии