Лицемерие и пропаганда в аниме-индустрии

Кто-то защищает аниме, а кто-то - демонизирует, обвиняя во всех смертных грехах, включая развращение подрастающих поколений. Впрочем, защитники аниме и сами не оспаривают наличие некоторых проблем, просто думают, что умеют отличать хорошее от плохого (хотя на деле это не всегда так); да и попробуйте назвать хоть один вид искусства, который не получилось бы использовать для развращения или оглупления людей! Не получится. С аниме также. Изначально оно было воплощением творческой свободы, ибо, касательно анимации, цензура в Японии куда слабее, чем в остальном мире. Противникам аниме должно показаться, что проблема именно в недостаточной цензуре, дескать - распоясались окаянные японцы! Но нет. Благодаря мягкой цензуре в ранних аниме было куда больше смысла, чем жестокости и разврата. Такая цензура позволяла создавать шедевры, какие не рисковали делать где-то на Западе, и даже более: именно на Западе всячески пытались "порезать" японские аниме, что, увы, иногда удавалось - и вместе с тем терялась часть смысла, а также изначальной Идеи произведения. Согласитесь: если вы создаёте взрослый проект с глубоким смыслом, то, уж точно, не станете подвергать его критериям "детской" цензуры! Именно поэтому большинство "взрослых" произведений по смысловой нагрузке качественнее "детских".

Конечно, помимо хороших аниме есть и сомнительные - без этого никак (ну, не каждому режиссёру дано быть гением!): отсутствие крепкой цензуры позволило выпускать произведения, в которых нагота, разврат и жестокость были не дополнением сюжета или средством донесения Идеи, а самоцелью. Однако, повторюсь, в случае крепкой цензуры не появилось бы и шедевров, ныне известных на весь мир; а потому и второсортные мультфильмы для взрослых стали "побочной неизбежностью" - хотя даже в них иногда прослеживается Идея, ради которой оные создавались. Да, когда-то индустрия аниме была, прежде всего, местом для самореализации, а не заводом для заработка денег. Но со временем... случилось страшное: КТО-ТО решил, что у аниме-деятелей слишком много свободы - и надо бы это исправить, ведь на рынок начали поступать произведения, транслирующие "не самые безопасные" Идеи, увлечение которыми среди населения Японии могло бы, ни много ни мало, подорвать основы японского общества и даже поспособствовать изменению менталитета "обычно послушных" японцев. В итоге, тревогу (тайно) подняли, но очевидную цензуру вводить не стали, ибо японские аниме слишком хорошо продавались именно благодаря творческой свободе, которой очевидная цензура лишь мешает. Вместо этого была придумана другая подлость: внедрение пропаганды, т. е. шаблонов, способствующих сохранению устоявшегося менталитета японцев. Так и началось великое противостояние Идеи с Пропагандой, и длится оно по сей день: две эти силы проявляют себя в различных франшизах, а то и разных произведениях одной франшизы, и ни одна из них не собирается уступать другой; при этом обе транслируют прямо противоположные образцы мышления и поведения в массы. Да-да, автор данной статьи - создатель новой теории заговора! А теперь смиритесь с этим, уважаемые любители и противники аниме; я же собираюсь подтвердить свои выводы несколькими наглядными примерами:

