Как я стала учителем

Работая более пятнадцати лет в образовании,  я никогда не задумывалась над  вопросом: "как я стала педагогом". Когда начала, писать эту статью, то была удивлена, что в роду я не одна учитель.
Мой дядя, Комаров Владимир Петрович,  учитель географии, сестра, Елена Гришаева - преподаватель ИЗО.  Папа - Тимошенко Николай Яковлевич - преподаватель в техникуме - дисциплины  автодело. Мама - Тимошенко Валентина Петровна учитель - физкультуры, Тимошенко Татьяна Николаевна учитель музыки. 
В детстве мы с сестрой часто играли в "школу".  Она на правах старшей,  давала мне задание в "роли учителя", я  выполняла в "роли ученика".  Помню, когда  пошла в первый класс, я это тоже расценивала  как некую игру.  И когда учитель дала задание заполнить "палочки", то, не  думая,  заполнила всю пропись до конца. Настолько я была увлечена продолжением этой игры. Маме пришлось покупать мне новую пропись, объясняя, что "игра в школу" закончилась.
Учитель музыки - болен музыкой с детства, и учится гораздо дольше, чем  любой другой учитель.  Пока выпускник школы будет  только думать  о поступлении в педагогический университет на учителя "математики" или "русского", будущий  учитель музыки к этому времени - уже окончил "Школу искусств". Он уже овладел игрой на инструменте, теорией, навыками хорового и сольного пения, умением публичного выступления на отчетных и годовых концертах. И потратил  на это ни мало, а целых семь лет обучения. Дальше идет музыкальное училище, (обучение четыре года), тот, кому повезет, может сразу поступить в Институт Искусств. Мне, ученице с одной четверткой по итогам школьного аттестата, удалось поступить в Омский Государственный Институт Искусств и Культуры (обучение пять лет). Вот и получается, чтобы получить специальность любого  учителя  нужно учиться пять лет в университете, а на учителя музыки, складывая все годы обучения  в школе искусств и университет -   двенадцать лет!
В свои студенческие годы я настолько бредила музыкой, что писала песни собственного сочинения. Подрабатывала на радиостанции, с другими увлеченными студентами давали бесплатные концерты на открытых площадках города.
 Что для меня означает профессия учитель музыки? Это возможность на уроках  импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем.  И конечно школа -   это самое интересное место для занятий с детьми музыкой. Моя цель как педагога - чтобы ученик сумел раскрыть свои таланты, способности, увлечь его искусством, тягой к прекрасному. Чтобы в дальнейшем он сформировался как духовная, высококультурная, и  нравственная личность,  способная к саморазвитию и самосовершенствованию. В своей работе   я  пользуюсь учебниками по музыке для начальной и основной общеобразовательной школы авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Содержание программ базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков и современных композиторов.  Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности:  необходимо интересно и увлеченно рассказывать детям о возникновении музыки, ее истоках, формах и жанрах,   композиторах.  Вести занятия по разучиванию и исполнению песен, давать теоретические знания в понятном  формате, вести различные виды внеклассной работы: концерты, олимпиады, фестивали, конкурсы.
Конечно, не у каждого ребенка есть слух, не каждый чувствует ритм и попадает в такт, есть те, кто имеет проблемы со слухом. В этом случае я использую индивидуальный подход,  где ученик может принести доклад и рассказать про композитора, его творчество,  сделать самостоятельно творческий проект о музыкальных жанрах и т.д. С учениками,  активно обсуждаю: какой характер у музыки,  какой  темп,  народная музыка прозвучала или композиторская? Какие образы возникли при прослушивании того или иного музыкального фрагмента. С  учениками начальной школы мы пробуем зафиксировать свое настроение, рисуя под  музыку. Дети  с  отклонениями  в развитии (коррекционные классы), совершенно  свободно  различают  и  характер,  и  темп,   жанровую основу музыки, потому что эта способность  у  них  уже  есть  с  рождения  и развита их повседневным эмпирическим опытом.
На уроках  дети меня сразу спрашивают: " Ну, когда же мы будем петь? " "А будем ли мы сегодня петь у доски?"
И в такие моменты, я понимаю, что у школьников  желание выплеснуть свое творческое начало, побуждает их к  действию - петь!
Хочет человек или нет, но музыка воздействует на него и оказывает  свое влияние. Это поднимает профессиональную ответственность учителя музыки в достижении высшей цели  - музыкального воспитания, об этом сказал еще педагог В.А. Сухомлинский. И эту статью я хочу закончить его словами:  «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».

Елена Тимошенко
2018г.


Рецензии