Во власти ускользающего мига стихи Сагин-Гирея
о поэзии Сагин-Гирея Байменова
Когда Сагин-Гирея Байменова решением пленума Союза писателей Казахстана исключали из этого самого Союза, у него в активе было 7 изданных книг, руководство несколькими казахстанскими газетами и издательством «Гылым», звание членкора Международной Академии информатизации при ООН. Поводом для изгнания послужила критическая позиция Байменова по отношению к тогдашнему руководству писательского объединения и, в частности, статья в газете «Дат», где автор задавал правлению сакраментальный вопрос: «Где деньги, Зин?». Видимо, тема «нецелевого использования» общих денежных средств на чьи-то личные нужды интересовала только лишь одного Байменова, потому что делегаты пленума не пожелали выслушать ответы руководства на эти вопросы, а дружно турнули вопрошавшего из своих рядов.
Из интервью корреспонденту интернет-газеты «Общественная позиция» Алмату Азади.
Азади: Вы сейчас, наверное, пьете валидол или что покрепче с градусами, пытаясь «заглушить боль» от отлучения?
Байменов: (смеется) Напротив, я спокоен и даже немного весел, но не от вина, которое употребляю редко и не в таких случаях, а от смешанного чувства брезгливости и некоторого облегчения. Впору воскликнуть, как герой бессмертной комедии «Горе от ума»: «С кем был! Куда меня закинула судьба!» ».(«Общественная позиция» (проект «DAT» № 28 (156)
Шёл июнь 2012 г. До смены председателя правления Союза писателей оставалось 6 лет, до смены президента страны - около 10.
К чему я это вспомнила? Объясняю. Бывают поэты, скандально, даже шокирующе не соответствующие своим произведениям. Например, Франсуа Вийон, Артюр Рембо. Бывают такие, которые мистифицируют читателей придуманной маской загадочности или, допустим, «фам фаталь»: Зинаида Гиппиус. Бывают и те, кто скромно умалчивает в произвдениях о своём героизме, как, например, лорд Байрон, эстет и романтик в творчестве, погибший в 36 лет как участник войны за свободу Греции. И есть поэты, пишущие стихи как бы своей собственной жизнью и судьбой — Маяковский, Есенин, «шестидесятники». К этим пишущщим жизнью относится и Сагин-Гирей Байменов. Вот как он сам себя позиционирует.
Аристократ? Да что вы! Не люблю
вонючий ваш изысканный рокфор.
Все ваши "се ля ви" и "де жа вю"
возненавидел с некоторых пор.
И этот ваш притворный этикет,
придворные кривые штучки-дрючки.
Милее цыпки на ногах, колючки
в залатанных штанах из детских лет.
Мне это закалило плоть и дух
и отвратило навсегда от лоска
всех кабинетов, где разящий дух
карьер, продажности, низкопоклонства.
И комнаты отдельной дома нет,
куда б творцу порой уединиться.
Иду в поля, в сады... И белый свет
мне мастерская, кузница. Темница,
когда, зайдя в тупик, приговорю
себя к сраженью с внутренней разрухой...
...Нет, вы совсем не к моему двору.
И - как их там? «Аристократы духа»...
---
Конечно, назвав поэта аристократом духа, читатель имел в виду его духовность, самосовершенствование, благородство, широчайшую эрудицию. Но даже в таком переносном смысле поэт не приемлет аристократизм как класс. Сагин-Гирею в равной степени антипатичны и аристократия, элита потребительского общества, и чиновничество около-высших сфер, которое поэт знает не понаслышке, поскольку дважды был приглашаем на руководящие культурой должности и оба раза сбегал обратно, «на землю», в журналистику, редактуру. В качестве критерия истинных ценностей и антипода выступают странные, на первый взгляд, образы: «цыпки на ногах, колючки в заплатанных штанах из детских лет» и «поля, сады и белый свет» в качестве творческой мастерской. Две метонимии, тянущие из памяти читателей, родившихся ещё в Советском Союзе, огромный пласт ассоциаций про истинные ценности человека — а тогда они были духовными, и про счастливое детство — а оно у большинства было именно босоногим и не слишком богатым, но зато счастливым, благодаря всё тем же духовным ценностям, закладываемым в душу и родителями. и школой, и книгами, и многочисленными бесплатными секциями и кружками. Воскрешая воспоминания ребёнка, воспитанного в духе служения Родине, дружбы народов, морального кодекса строителя коммунизма, который, как известно, только названием отличался от Заповедей Христа и Сур Корана... Эта позиция праведника-бессеребренника даёт Сагин-Гирею возможность объективно и непредвзято оценивать окружающий мир, его настоящее, будущее и прошлое.
ЗОЛОТАЯ ОРДА
Говорят, приспели сроки
юбилеить - в честь Орды.
Что ж, шевелятся истоки -
неизбывны и горды.
Среди вертких, косолапых,
что бесстрашною ордой
мощно двинулись на Запад,
был мой пращур дорогой.
Он летел, стрелой пластаясь
на ветрах, резов и зол,
половчанин иль ногаец,
а скорей всего - монгол.
На коне, лихим кентавром,
он врывался в города.
И брала одним ударом
ошарашенных Орда.
И привольно воцарилась
аж почти на триста лет,
навязав ясак - как милость,
как броню от прочих бед.
Нет, то были не фашисты,
с кем сравнили в век иной
их, ордынцев, летописцы
поздней бойни мировой.
Я, конечно, предкам дальним
не великий адвокат.
Все же: был он либеральным,
гнет Орды века назад.
А иначе - как могли бы
вечность целую терпеть
эту власть, молчать, как рыбы,
те, в ком должен гнев кипеть?
Всем свой срок! И сковырнула
Русь ордынцев и Орду.
Время круто повернуло -
взяли их самих в узду.
И потомков продержали
в ней за иго то в ответ,
по истории скрижалям,
тоже в общем триста лет.
Мы за эти вот столетья
понавиделись всего...
И усвоить бы, что нету
счастья выше, чем родство.
Породнились! Жили-были
в веке прошлом - долгий срок.
У семьи пятнадцать крыльев!
Только сбил нас лжи поток...
Снова распри, недоверие.
Нам сквозь мутное стекло,
как Орде, клокам империи,
все пути заволокло.
...А История все учит
и устала нас учить.
Что ж нас так гордыня пучит?
Что ж не можем просто жить?
Просто жить - в любви и братстве,
спесь уняв племен и рас!
Сколько раз пытались браться!
Надо браться! Еще раз…
---
По объёму вложенной в стихотворение художественной информации это произведение можно назвать повестью в стихах. Начав с иронического выпада в сторону чиновничьего пристрастия к юбилеям — «говорят, приспели срока юбилеить в честь Орды» — поэт продолжает держать иронический тон почти до конца стихотворения. С иронией рисует живую, яркую, не лишённую романтизма картину завоевательских походов Орды. С доброй улыбкой вписывает в неё портрет предполагаемого предка. И с той же легкой иронией (но не забыв зацепить по пути саркастическим замечанием «летописцев поздней бойни мировой») предлагает читателю парадоксальную или, по меньшей мере, непривычную версию о том, что ордынцы были не такие уж жестокие, управляли колонией разумно, «навязав ясак, как милость, как броню от прочих бед», поэтому их власть продлилать триста лет, а не была свергнута раньше. К тому же была-таки кармическая «ответка» — власть российской империи над остатками бывшей Орды длилась «тоже, в общем, триста лет». Зато потом 70 лет жили одной семьёй. «У семьи 15 крыльев» — замечательая метафора 15 союзных республик! И здесь заканчивается ирония, позволявшая автору дистанцировать события подальше от сегодняшнего дня для лучшей объективности — «большое видится на расстоянии» (С. Есенин). Начинается и всё никак не закончится драма эпохи перемен. Но есть свет в конце тоннеля — великолепная концовка:
Просто жить - в любви и братстве,
спесь уняв племен и рас!
Сколько раз пытались браться!
Надо браться! Еще раз…
Экскурс в историю, как повод поговорить с читателем о насущном, о том, что волнует каждого нормального человека сегодня. С такой же глубиной и тщательностью Сагин-Гирей анализирует и события современности. Причём в оперативности и чёткости анлиза его стихи не уступают обзорам успешных колумнистов.
ЧЕЛОВЕК С ФРОНТА
После бодрых громких рапортов -
горький голос человека с фронта
Нету в нем пустопорожних слов:
только факты,
правда, что без фронды.
И подробности ее страшны
призраком для всех нас пораженья.
От отцовой, дедовской войны
отличаются теперь сраженья.
И не столько техникою, нет -
сколько духом бытия окопного
Правит здесь иной менталитет,
не "кацапы" здесь сошлись с "укропами".
Две угрюмых армии сошлись
с денежным в основе интересом.
Это их сегодня даль и близь
Остальное - кукловодов песня
А у этих на вражде-войне,
на семейственной, братоубийственной,
цели перспективные вполне,
обнаженная простая истина
В мясорубке темной извести
оба, с потрохами их, народа.
А потом хозяйничать придти -
на правах существ крутой породы
Высших повелителей, богов,
тех, кому назначена планета.
С фронта человек!
Он понял это.
И тем горше правда его слов.
В мире, где, как агнцев на закланье,
всех готовят, обдавая нас
океаном лжи, что на сознанье
наше льется каждый день и час.
---
Сдержаный, логичный, выверенный по фактам и свидетельствам очевидца, рассказ. Обратим внимание на главную особенность поэтики Сагин-Гирея на примере этого стихотворения. Оно ёмкое. Мысль отлита в цельную форму единственно возможной сцепки слов, как монолит. и для того, чтобы процитировать какой-то образ, нужно брать всю октаву.
Стержневой темой гражданской лирики Сагин-Гирея являются современные реалии Казахстана в его связях с миром и временем. Поэт неустанно, с разных сторон осмысливает стремительные события последних лет. «Мангыстау», «Кантар», «Памяти Арона», «Круговорот властей в природе», «Башне Кок-Тобе», «Нобелевка», «Наджибулла (к 34 годовщине вывода войск из Афганистана)» — названия, как заголовки газетных статей. События не просто констатируются, а осмысливаются с позиции диалектического материализма. Причём у музы поэта Байменова в руках не свиток и кифара, а фонендоскоп и сканер. Так уж устроено его социальное зрение, что под любым гримом и маскировкой оно фиксирует проблемы, несовершенства, недоработки. Диагностический нерв поэта безошибочно угадывает каждую из болевых точек и моментально начинает сканировать, насколько эта точка угрожает свести на нет позитивный эффект события или усилия по устройству нового, справедливого, процветающего общества.
Вот реакция поэта на отмену празднования Дня Победы в Казахстане с мотивацией, якобы, отсутствия средств. Фактор тревожности от такого решения усиливается тем обстоятельством, что молодые манкурты- политики, расценив запрет как негласное пооощрение их агрессивной националистической позиции, вытащили откуда-то канувшее было в небытие мерзкое слово «победобесие» и заявляют во всё горло, что празднование Дня Победы означает унизительную зависимость Казахстана от России… Манкурты и глупцы.
Стихотворение написано 9 мая 2021 г., но как будто вчера.
ИУДИНО СЕМЯ
Разведчикам блистательного прошлого,
обросшего кудрявым мхом легенд,
придется, видно, очищать от пошлого
налета лжи Победы монумент.
Он, Памятник - из праха убиенных,
из крови и жестоких ран отцов.
Но есть уже шакалы и гиены,
готовые к растлению Основ.
Они в газетах тявкают статьями,
зловонья подпускают в наш эфир:
мол, не согласны за кордоном с нами,
мол, остальной иного мненья мир.
Мол, что имеем ныне, победители?
И отчего встаем опять с колен?
А там, за океаном,все провидели:
пройдет полвека - и возьмут нас в плен.
Когда б не с праведным огнем и гневом мы,
когда б не вера в торжество добра,
и духа от провидцев этих не было б,
зияла б мироздания дыра!
...Отец мой тихо умирал, слабея
от старых ран, завещанных войной.
Как он стерпел бы эту ахинею,
глумленье над великою страной?
Ушел отец, позора не изведав.
Река времен обратно не течет.
И всем торгующим ценой Победы
героев внуки да предъявят счет.
Разбить хотело б Памятник до крошева
ворье с иудиным клеймом на лбу!
И сталкерам армагеддона прошлого
пытать еще военную тропу.
И пригвождать предателей, поганящих
святую память тех, кто укротил
всемирной Злобы ад
и на пожарищах
вновь сад разбил
и плод Добра взрастил...
---
В стихах Сагин-Гирея гневный пафос всегда сочетается с объективным осмыслением проблемы, с аргументированными доводами и конструктивными предложениями решения. Строгое, выверенное следование классическим канонам стихосложения, последовательная верность истине. убежденность в незыблемости вечных человеческих ценностей — таковы основы художественного метода Сагин-Гирея. В своих оценках он всегда опирается на документально существующий материал или факт. Он не увлекается моделированием новых форм стиха, созданием новых психолингвистических образов, , не любит вычурность. Он конструирует образы как бы из фрагментов самой действительности. Не интерпретирует, а фотогрфирует, показывает их читателю со всех сторон и, показав, делает логичный вывод. Его тропы (средства художественной выразительности) основаны не на фантазии автора, а на колоссальной концентации значенаий, смыслов, ассоциаций, упакованных в одном, небольшом объёме образа. Но читатель — вот парадокс! - воспринимает их легко, летуче, без усилий. Но потом, когда вынырнешь из захватившего тебя потока, ощущения такие, словно прочитал целую книгу с захватывающим сюжетом.
«Люблю людей» — сказал Сагин-Гирей в одном из стихотворений. Это означает: показываю их такими, какие они есть на самом деле, без ретуши и фотошопа. Портретная галерея поэта — это, на мой взгляд, жемчужина его творчества. Вот, например, баллада о перипетиях судьбы простой аульной почтальонши.
РОВЕСНИЦА
...Лицо в морщинах.
Покосился рот.
Глаза тусклы и стать нужда согнула.
Навстречу мне ровесница идет,
простолюдинка, женщина аула.
А ведь была иной года назад.
В другой стране,
с совсем иной моралью.
Аул ее был славен и богат.
Она носила почту.
Не орали
начальники, разинув злую пасть,
а чинно-благородно отмечали
ее успехи,
премии давали.
И кто б подумал, что могла б пропасть
такая работящая да бойкая,
когда ее так уважает люд,
когда семья затеяла пристройку
к большому дому -
дети ведь растут!
...Все рухнуло.
И стало не до писем,
не до подписки, не до телеграмм.
Стал Казахстан высок и независим.
Аул стал тоже:
выживает сам!
Закрылись почта, детский сад и клуб.
Директор обернулся местным баем.
Теперь надменнен и непробиваем.
И с черной костью неизменно груб.
Подались было дети в города,
да дикий рынок вышиб их оттуда.
Одна бы - как-нибудь,
а с ними трудно:
ведь есть-то надо.
А где взять? Беда.
...Не помнит, как перекосило рот.
А жизнь жестокая в дугу согнула.
Навстречу мне ровесница бредет.
Изгнанница родимого аула.
----
Ровный, полный сострадания, по-мужски сдержанный рассказ вызывает у читателя бурю эмоций — от жалости и сочувствия до негодования и гнева. Это и многочисленные подобные стихи Сагин-Гирея достойно продолжают традиции высокого гуманизма великой отечественной литературы.
В его портретной галерее много знаменитостей. При всём реализме изображения, при всей их популярности, каждый из них предстаёт в какой-то мере неожиданным для читателя. Поэт меняет точку зрения на человека, разрушая привычные стереотипы и лоск. Так, уважаемый даже после смерти М.С. Горбачёв, отец перестройки, оказывается предателем возглввляемой им страны, так и не осознавшим своего предательства. А.С. Пушкин, как живой, выступает с монологом (с прямой речью, от своего лица!) о проблеме преемника, о поисках личности, достойной своих предков. В.В. Маяковский («Маяк»), отдавший всего себя построению социализма, увековечивший свою трудную любовь в стихах, вдруг осознаёт по отношению к себе двойное предательство: со стороны и соратников, и любимой. По версии поэта, его решение уйти из жизни обусловлено именно этим. А сейчас предлагаю вам ещё один неожиданный портрет, давайте рассмотрим его подробнее.
ВЕНЕЦ
...Здесь, на мощном изгибе великой реки,
повернувшей на юг, чтобы к морю добраться,
он стоял на ветру и, всему вопреки,
возжелал оседлать времена и пространства.
Захолустье. Гора под названьем Венец.
Небывалое юношей мыслится Дело:
старый мир изменить и направить овец
взять за горло волков, душу вытрясть из тела.
И на этой, свободной от кривды, Земле
учредить и развить высшей жизни начала -
чтобы людям и в городе и на селе
созидания дружного Солнце сияло.
Он на это без вздрога судьбу положил,
вынес ссылки и тюрьмы, суды и гоненья.
Он мечтой этой праведной грезил и жил,
плотью вряд ли титан, но талантами гений.
Слом устоев прогнивших ему удался.
Но сказались борьбы и бессонницы годы..