* Начну с такого аниме, как "Skip Beat!", или, по-нашему, "Не сдавайся!". Милая, весёлая и трогательная история о том, как обычная японская школьница покоряет шоубизнес. Сразу оговорюсь, что тамошний мир шоубизнеса - это вымысел от и до! Красивая сказка, придуманная ради соответственного сюжета для соответствующей аудитории. В реальности же всё куда менее привлекательно: и моральных ypoдов "на должностях" хватает, и требования к артистам иные, да и деньги решают всё (как бы банально это ни звучало), а потому и люди, работающие за идею, всегда в меньшинстве. Шоубизнес - это, прежде всего, бизнес, а уж потом - шоу. Так что настоящие девушки, росшие на историях о сказочных принцессах и решившие покорить шоубизнес, могут быть шокированы реальностью. Впрочем, моя претензия даже не в этом (всё же давно существует и другое аниме под названием "Идеальная грусть" / "Perfect Blue", показывающее настоящие критерии и сопутствующие недостатки работы в шоубизе). В "Skip Beat!" же есть одна... деталь, которая не даёт мне покоя, - она торчит, как... даже не знаю, что! При этом если убрать её из сюжета аниме, ровным счётом ничего не ухудшится! Это настолько необязательная, настолько чужеродная вещь, что мозолит глаза и заставляет задаваться вопросом: зачем её, вообще, добавили?.. Суть в том, что ГГ забила на школу ради покорения японского кинематографа; б0льшую часть сюжета она совсем не беспокоилась об этом, а потом вдруг осознала: "Ой, так я, оказывается, школу бросила! Непорядок, непорядок; надо исправляться!"; ну, и понеслось... То, как главгероиня подслушала разговор неких старшеклассниц, кичившихся своим статусом школьниц (да, нашли, чем кичиться...), то, как героиню пробило на ностальгию по школе, и то, с каким усердием она нагоняла пропущенный материал, дабы вернуться в школу, а также то, с какой лыбой впоследствии училась в самой школе, - всё это настолько наиграно, настолько чужеродно, настолько НЕ НУЖНО сюжету, что возникает закономерный вопрос: а зачем? Это же так сильно выбивается из основной истории, что не идёт ей на пользу! Почему появился этот филлер, всплывающий время от времени, на протяжении нескольких эпизодов, если других филлеров не было? А потому, что никакой это не филлер, а... пропаганда. Или повесточка, если хотите (да, в аниме-индустрии есть собственная повесточка, часто незаметная западному зрителю). Дело в том, что с точки зрения общества это... не совсем нормальное поведение - бросить школу ради карьеры; а потому нужно было показать, что главная героиня пожалела об этом поступке и захотела вернуться в школу с целью вновь чувствовать себя обычной старшеклассницей - хотя бы в свободное от карьеры время. Иными словами, ТРЕБОВАЛОСЬ продвигать определённое мировоззрение в массы, пусть оно и не шло на пользу сюжету - как и, впрочем, любая пропаганда. ТРЕБОВАЛОСЬ показать, что ГГ хочет быть такой же, как сами зрительницы данного аниме, - обычной школьницей; а потому "статусом" обычной школьницы надо кичиться... в смысле, гордиться! Сомнительное утверждение? Да, ещё какое сомнительное! Но аниме намекает именно на это; и неважно, что юные зрительницы смотрят "Skip Beat!" именно потому, что не удовлетворены своим статусом школьниц - и мечтают о лучшей жизни, вроде той, что связана с шоубизом в самом "Skip Beat!". Да, аниме, заставляющее зрителей пускать слюни на то, чего они лишены, НАГЛО заявляет, что любить нужно то, что имеешь (при этом продолжает дразнить зрителей, показывая именно то, чего лишены и о чём мечтают многие из них). Согласен, в данном примере трудно найти что-то плохое (даже если создатели аниме намекнули, что реальность важнее фантазий, а обыденность приоритетнее авантюр - что с того?..); однако дочитайте статью до конца - и вы поймёте, где "кроется дьявол".

* Теперь упомяну одно жестокое аниме под названием "Watamote", или, по-русски, "Не моя вина, что я не популярна!". Казалось бы - где там жестокость? Это ж комедия про неуверенную в себе школьницу, которая, вопреки своей сути, хочет быть бунтаркой! Да, вроде бы комедия. Но не всё так просто. Тамошний юмор строится по принципу испанского стыда, и это фишка самого произведения, которое максимально несправедливо к главной героине! На первый взгляд может показаться, что это она (и только она!) виновата в своих неудачах, ибо постоянно придумывает разные сомнительные авантюры, потому что НЕ ХОЧЕТ жить, как нормальный человек! (вот и получает по заслугам). А если я скажу, что у ГГ, в принципе, нет никаких разумных предпосылок, чтобы так чудачить?.. Сами посудите: главную героиню окружает хорошее общество: любящая семья и адекватные одноклассники, среди которых нет ни одного морального ypoда, а также безопасные реалии! С какой стати ей "сходить с ума", пытаясь выпeндpиться?! Её мир слишком идеален для того, чтобы cyмacбpoдить! Главгероиня словно родилась в НАШЕМ мире, скучном и жестоком одновременно, в мире бестактном и вместе с тем равнодушном, который затаптывает в грязь её мечты и надежды на лучшую жизнь, чем и провоцирует её на попытки к бунту! Но... это ведь не так: её родной мирок - один из лучших, какие только можно желать. Если бы она просто стала общаться со своими доброжелательными и ни разу не агрессивными одноклассниками, непременно завела бы друзей. Если бы систематизировала хаос в своей голове, непременно стала бы сочинительницей неплохих историй, которые продавались бы в виде ранобэ, манги, а то и сценариев к аниме; в этом ей обязательно помогли бы любящие родители! Так в чём проблема-то? Что так подкосило психику ГГ, из-за чего она боится всех и придумывает "обходные пути" с целью добиться желаемого, будто бы ЗАРАНЕЕ знает, что "в лоб" не получит ничего, кроме страданий? Ведь не было ничего, что могло бы сделать героиню асоциальной. Её даже не травили в школе. На слишком большую и сводящую с ума учебную нагрузку ГГ также не жаловалась. В общем, у неё нет предпосылок к тому, чтобы жить в мире грёз, сбегая туда от холодной, неприветливой и угнетающей реальности, ещё и пытаться время от времени "по-зверски" отхватить "дефицитное хорошее" от неудовлетворительного мира. Это НЕ ТО поведение, какое должно было сформироваться в родном мире героини. Её реалии слишком идеальны, словно были созданы ради большего контраста с ГГ; дескать "все люди как люди, одна ты неадекватная!". Понимаете, насколько это произведение несправедливо к ГГ? Понимаете, как жестоко оно высмеивает её? Запихнуть героиню с явной психологической травмой в "идеализированные" реалии, где ничто не могло нанести такую травму, и поступить так только ради большего бугага-эффекта - это НЕ смешно. У меня возникло впечатление, что данное произведение было создано исключительно ради высмеивания гиков, отаку и асоциалов, неспособных нормально взаимодействовать с обществом по вполне конкретным причинам (о которых "Watamote" не упоминает, дескать "это с вами что-то не так, ведь общество вокруг вас идеальное; ежели вы не осознали это, значит - сами дypaки!"). Намеренное унижение главной героини и идеализация её окружения - это, ещё раз, абсолютно несправедливый подход. Конечно, хорошо, когда есть аниме, позволяющее некоторым личностям "увидеть", как они порой выглядят со стороны; хорошо, когда произведение наглядно показывает, что такое-то поведение - НЕ норма! И всё же "Watamote", явно, перегнуло палку. Жестокие высмеивания ГГ - словно намёки, что зрителю стоит равняться на кого-то из её "идеального" окружения (а не на эту дypoчку!) и быть частью адекватного большинства, а не пытаться "выделиться" (она, вон, пробует, и ничем хорошим это не кончается!). Япония - в принципе, не та страна, где поощряется выделяться из коллектива; а "Watamote" - прямо какая-то пропаганда стадного инстинкта: стадо хорошее, а пapшивaя овца... пapшивaя (так что будь как стадо; ты ведь не хочешь, чтобы с тобой было так же, как с пapшивoй овцой!). В общем, одно из самых жестоких аниме на моей памяти.

* Далее - "Восхождение в тени"; хороший пример лицемерного аниме. Жанр - исекай (попаданцы). Завязка следующая: ГГ одержим идеей стать героем, причём в нашем мире он ведёт себя, как супергерой, - преступников не убивает, презирает огнестрел и творит добро на благотворительной основе. А потом попадает в альтернативный мир, где резко меняет приоритеты: огнестрел всё ещё не использует (т. к. вместо него можно злоупотреблять магией), зато преступников в корне не щадит - и каждая его антиразбойничья вылазка превращается в ту ещё резню. Ну, и денежки разбойников отныне тоже присваивает, да. С чего бы такая смена приоритетов? А с того, что сюжет испорчен пропагандой определённых норм поведения в японском обществе, из которого ГГ и начал свой "путь героя". Очевидно, КТО-ТО решил, что ГГ, незаконно убивающий бандитов и присваивающий ИХ огнестрел ради более продуктивного продолжения своей войны с криминалом, не научит молодых зрителей ничему хорошему. Зато на альтернативный мир японские законы не распространяются, так что там уже можно разгуляться на славу! Только этим и объясняется относительно трепетное соблюдение норм гражданского поведения в Японии и полнейшее пренебрежение теми нормами в другом мире. Да, в самом начале своего "пути героя" ГГ не убивает злодеев не потому, что искренне считает, будто так правильно, а потому, что "так требует пропаганда". Ещё раз: иного объяснения не найти! Хотел бы ГГ быть исключительно положительным человеком, ценил бы чужую жизнь, независимо от мира, в котором существует, и тамошних законов в отношении чужой жизни. А так получается лицемерие, рождённое пропагандой, которая НИКОГДА не идёт на пользу сюжету; пользу обеспечивает Мораль, а не пропаганда. Есть ли Мораль в "Восхождении в тени"? Хм... вряд ли. Ибо вышеупомянутая пропаганда превращает в бред даже мотивацию ГГ стать сильнее - дескать, бедняжка-ГГ, сколько бы ни тренировался, не смог стать сильнее, т. к. ограничен возможностями человеческого тела. Ну, что ж - сам дypaк! Ведь нормальное оружие и было придумано для того, чтобы обходить биологические ограничения; осознанно отвергать его и пользоваться ломиком (!), ещё и зачем-то щадить бандитов, когда внутри тебя живёт едрить-какой-кровожадный-бунтарь, не верящий в искусственные законы, - это биполярочка! К слову о биполярочке: ещё ГГ расстраивается из-за того, что не сможет стать опаснее самого мощного оружия современности - ядерной бомбы. Понимаете, насколько у ГГ сомнительные стремления? Ведь в реальности сама бомба - не враг, а всего лишь оружие; зато того, кто хотел бы воспользоваться ею, вполне можно победить, если правильно подготовиться (чего "любитель ломиков и японских законов" ГГ как раз не делал). И чем дальше, тем абсурднее сюжет: ГГ искренне хочет, чтобы его истинная сила оставалась в тайне, строит из себя недотёпу и всячески играет роль жертвы. Может, кому-то и было смешно от этого, но не мне; ибо это называется "пропаганда инфантилизма". В реальном мире - если ты скрываешь свои истинные способности, то НИЧЕГО не добьёшься; зато аниме с некоторых пор активно пытается убеждать юных (и не самых смышлёных) зрителей, что такое поведение - путь к успеху. "Мораль", которую хотят донести такие произведения, абсурдна - дескать "да, ты МОЖЕШЬ быть и успешным, и популярным, но это ещё не повод выделяться; и даже более того - выделяться НЕ НАДО: надо быть тихим, придурковатым и ТЕРПЕТЬ, а не возмущаться / привлекать чужое внимание!". Ну, чему такой посыл научит школьников НЕ из мира аниме (где у героев всё получается по воле сценария), а из нашего (реального) мира, где каждый - сам творец своей судьбы? Уж точно - ничему хорошему. Ибо это - очевидное деструктивное поведение, и скопировать его - значит, изуродовать себе судьбу. А знаете, в чём самый абсурд? Главному герою "Восхождения в тени" нет никакого смысла играть роль дypaчка, скрывая свою силу: он мало того, что сильнейший, так ещё и знает это. Но всё равно унижается - повесточка требует! Ведь показывать главгероя, который не проявляет традиционной для японского менталитета покорности, - не формат! Другой важный вопрос - зачем ГГ собирает "гарем" из сообщниц, с которыми даже интрижки не крутит? (серьёзно: его сообщники - это ТОЛЬКО девушки, причём ТОЛЬКО красивые!). Дело в том, что это аниме рассчитано на подростков мужского пола, которых нужно чем-то завлечь; а обилие красивых девушек, трущихся вокруг ГГ, способно заинтересовать пубертатных подростков. Заодно становится понятно, почему несовершеннолетний ГГ не проявляет естественного интереса к сообщницам (вполне готовым отдаться ему!): если аниме следует повесточке, то подобные половые связи - сразу табу! Японская повесточка НЕ одобряет половые отношения среди подростков, ибо ранний секс - огромный плюс к самоуважению (а это противоречит раболепным идеям повесточки); потому и аниме для подростков НЕ ДОЛЖНО показывать, что сами подростки имеют право на интим. Этакая попытка усидеть на двух стульях: девушки вроде и есть, но не можно. Если же подростковое аниме показывает обратное (да, и такое бывает), значит - оно следует Идее, а не повесточке / пропаганде. Постойте, но как же возрастные ограничения?! А с ними в Японии творится бардак! Порой нельзя понять, почему одни произведения рассчитаны на аудиторию от 12 до 18 лет, а другие - от 18 и старше. Например, "Человек-бензопила" - кровавое и жестокое произведение, но почему-то рассчитано на подростков; наверное, потому, что не показывает или не подразумевает наличие в сюжете интимных отношений. Тем временем как другое произведение под названием "Паразит", чуть менее жестокое, но подразумевающее интимные отношения м/у несовершеннолетними героями, уже предназначено для аудитории 18+. И при всём этом какой-нибудь "Дневник будущего", где есть кровище, расчленёнка, интим м/у подростками и даже сексуальное насилие над несовершеннолетними, позиционирует себя как подростковое произведение! Ещё и имеющее две версии экранизации, отличающиеся лишь наличием и отсутствием цензуры; первая предназначена для аудитории младше 18 лет, вторая - для зрителей старше 18-ти. Лично я не смог найти логику во всём вышеупомянутом бардаке с возрастными ограничениями.

