Глава 3 Церкви Украины Часть 1-31 Памятник

ПАМЯТНИК

ГЛАВА 3 ЦЕРКВИ УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 1-31  ПАМЯТНИК

Напротив костела и минарета непременный нынче памятник Иоанну Павлу II.
На заднем плане типовая Георгиевская церковь (1851-61) в предместье Польские фольварки.
 
Для справки...

Значение слова ФОЛЬВАРК. Что такое ФОЛЬВАРК?
kartaslov.ru›значение-слова/фольварк

Значение слова «фольварк». ФОЛЬВАРК и ФОЛЬВАРК, -а, м. 1. Помещичье хозяйство в феодальной Польше, основанное на барщинном труде крестьян. 2. Небольшая усадьба, хутор (в буржуазной Польше, в Литве, Белоруссии и западной части Украины). ... Исторически в Речи Посполитой фольварк — наименование помещичьего хозяйства, в узком смысле слова — барской запашки. Фольварочная система ведения феодального хозяйства (в Речи Посполитой и некоторых других странах центральной и Восточной Европы) была связана с барщиной как основной формой феодальной ренты и называлась обычно фольварочно-барщинной системой.

И ещё - для "самообразования"...

В Каменец - Подольском есть районы, которые называются: - Русские фольверки и Польские фольверки.

Русские фольварки (Руські фільварки) — название появилось после того, как магистрат предоставил эти земли русской общине города. Само слово “фольварк” заимствовано с немецкого “forwerk” - “хутор”, “ферма”. И. В. Гарнага считал, что земли Русских фольварков вместе с землями современных поселка сахарного завода и Цибулёвки принадлежали в 16 веке Воскресенскому монастырю. В 16 веке здесь построены первые сооружения для хранения хлеба, овощей, скота и хозяйство назвали фольварками.

На начало 18 века на Русских фольварках начали селиться крестьяне. В 1905 года земли (524 морга) перешли в аренду еврею Мошку Берковичу, который платил за них 259 рублей арендной платы. Городские права поселению предоставлены в 1870 году.
В 1895 году Ефим Сицинский в книге “Каменец-Подольский: историческое описание” писал:
“В этой местности попадаются следы пребывания первобытного человека: в земле находят каменные орудия - топоры, ножи и др. Что же до исторических времен, то некоторые исследователи утверждают, что во времена Кориатовичей и раньше это место было заселено, что здесь существовал православный монастырь”.

В 1864 году Русские фольварки были переименованы в Мариинскую слободу. Между церковью и министерским училищем был столб с надписью “Мариинская слобода”, установленный в 1864 году. Но это название не прижилось.

Источник:
uk.m.wikipedia.org/wiki/Руські_Фільварки

С территории замка открываются замечательные виды на город. Если смотреть на Каменец-Подольский, по левую руку окажется исторический район Польские Фольварки. Можно увидеть Свято-Георгиевский собор, построенный в 1851-1861 годах.

Польские фольварки (Польські фільварки) — название возникло вследствие того, что эти земли были предоставлены магистратом польской общине города и там развивалось фольварковое хозяйство. Ещё бытовали названия Горные фольварки, Лядские поместья, Лядские гумниски. Название Лядские связана с этнонимомом “лях” (поляк). В 1864 году район был переименован в Александровскую слободу, но название не прижилось.

Источник -
Польские Фольварки - Каменец-Подольский
http://wikimapia.org›2480725/ru/Польские-Фольварки

И - последняя справочка о Польских фольварках и Георгиевской церкви......

К крепости с двух сторон примыкают Фольварки. Само это слово - не фортификационный термин, как можно подумать: так в Речи Посполитой назывались поместья. Соответственно и Фольварки, известные с 16 века - Польские и Русские, то есть принадлежавшие католическим и православным дворянам. В 19 веке на Фольварках были симметрично построены две церкви: Георгиевская (1851-61) на Польских и Покровская (1845-65) на Русских.

Георгиевская церковь - для русского глаза храм абсолютно банальный, но здесь смотрится непривычно и многим нравится.
Из-за большого размера она заметна особенно хорошо. Ракурсы бывают весьма интересными.

Свято-Георгиевский собор — кафедральный собор Каменецкой и Городокской епархии УПЦ МП, памятник архитектуры национального значения. Собор находится в городе Каменец-Хмельницкий (ул. Суворова, 54) Хмельницкой области.

Польские фильварки, ныне входящие в состав Каменец-Подольского, некогда считались городским предместьем, где господствовали предприимчивые горожане польской общины, обустроившие на обширных земельных наделах вдоль главной дороги приносившие немалый доход собственные хутора. Правда они же, как находящиеся вне городских укреплений хотя и под защитой крепости, попадали под первый удар врага.

Как и любое довольно крупное поселение (около полутысячи человек), Польские фольварки имели свой собственный храм, освещенный в честь святого Гергия-Победоносца. Хотя дата его основания доподлинно и не известна, но исторические свидетельства доказывают, что уже в первой половине XVIII века приход не только существовал, но и активно действовал.