И отравная пуля...Зато чудеса
сотворить бы оставшимся в царстве свободы!
Нет, пошло все не так. У преемников сил
без прозора его не на много хватило.
Ведь вздыхали не зря: " Вот когда бы он был..."
...Нет страны. Нет народа. Идею размыло.
И живем, под собою не чуя земли.
То ли в яви мы, то ль - в виртуале
И дороги вперед, разбредясь, не нашли.
Ну а путь, коим шли, заплевали.
Но когда-нибудь будет пора начинать
водворять. справедливость вселенскую снова.
Только нужен там гений. И где его взять?
Добровольно кто примет венец тот терновый?..
----
Стихотворение называется «Венец». Далеко не сразу читатель догадывается о том, что это не имя героя и не только головной убор, а еще и название горы в Ульяновске, а по сути, по главному смыслу, это «венец терновый» в трагической и благородной миссии, на которую обрёк себя герой стихотворения. Читатель также не сразу узнаёт в нём молодого Ленина, вождя революции. Почему его имя так зашифровано? Первая причина — художественная. Прежде всего, по настроению — это образец филигранной работы автора с концентрацией смыслов, с ассоциациями. Он как бы погружает наше подсознание в ту атмосферу подполья, в которой жили и работали будущие революционеры. Точно так же подпольщики долгие десятилетия, в период подготовки революции шифровали свою информацию и скрывались под разними личинами, именами. И у Ленина, и у Сталина, на самом деле, были другие фамилии. Так кто же стоял тогда на вершине горы Венец: еще Ульянов или уже Ленин? Это во-первых. Вторую причину можно обосновать вполне научно — психологическими законами восприятия. Дело в том, что короста штампов прочно наросла на это имя. В советское время это был толстый слой глянца и официозного раболепия перед идолом. В постсоветском пространстве, развернувшемся на 180 градусов от «светлого будущего» к обществу потребления, на это имя был наведен густой туман злодейства. В XXI веке, когда народы увидели «оскал капитализма» и популярность коммунистической идеологии вновь стала возрастать, возникла некая растерянность на этот счёт, чему свидетельством является отношение к судьбе мавзолея Ленина. Хотя, казалось бы, что тут сложного? Эмираты не сносят пирамиду Хеопса из-за того, что тот заморил тысячи рабов на её строительстве. Французы в самом Париже соорудили гробницу-пантеон Наполеону, который развязал захватнические войны и был наголову разбит русскими. Достоинство народа заключается в том, чтобы чтить свою историю, а не выбрасывать из неё куски и искажать в угоду политической коньюнктуре. Все эти сопутствующие соображения неизбежно возникли бы в сознании читателя при одном только упоминании имени Ленина. Но в том-то и дело, что весь этот вал ассоциаций не должен заслонить от читателя главный мессендж произведения. Поэтому поэт сначала озвучил свою важную идею, а потом постепенно подвёл читателей к разгадке имени. Идея следующая. Создание общества, основанного на справедливости — свободе, равенстве, братстве — эта вековая мечта человечества. Быдо много безуспешных попыток её воплотить. И осуществилась она пока лишь однажды, в одной, отделльно взятой стране, СССР. Осуществилась и даже продержалась 70 лет. А произошло это, благодаря харизме и гениальности этого человека, Ульянова-Ленина. Как бы кто к нему ни относился. По версии Сагин-Гирея, которая близка мне и многим читателям, подвиг Ленина сродни подвигу Христа и его венец такой же терновый, мученический. Кому под силу будет продолжить великое Дело — вот основной вопрос, который задаёт поэт читателям и самому себе.
В рассказе о любом поэте, невозможно обойти тему любви. А у Сагин-Гирея она особенная. Его вторая половинка — тоже поэт, Ольга Шиленко. Эта пара всю жизнь привлекает к себе общее внимание неразгаданной загадкой, как удаётся ужиться под одной крышей двум талантливым людям да ещё и одной профессии? В мире таких примеров единицы. Возможно, ответ заключается в том, что, если принять за аксиому тот факт, что их стихи как бы вырастают из самой жизни, то можно утверждать и обратное — может быть, они свою жизнь научились творить так же, как стихи? Судите сами. Вот короткий эпизод из начала их отношений, рассказанный Ольгой Шиленко корреспонденту одного из глянцевых журналов Елене Зинченко.
