Мне приоткрылись тайны мирозданья поэзия Оли Шилен

Поэт и художница Оля Шиленко родилась и выросла на берегу озера Иссык-Куль. Того самого озера, чьи воды — это воды Первичного океана, миллионы лет назад омывавшего Землю. Океан в своё время схлынул, а частица его задержадась в бессточной чаше среди гор на высоте более полутора километров. (Однако в таком случае непонятно, как на его дно, на глубину 708 м попали останки древней цивилизации, найденные в 2008 г.). Загадочное озеро, почитаемое у местных жителей как священное. Оно дарило и дарит вдохновение многим талантливым людям, посетившим его берега. Для Оли оно — магнитный полюс творчества , точка отсчёта нравственных ценностей.

Время сбора птиц и урожая,
час паденья листьев и семян,
Месяц молодой и сыт, и пьян...
Родина, прости, я уезжаю.
Ублажила ты меня дарами,
упилась твоей я синевой,
морем, свежим бризом и травой,
чем могу воздам. Возьми стихами.
Воспою тебя я синей птицей,
как лягушка проурлю ручьём,
и, нахохлясь сереньким сычом,
буду спать,
а ты мне будешь сниться.
Тропки, кущи, ивовые руки,
чистая, глазастая вода —
обняли мне душу навсегда.

Подобно Иссык-Кулю, который, будучи озером, проявляет порой все повадки океана, пейзажи в стихах Оли Шиленко — это не совсем картины природы. Это всегда фрагменты мироздания. И при этом они служат камертоном напряжённой внутренней жизни души.

Пока рубаха взмокшая просушится
На тамариске белым привидением,
Приляг на грудь пустыни и прислушайся
К её дыханью и сердцебиению.
Пусть колесо огромной звёздной полночи
Скрипит себе, не торопясь, и движется,
Ещё сорвут невидимые обручи
Бутоны, словно вспышки электричества.
Пусть продерутся меж ветвями музыки
Пугливой радости моей олени.
Прислушайся, не говори про грустное,
Запомни эти ночи предосенние.
В её поэтической вселенной природа всегда живая и чувствующая: «приляг на грудь пустыни и прислушайся к её дыханью и сердцебиению». Для передачи душевных движений метафора возводится в квадрат: «пусть продерутся меж ветвями музыки пугливой радости моей олени». На первый взгляд, это зримая картинка с ветвями, сквозь которые продираются пугливые олени. Но на второй взгляд, олени — это олицетворение робкой радости, которая прораастает в душе сквозь сплетение других чувств, обозначенных прекрасной и загадочной метафорой «ветви музыки». Природа здесь олицетворяет душевную жизнь человека, но и душа человека тонко чувствует вибрации природы, резонирует на их зыбкость и неустойчивость. «Прислушайся, не говори про грустное. Запомни эти ночи предосенние».
Каждое стихотворение Оли констатирует как естественную данность её родство с планетой и всей на ней живностью, даже самой незначительной: жуччками, бабочками, сверчками… Причем, сверчок в мире этого тотального олицетворения может оказаться в одной системе масшабирования, что и созвездие.
Сверчку сверлить небесную прямую
в загадочный бескрайний иномир.
Слились сентябрь и август в поцелуе,
бурлит горшком магический эфир.
О, что ему до музыки сверчка,
которой, может быть, века, века...
Сверли, сверчок, рассказывай реликт
пылинкам звёзд о том, как Бог велик.
И пусть глядит на Землю Орион,
как будто слышит её тихий стон.

С пространством и временем здесь происходят удивительные вещи! Трель сверчка, которую мы привыкли считать атрибутом летней ночи, легко и просто становится проводником «в загадочный бескрайний иномир». При этом сверчок так же вечен, как звёзды, равновелик им. Более того, он является для них своеобразным наставником : «рассказывай реликт пылинкам звёзл о том, как Бог велик». А звёзды наоборот уменьшаются до размеров пылинок, но кто может заявить, что эта метафора неорганична? Разве мы, глядя в ночное небо, не воспринимаем далёкие созвездия в виде пылинок?))). Между тем, на этом условном уроке Вселенная представлена нам как бы с точки зрения сверчка, уютно устроившегося на зиму в тепле за печкой. Что может быть прекраснее кухни, в которой жизнь ликует, как на картинах Ренессанса! «Слились сентябрь и август в поцелуе, бурлит горшком магический эфир»… Роскошные метафоры, подчеркивающие красоту и совершенство Божьего мира! И наконец урок заканчивается, реальные параметры пространства и времени восстанавливаются, но космос остаётся по-прежнему одухотворенным: «И пусть глядит на Землю Орион, как будто слышит её тихий стон»...
В другом стихотворении родство человека со звёздами доказывается, как теорема, с помощью научных фактов.

Что маленькие наши катастрофы,
трагедии, тщета вражды и строф?
Коль каждой ночью пред лицом природы
свидетель я вселенских катастроф.
О эти грандиозные мистерии!
Галактики в сто миллиардов солнц,
туманности и звёздные скопления,
где жизнь и смерть, рождение и сон.
Как умирают звёзды, как рождаются?
Не знаю я, но чувствую родство.
По меньшей мере в недрах их когда-нибудь
кипело жизни НАШЕЙ вещество.
То вещество,что стало тёплым телом,
прозрением и зеркалами глаз.
Лишь мысль в свой дом летает запредельный,
лишь мысль порою слышит божий глас...
Над Богом Бог. И над богами боги.
И над богами всех богов сверхсвет.
И бесконечно всё, и одиноко
летит Земли пылинка в пыль планет.

Точная астрофизическая картина мира поражает воображение грандиозностью своих мистерий, перед которыми столь ничтожен человек, который жизнь кладёт на какие-то дела, трагедии, за какие-то ценности… И вот на фоне этого немыслимого контраста звучит дерзкая мысль, что мы, мелкие, и громадные звёзды созданы из одной субстанции. «В недрах их когла-то кипело жизни НАШЕЙ вещество. То вещество, что стало тёплым телом, прозрением и зерками глаз». Стихотворение, подобно мирозданию, построено по типу фуги, исполняемой на органе, постепенно и торжественно набирает ход, раскрывается мощным крещендо:
«Над Богом Бог. И над богами боги.
И над богами всех богов сверхсвет». —
- и вдруг заканчивается нежным, беззащитным голоском флейты:
«И бесконечно всё, и одиноко
летит Земли пылинка в пыль планет».
Этот контраст грандиозности и беззащитности составляет одну из самых обаятельных тайн лирики Оли Шиленко.
В стихах о родине, детстве и близких он проявляется по-другому.

Необратим наш фатум. Мы другие..
В машине времени хочу ли я опять
Попасть в ту синь, в те дали дорогие,
Где пирожки печёт в избушке мать?
Где недостроен дом, отец в больнице,
У брата сыпь, нас дразнят пацаны.
Но синяя поёт о счастье птица
По радио, на зорьке для страны.
Меня не провожает в школу мама.
Одна — задворками, по роще, весела...
Святые, словно ангелы во храмах,
Встречаются мне жители села.
Какие люди были! — в шрамах оспы,
Корявые, увечные с войны...
Но ясные в глазах сияли звёзды.
В них было столько веры и весны.

.Картина, начатая смелыми мазками художника-импрессиониста, по мере чтения перевоплощается в суровый соцреализм — подчёркнутое внимание к непарадной стороне жизни, скромности быта, корявости лиц... Однако импрессионизм вновь возвращается, окрашивая всё неповторимым светом ностальгии. Становится ясно, что выделяя обыденные моменты жизни, поэт показывает, что в той, ушедшей навсегда великой стране доброта, надежда, уверенность в завтрашнем дне были привычной нормой. Эти простые ценности, от которых отрекается сегодня мир, ошалевший в конвульсиях постмодернизма, эти ценности — вечны. В этом состоит кредо Оли Шиленко. и за него она готова постоять.

Пусть за хибарку переплачено,
но жизнь в ней шла, как у богов.
Казалось, мы пустились в плаванье
меж островами облаков.
Светило узкое оконце,
менялись тени гор и слив
и кубометров сорок солнца
плескалось в доме, как залив.
К нам возвращались Григ и юность
и нам ночами не спалось.
Какие добрые июни
ещё испить нам довелось.
Пусть тыщи звёзд уже подслушали
о наших странствиях земных…
Но яблоко едва надкушено.
Я продолжаю свой дневник...

Вновь эти тропы прорастают из самой что ни на есть обыденности. Причем неказистость быта даже чуть преувеличена: хибара такая ветхая, что за нее переплачено. И одновременный смысл: такие непрактичные персонажи, что даже не смогли сторговаться по поводу убогого жилья. НО!.. дальше образы легко и непринуждённо поднимаются до космических высот. Меж островами облаков, через сорок кубометров солнца, которые «плескались в доме, как залив», переворачивая время («к нам возвращались Григ и юность...»), «испив добрые июни» - стихи доводят нас до «тыщи звёзд», которые «уже подслушали о наших странствиях земных» — буквально метафора на метафоре. А надкушенное яблоко в этом контексте — уже не только реальный фрукт, но и ньютоновский символ Познания, и в то же время библейский символ Запретного плода, плотской любви… Причем «яблоко ЕДВА надкушено», и всё самое интересное ещё впереди: «Я продолжаю свой дневник»...

В любовной лирике каждого поэта особенно ярко проявляются самобытные стороны его дарования. У Оли это — насыщенный метафорический стиль, контраст между микро- и макромирами, изменения пространства и времени в разнообразных пропорциях и, конечно же, ностальгические мотивы, когда прошлое просвечивает сквозь настоящее.

Погрузи меня в свою реальность.
Обрати меня в свою зарю.
Не гореть мне свечкою венчальной.
Серебристым явором горю.
Мне светло в твоей любви, как в храме,
И тепло, как в солнечном дворце.
Помню я, как жили светлой ранью
С пламенем блаженства на лице.
Пусть сквозит косой, слепящий ливень,
Как гиперболоид меж сердец.
Всё равно отчаянно счастливой
Жизнь несёт терновый свой венец.

Любовь в поэзии Оли Шиленко есть смысл и основа жизни; сила любви побеждает агрессию и хаос. Только любящий человек ощущает себя по-настоящему живым. А это побуждает поэта более пристально вглядеться в самого себя. Экзестенциально-философские мотивы проходят мейнстимом сквозь всё творчество Ольги. Самоосознание просто необходимо поэту сегодня, ведь в мире как никогда активизировались силы Зла. Постмодернистское разрушительное сознание, циничное надругательство над святынями, ложь в планетарном масштабе, поставленная на поток политтехнологами, — всё это ведёт человечество к гибели. Оля Шиленко видит предназначение поэзии в том, чтобы, утверждая идеалы Добра, предотвратить катастрофу, В этом состоит миссия её собратьев по цеху: «Поэты посланники неба. Однажды приходит их Свет» («Поэтам»). В каждом её стихотворении зашифрован мессендж — призыв к восстановлению гармонии мира.

Какое хорошее слово — света-ает...
Как робко в окно прибывает рассвет.
Светает, и снова земля, как святая.
Ни снов, ни чудовищ у разума нет.
Разорваны крылья, дракон улетает.
И нетопырь сгинул, и Дракула мёртв.
Светает, светает, Наташа, светает,
Звезда наша — Солнце
возвращается в порт.
Что можно сравнить с этим мигом, ей-богу!
Вскочить, распахнуть свою дверь в небеса
И тихо смотреть, как,грустя одиноко,
Глядят, угасая, Персея глаза.