Так в 1740 году между братством польско-фольварецкой церкви и настоятелем церкви святых Петра и Павла Иоанном Плисским разразилось настоящее противостояние за правообладание храмом, в ходе которого всеми правдами и неправдами выхлопотанный Святогеоргиевский таки остался в подчинении предприимчивого пастыря, хотя он и был вынужден взять себе в помощь викария Антония Онуфриевича для совершения богослужений во вновь приобретенном приходе (1744 год).

Лишь через двенадцать лет (1758) после вышеописанных событий польско-фольварецкая церковь вновь обрела самостоятельность, при этом особым документом в 1771 году каменецким магистратом за ней закреплялись обширные земельные владения в северном изгибе реки Сморич вдоль основной дороги к городу.

С установлением на подольских землях власти Российской империи в ходе второго раздела Польши церковная власть Каменец-Подольска входит в сферу влияния православия. В ходе процесса завоевания умов и сердец новых подданных Георгиевская церковь, в числе прочих униатских храмов, в скором времени (1795 год) стала одной из русских твердынь веры.

Более столетия просуществовала деревянная церковь на Польских фольварках, но время сделало все черное дело, превратив некогда крепкое здание в ветхое небезопасное строение. Очевидность невозможности дальнейшей эксплуатация храмовых помещений предстала воочию еще в середине XIX столетия. Тогда же и был начат сбор средств на новый каменный дом Божий, а уже в 1851 году закипело строительство под руководством архитектора И. Аксельруда.

В 1851—1854 годах строительство велось под надзором епархиального архитектора Антона Островского, а 1854—1861 годах сооружением занимались архитекторы Николай Кулаковский и Николай Корчевский.

15 октября 1861 года стало знаменательной для паствы Польских фольварок Каменца — протоиереем Павлом Троицким была освящена новая церковь с одним престолом во славу святого великомученика и Победоносца Георгия (хотя работы по оформлению растянулись полстолетия), а спустя два года (1863 год) свое место рядом с новым храмом заняла и колокольня, выполненная в том же стиле.

Через двадцать лет после открытия (1881-й) в северной части храмового здания был открыт второй престол в честь святой Софии и трех ее дочерей: Веры, Надежды и Любови.

В 1877 году был установлен новый иконостас, иконы для которого были написаны академиком византийской живописи Васильевым. В том же году был установлен дубовый пол. В 1884 году неизвестным автором были расписаны стены и купола. В 1911 году художник Д.Жудин расписал алтарь и предалтарную часть. Оформление фасадов сделано в соответствии с архитектурным декором церкви.

Приход советской власти и новые правила существования религиозных организаций в рамках государственной политики атеизма в 1920-х поставили приход Георгиевской церкви на грань существования, а закончились десятилетия притеснений закрытием храмового здания и передачей его на баланс спиртзавода в 1935-ом, который использовал его в качестве складского, установив перекрытие на втором ярусе. С 1936 года церковь частично использовалась для хранения зерна, позже — как склад соли.

Пройдут годы войны и мирного времени, здесь на семь лет обоснуется планетарий (с 1983), пока на смену семидесятилетию атеизма не придет эпоха возрождения духовности, когда храмовый комплекс на Польских фольварках в 1990 году будет возвращен православной общине Каменца, и не начнется новая страница в его истории, где будут восстановление прежнего облика и увеличения потока верующих, статус кафедрального православного собора и любовь прихожан…

В октябре 1990 года городской совет передал здание Украинской Православной церкви Московского патриархата. После возвращения церкви верующим в ней было ликвидировано перекрытие, которое образовывало второй этаж, установлен иконостас, в интерьере сделаны новые росписи.

Архитектура

Первоначально Георгиевская церковь представляла собой крепкое деревянное трехкупольное трехпрестольное (св. Георгия, св. Ильи и св. Софии) сооружение с колокольней над притвором. Причем общее количество колоколов храма равнялось пяти: четыре – на колокольне и один (самый большой) был установлен на прилежащем кладбище на столбах.

Сохранившееся же до наших дней здание постройки середины XIX века представляет собой типовой проект в неорусском стиле, рекомендованный для повсеместного строительства на просторах обширной Российской империи. Это пятикупольное одноаспидное трехпритворное (ориентированные на север, юг и запад) сооружение в плане представляет собой восьмиконечный крест.

Ее четыре столба являются опорой для высокого восьмигранного светового барабана с арочными окнами на котором покоится шатровый купол с луковичным завершением. Такими же завершениями подчеркивают общий силуэт четыре купола на углах пересечения основного кубического объема. Особый колорит храму на Польских фольварках придают псевдорусские акценты в виде щипцов и кокошников, люкарн и арок, полуколонн и перспективных арки.

Расположенная в западной части комплекса колокольня Георгиевской церкви является трехъярусным сооружением состоящим из двух восьмигранных объемов, покоящихся на четырехгранном постаменте первого яруса. Общее его оформление вторит стилю храмового здания и выполнено в том же псевдорусском стиле.

Исочник
Георгиевский собор в Каменец-Подольском — Памятники...
http://monuments.top›georgievskiy-sobor-v-kamenets-…

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии