Кто взорвал кинотеатр в г. Порхове в 1943 году?

У входа в здание почтового отделения г. Порхова Псковской области висит мемориальная доска, повествующая о героическом подвиге совершённом Чеховичем Константином Александровичем  13. 11.1943 года. Подвиг заключался в том, что был взорван немецкий кинотеатр, находящийся в этом здании. Погибло, согласно записи на доске, несколько сот немецких военнослужащих. Помещена на доске и фотография  самого героя – молодого мужчины с каменным лицом. Меня вновь заинтересовала история этого загадочного героя, так как  слышал разговор, что нашлись энтузиасты, которые добиваются через местные власти  , чтобы Чеховмчу посмертно присвоили звание Героя России. Нужно отметить, что Чеховичу было присвоено звание Героя Советского Союза, об этом писалось в газете Советская Россия в середине семидесятых годов прошлого века, но вскоре было снято, об этом тоже сообщалось в прессе. Надо полагать, по материалам следственных органов., которые не смогли подтвердить, что подвиг совершил именно Чехович. Я остался один из немногих, кто мог пообщаться с живым свидетелем того далёкого уже события. А может даже один. Это был Линкевич Владимир  Семёнови, работавший у немцев вместе с человеком, за которого выдавал себя Чехович, а именно,   заведующим кинотеатром. Но это звание вряд ли соответствовало его статусу. Немцы проводили все свои мероприятия без его участия. Но кино – это вид пропаганды.  Немцам нужно было пропагандировать силу своего оружия и внушать зрителю, что победа будет  за ними. Вот основной деятельностью заведующего кинотеатром  и было изготовление афиш, реализация билетов среди местного населения, пропуск зрителей по билетам в кинотеатр с помощью контролёра Володи Линкевича, моего знакомого. Разумеется, рекламировались художественные фильмы, а немецкая пропаганда была к ним в качестве бесплатного приложения При следственном эксперименте Линкевич и Чехович взаимно не узнали друг друга. Даже, в отличие от других претендентов на звание Героя, не узнал Чехович своего контролёра, когда Линкевича поставили возле двери, через которую тот пропускал зрителей в существующий во время войны  кинотеатр. Но допустим, что за 20 лет они так изменились, что не могли узнать, что были когда-то коллегами по работе , то есть  Чехович был тем человеком за которого себя выдавал. По рассказу Линкевича здание охранялось снаружи и изнутри. У гражданских лиц при входе в здание проверялись не только документы, но и содержимое их сумок и карманов. Иначе и быть не могло, ведь в здании помимо кинотеатра находилась служба безопасности СД, в подвале здания находилась гестаповская тюрьма, где содержали  и пытали пойманных партизан и подпольщиков. Но вот кинозрителей в кинотеатр пускали, не обыскивая, но зато после них тщательно обыскивали кинозал и  балкон. Чехович от других самозваных исполнителей диверсии отличался способом доставки взрывчатки в кинотеатр. Для этой цели он привлёк сестру жены, юную девушку.  Убедить немцев, взять дополнительную уборщицу он, видимо, не смог, поэтому он устроил её, как пишет в споем повествовании А. Крылов, почётный гражданин Порхова, без оплаты труда. Но если немцы отказали в трудоустройстве, то отказали и в пропуске в кинотеатр. Допустим, что пропуск Чехович достал каким –то другим способом, охранники бдительностью не отличались, и девушку с ведром пропускали беспрепятственно. Она передавала ведро с толом Чкховичу, которому из-за отсутствия на том момент лестницы с зала на балкон, под полом которого устанавливались заряды, нужно было с двумя шашками тола в карманах выйти из зала на улицу, войти в двери главного подъезда, где находилась внутренняя охрана. Допустим, что у него карманы не проверяли, но куда идёт и зачем, сказать надо было. Зная, что на балконе делать ему нечего, не пустили бы, придумать причину посещения, чтобы охрана ничего не заподозрила было не просто. Кроме того Чехович мог в карманах пронести не более 2 шашек тола, а девушка в ведре с водой больше, поэтому она и была привлечена, чтобы ускорить операцию, то есть Чеховичу сходить на балкон нужно было не не менее двух раз в день. А у немцев была другая задача - ограничить, а лучше вообще исключить прохождение гражданских лиц через территорию службы безопасности. По иронии судьбы, как только они это сделали, соорудив лестницу с зала на балкон, кинотеатр вскоре был был взорван.   Владимир Семёнович мне говорил, что занести взрывчатку туда, куда она была  уложена в необходимом количестве, было практически невозможно. – Но её всё-таки кто-то занёс – возразил я. – На это у меня есть своя версия. – ответил Линкевич.
- Возможно помнишь, что когда строили автодорожный мост, взамен временного деревянного, то в его опорах нашли , установленные нашими сапёрами, заряды для подрыва моста. – Конечно,  помню – ответил я – о них я впервые услышал от двоюродного брата моей матери Орлова Фёдора Васильевича, который работал на строительстве моста бригадиром. Более того, договорившись с ним, я ходил смотреть эти заряды. Они представляли внушительный штабель, сложенный из толовых шашек. Одну из них я взял в руки и прочёл «Год изготовления 1938» Это был тол советского производства. – Мост находится в метрах ста от здания – продолжил свой рассказ Линкевич -  Сапёры, заминировав мост, решили заминировать и здание. Оно пустовало. Учащиеся библиотечного техникума, которые там проживали, были на бессрочных каникулах. Здание пригодно для проживания, а имеющийся там зрительный зал немцам будет очень кстати. Таким образом , поставив себя на место немцев, они ни в чём не ошибись.- А вот, кто  взорвал кинотеатр, я не знаю. Мог и заведующий кинотеатром. Перед взрывом  лестница с зала на балкон была готова, где под полом были установлены заряды. Может бывший сапёр оказался в бригаде плотников, которая сооружала лестницу, совершив потом подрыв зарядов. Но это всё предположения. Кто взорвал кинотеатр, навсегда останется тайной.           ч               


Рецензии