* Наконец, Человек-бензопила. ОЧЕНЬ популярный в последнее время сериал с отвратительным главным героем, которого, тем не менее, многие зрители считают милым. Многие сопереживают его нелёгкой судьбе; хотя, если разобраться, этот парень сам превратил свою жизнь в ад, не постояв за себя, когда было нужно. Давайте-ка я перечислю краткие характеристики личности этого "героя": желания защищать себя от бандитских поборов - ноль, желания делать общество безопаснее - ноль, желания развиваться - ноль, самоуважения - ноль! Он даже согласился распродать себя на органы, лишь бы от него отстали бандиты (да, абсурд, я знаю). Верх его интересов - пожрать и пoтpaxaтьcя (последнее, конечно же, не удаётся, ибо ещё раз - повесточка!). При этом в конце своей истории (в манге) главгерой с довольной лыбой возвращается в школу после нескольких лет отсутствия. Ну... в школу! В то самое место, которое давно надоело целевой аудитории манги и аниме! И вот что это, если не пропаганда НЕПОПУЛЯРНОГО мнения среди основной аудитории "Человека-бензопилы", коей как раз являются подростки? Если оно так (а оно так!), то возникает вопрос: почему "Бензочел" продвигает непопулярное мнение, рискуя потерять доверие части аудитории, убеждённой в том, что школа - это НЕ круто? А именно потому, что многие подростки УВЕРЕНЫ: школа давно не даёт им жизненно-важных знаний, а заставляет зубрить то, что никогда не пригодится в реальной жизни (все по-настоящему важные знания, вроде основ математики и родного языка, уже получены; остальное - напрасная трата времени и нервов!); многие СОМНЕВАЮТСЯ в эффективности школьной системы, авторитете и даже уме (а то и здравомыслии) учителей. Повесточка же чувствует угрозу и принимает меры - зомбирует детей, чтобы они не прозрели. Зомбирует на протяжении ДОЛГОГО времени. И делает это при помощи МНОГИХ произведений, всячески намекающих, что не надо сомневаться в пользе школы! (тут-то вспоминаем оставленный в качестве первого примера "Skip Beat!"...). В данном случае "Бензочел" - почти что капля в море. У кого-то может возникнуть вопрос: а зачем всё это делается? Ну, если школа неэффективна, не проще ли признать проблему с целью исправить ситуацию раз и навсегда? Конечно, проще! Лично я уже не раз писал, как можно оптимизировать школьную систему и сделать её по-настоящему эффективной. Вот только политикам и их семьям это не нужно; им нужны не конкуренты, а рабочая сила. Вот школа и готовит рабочую силу - тупую и неконкурентоспособную (тем временем как у элиты свои школы, в которых изучаются по-настоящему нужные предметы); и так в подавляющем большинстве стран. Ура демократии! (сарказм).

