Как я стала учителем
Мой дядя, Комаров Владимир Петрович, учитель географии, сестра, Елена Гришаева - преподаватель ИЗО. Папа - Тимошенко Николай Яковлевич - преподаватель в техникуме - дисциплины автодело. Мама - Тимошенко Валентина Петровна учитель - физкультуры, Тимошенко Татьяна Николаевна учитель музыки.
В детстве мы с сестрой часто играли в "школу". Она на правах старшей, давала мне задание в "роли учителя", я выполняла в "роли ученика". Помню, когда пошла в первый класс, я это тоже расценивала как некую игру. И когда учитель дала задание заполнить "палочки", то, не думая, заполнила всю пропись до конца. Настолько я была увлечена продолжением этой игры. Маме пришлось покупать мне новую пропись, объясняя, что "игра в школу" закончилась.
Учитель музыки - болен музыкой с детства, и учится гораздо дольше, чем любой другой учитель. Пока выпускник школы будет только думать о поступлении в педагогический университет на учителя "математики" или "русского", будущий учитель музыки к этому времени - уже окончил "Школу искусств". Он уже овладел игрой на инструменте, теорией, навыками хорового и сольного пения, умением публичного выступления на отчетных и годовых концертах. И потратил на это ни мало, а целых семь лет обучения. Дальше идет музыкальное училище, (обучение четыре года), тот, кому повезет, может сразу поступить в Институт Искусств. Мне, ученице с одной четверткой по итогам школьного аттестата, удалось поступить в Омский Государственный Институт Искусств и Культуры (обучение пять лет). Вот и получается, чтобы получить специальность любого учителя нужно учиться пять лет в университете, а на учителя музыки, складывая все годы обучения в школе искусств и университет - двенадцать лет!
В свои студенческие годы я настолько бредила музыкой, что писала песни собственного сочинения. Подрабатывала на радиостанции, с другими увлеченными студентами давали бесплатные концерты на открытых площадках города.
Что для меня означает профессия учитель музыки? Это возможность на уроках импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно школа - это самое интересное место для занятий с детьми музыкой. Моя цель как педагога - чтобы ученик сумел раскрыть свои таланты, способности, увлечь его искусством, тягой к прекрасному. Чтобы в дальнейшем он сформировался как духовная, высококультурная, и нравственная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. В своей работе я пользуюсь учебниками по музыке для начальной и основной общеобразовательной школы авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Содержание программ базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков и современных композиторов. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: необходимо интересно и увлеченно рассказывать детям о возникновении музыки, ее истоках, формах и жанрах, композиторах. Вести занятия по разучиванию и исполнению песен, давать теоретические знания в понятном формате, вести различные виды внеклассной работы: концерты, олимпиады, фестивали, конкурсы.
Конечно, не у каждого ребенка есть слух, не каждый чувствует ритм и попадает в такт, есть те, кто имеет проблемы со слухом. В этом случае я использую индивидуальный подход, где ученик может принести доклад и рассказать про композитора, его творчество, сделать самостоятельно творческий проект о музыкальных жанрах и т.д. С учениками, активно обсуждаю: какой характер у музыки, какой темп, народная музыка прозвучала или композиторская? Какие образы возникли при прослушивании того или иного музыкального фрагмента. С учениками начальной школы мы пробуем зафиксировать свое настроение, рисуя под музыку. Дети с отклонениями в развитии (коррекционные классы), совершенно свободно различают и характер, и темп, жанровую основу музыки, потому что эта способность у них уже есть с рождения и развита их повседневным эмпирическим опытом.
На уроках дети меня сразу спрашивают: " Ну, когда же мы будем петь? " "А будем ли мы сегодня петь у доски?"
И в такие моменты, я понимаю, что у школьников желание выплеснуть свое творческое начало, побуждает их к действию - петь!
Хочет человек или нет, но музыка воздействует на него и оказывает свое влияние. Это поднимает профессиональную ответственность учителя музыки в достижении высшей цели - музыкального воспитания, об этом сказал еще педагог В.А. Сухомлинский. И эту статью я хочу закончить его словами: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
Елена Тимошенко
2018г.
Свидетельство о публикации №223052001501