Тонкий, акварельный пейзаж рассвета сопровоэжается ласковым олицетворением «И снова Земля как святая». Дальше идут воспоминания о ночных кошмарах с уродами и чудовищами. Набор этих чудовищ неслучаен: дракон с разорванными крыльями, нетопырь, Дракула — всё это атрибутика хорошо знакомой нам современной войны, где-то ассоциирующаяся с подорванным самолётом, где-то с татуировками, где-то с оценочными суждениями воюющих друг против друга братьев… Это страшные ассоциации, и, по версии поэта, если они не растают с рассветом, апокалипсис неизбежен. «Светает, светает, Наташа, светает...» — такой вот неожижанный оклик, по-свойски, по-житейски... На месте имени Наташа могло быть любое другое имя: Илюши, Серёжи, Никуши — ведь трагический раскол проходит сегодня через сердце каждого живущего. Поэт взламывает рамки жанра, стирает границы между искусством и жизнью, и, словно блогер в соцсетях, напрямую обращается к современнику: светает, ты слышишь?. «Светает» — это не только состояние природы, это то, что наступит после периода полураспада, после тотального морока наших дней. Это то, с чего начнётся новое Возрождение мира — на новой основе, с новым пониманием старых истин, вечных нравственных ценностей.
Однако в обществе до рассвета еще далеко, и кто знает, сколько испытаний и бед предстоит преодолеть. Осмыслению своих сил, своего места в этом противостоянии посвящены многие стихи Оли Шиленко.

ВЕКУ
Зачем ты так? Я фейсом не торгую,
ни лирой не торгую, ни душой.
Проклятый век, люби меня такую,
и не стирай совсем уж в порошок.
Пройдёт война, тщеславие и голод,
насытятся акулы у руля.
Не сгубит нас ни жар пустынь,
ни холод.
И не сойдёт вовек с оси Земля.
Типун на злой язык… Земля живая.
Она, как люди, не сойдёт с ума.
Никто её судьбою не играет.
Она играет судьбами сама.
А потому соломинкой в потоке
плыви, мой век, природу не гневя,
плыви, дыши и выживи в потопе.
Какой ни есть, а я люблю тебя!

Для Оли Шиленко, как и для всех поэтов, чьё творчество пришлось на эпоху перемен, тема века — одна из самых актуальных. В приведённом стихотворении её ответ на вызов века звучит не дерзко, но достойно. «Зачем ты так? Я фейсом не торгую, ни лирой не торгую, ни душой»… А, по факту-то, в наши дни требуется как раз обратное — всё на продажу: лира, душа, тело… Приходится проявлять стойкость, чтобы противостоять этому. «Проклятый век, люби меня такую, и не стирай совсем уж в порошок». Это возглас отнюдь не чемпионки бойцовского клуба, а хрупкой женщины, с отчаяньем осознающей свою слабость и одновременно убеждённой в своей правоте и силе духа. Она упрямо убеждает читателя, да и себя заодно, в том, что всё плохое пройдёт. «Пройдёт война, тщеславие и голод, насытятся акулы у руля. Не сгубит нас ни жар пустынь, ни холод. И не сойдёт вовек с оси Земля». Почему же поэт так убеждена в своей правоте? Потому что законы Вселенной на её стороне. И главным её союзником является сама Земля: «Она, как люди, не сойдёт с ума. Никто её судьбою не играет, она играет судьбами сама». Законы Вселенной неукоснительно проявляют себя и в сравнении масштабов бытия. Этот грозный наш век, стирающий нас-песчинок в порошок, поразительным образом сам оказывается всего лишь соломинкой в системе вселенских координат: «...соломинкой в потоке плыви, мой век, природу не гневя, плыви, дыши и выживи в потопе...». И вывод из всего этого — на первый взгляд, парадоксальный, но на деле единственно мудрый: «Какой ни есть, а я люблю тебя!». Здесь, как и в других стихах, её излюбленный, немодный ныне хеппи-энд не выглядит сентиментальным штампом из прошлого, а вызывает уважение и горячую со-эмпатию.
Благодаря таким вот стихам человек начинает по-настоящему понимать всю безграничную силу своей Души, своего Духа, своего Разума и своего Слова.
В этом и заключается харизма и магия поэзии Оли Шиленко. Именно поэтому её стихи актуальны и востребованы в наши дни.

Наталья Стеблюк, сентябрь,2022 г.
опубликовано в журнале "Простор", №9, 2023г.
фото Ольги Шиленко


Рецензии