Ну, как вам примеры? А ведь это далеко не все, что мне удалось найти; о других я упоминал в предыдущих статьях, и среди прочих были такие старые и известные аниме, как "Бродяга Кэнсин", "Триган" (который на проверку ещё и оказался плагиатом "Кэнсина"!) и даже "Тетрадь Смерти" - да, это всё повесточка! К слову, она не обходит вниманием даже аниме, рассчитанные на взрослых, - просто критерии чуть отличаются от подростковых произведений: во взрослом контенте интимные отношения уже разрешены, но "утверждённые" шаблоны мышления и поведения никуда не делись. Взять хотя бы франшизу "Маг-целитель", яро намекающую на то, что унижение - не просто норма жизни, но и путь к успеху; и якобы неважно, что тамошний ГГ осознанно и намеренно "наступает на одни и те же грабли": дескать - раньше он не знал, что будет больно, а теперь знает и готов к боли! (хотя иных вариантов действий оставалось огромное количество). Ну, или хентай - он тоже давненько создаётся с учётом повесточки, если брать во внимание большое количество слабохарактерных ГГ, которым перепадает "просто потому что" (стоит упомянуть хотя бы "Magical Twilight" бородатого 94-го); естественно, о том, как парням на самом деле нужно вести себя, чтобы им перепало, большинство хентайных произведений не расскажет никогда (ибо такое поведение уже противоречит повесточке!). По-моему, в индустрии аниме давно творится что-то нечистое, и, что самое плохое, это касается не только Японии; ибо вместе с аниме в другие страны экспортируется и повесточка, приучающая, например, к раболепию и стадному инстинкту. Нужна ли нам эта зараза? Нет. Радует хотя бы, что Идейные аниме всё ещё выходят, пусть и найти их стало сложнее. Думаю, в будущем я смогу выделить более конкретные критерии повесточки / пропаганды, чтобы можно было уже с первых серий определять вредные аниме. А до тех пор - держитесь)) Ну, или пробуйте сами разобраться в критериях, как вариант...


Рецензии
Ссылка на обещанное продолжение:

http://dzen.ru/a/ZO4ezINQ7T_RHzRS

(из-за обилия ссылок в новой статье она не подходит формату сайта "Проза.ру"; поэтому написана на Дзене).

Анатолий Зоренко   05.10.2023 22:13     Заявить о нарушении