Оля, тогда ещё 18-летняя «книжная» девочка не могла остаться равнодушной к тому факту, что её поклонник знает наизусть чуть ли не всего Блока. Но её пугало несоответствие реального молодого человека (кстати, вполне симпатичного и пользовавшегося успехом у девушек не только из-за Блока) придуманному ею идеалу прекрасного принца. Она сбежала от него, а скорее, от себя на Иссык-Куль, к бабушке. И вот, буквально на следующий день жители всей акватории большого озера прочитали в самой популярной среди них газете «Иссык-кульская правда» любовное стихотворение, посвященное Ольге. То же повторилось на второй и на третий день. Дело в том, что Сагин-Гирей работал в то время журналистом в Джезказганской областной газете и не поленился наладить связь с кыргизскими коллегами, и каждый день посылал им для чевёртой полосы новое прерасное стихотворение. Красиво? Конечно! Какая девушка устояла бы? Неприступная крепость капитулировала на десятый день. Один из плодов этой капитуляции, которая на самом деле оказалась победой, предлагаю вашему вниманию.
ПОСВЯЩЕНИЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ
Я за тебя боюсь перед судьбой.
Я за тебя боюсь перед толпой.
И перед новой дальнею дорогой
Целую бледный, трогательно строгий,
Целую лоб иконописный твой.
И не ступил ещё я за порог,
Сквозь сумку греет мне ладонь пирог,
А сердце сведено такою болью,
Как будто бы шагаю в чистом поле
И тянется давно разлуки срок.
Не первый раз оно вот так болит.
Присяду, помолчу, прощально слит
С уютным домом хмелем перевитым,
С тобой, ко мне прильнувшей беззащитно,
Моя Лилит.
Любовь и долг между собой борьбу
Ведут.И нету на неё табу:
Уходят, как и встарь в поход мужчины --
И есть на это веские причины–
Испытывать дремучую судьбу.
(из книги НЕРАЗМЕННОЕ 2004г.)
---
И, наконец, ещё один штрих, который мне представляется важным для понимания самобытности поэта Байменова. Это своего рода автопортрет в ретроспективе времени. В нём поэт предстаёт неисправимым романтиком, ценителем многообразия жизни и увлечённым мечтателем. И здесь становится понятной, говоря словами Станиславского, сверхзадача его гражданской лирики. То, ради чего он с таким упорством чистит и чистит Авгиевы конюшни, вновь и вновь звонит в корабельные склянки, упрямо надеясь, что эти склянки окажутся не на Корабле дураков.
КОРАБЛИ НА ЗАКАТЕ
Хотел отец чтоб был я капитан.
Ну а меня поволокло в науки.
И вот, отбыв свой век, что был мне дан,
терзаюсь я сегодня сладкой мукой,
что не держал взаправду тот штурвал,
который в шутку мне давали в детстве.
Как много я на свете потерял,
блуждая в терниях несоответствий!
Служил радистом, и морзянки звук
из-под руки моей летел в пространства.
Был даже чином около наук
и вместе с ними по широтам странствовал.
И многими в судьбе перебывал
и много перепробовал, но только
ни разу взрослым не крутил штурвал
не то что лайнера - простой моторки!
Так получилось... Я не виноват!
Но каждый раз, как смертную усталость,
переживаю: Корабли! Закат!
Уходят! Без меня!
Не состоялась
как будто жизнь.
Родителя завет
теперь в сознании мечтою мечется.
Но тщетно.
Даже снов достойных нет.
Лишь на закате корабли мерещатся…
-----
В дни, когда готовилась эта статья, прошёл очередной съезд Союза писателей Казахстана. Был избран новый председатель и нарисованы новые волнующие перспективы для развития и поддержки всех талантов. Поэта, писателя, переводчика, публициста, редактора журнала «Современное образование» Сагин-Гирея Байменова на съезд в очередной раз не пригласили.
Наталья Стеблюк, май 2023 г.
P.S. В 2023 г. по инициативе вновь избранного Правления Союща писателей Казахстана Сагин-Гирей Байменов был восстановлен в Союзе писателей В 2024 г. приглашен на работу в ведущий литературно-художественный журнал Казахстана "Простор" на должность зав.отделом.
4 ноября 2024 г. получил Государственную награду Республики Казахстан "За заслуженный вклад в культуру".
опубликовано в журнале "Простор", №11, 2023г.
гравюра Евгения Сидоркина
Свидетельство о публикации №223052001425