Путешествие к Третьему Риму ч. 8

Рис. Халифат в 632 году

Ислам

Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке. Учение возникло на периферии двух агрессивных религий, иудаизма и христианства. Возникло на практически островном пространстве, куда ими были оттеснены язычники. Оттеснены людьми, обуреваемыми ложной идеей своей исключительности, избранности, которая давала им моральное право поступать жестоко с людьми других вероисповеданий. Во многом он возник, как защита от ментальной и физической агрессии. Ислам оформился в проповедях пророка Мухаммеда. Основной идеей было очищение истины единобожия (таухид) от искажений, внесенных иудеями и христианами. Мухаммад был личностью исключительной, обладал незаурядным ораторским талантом и простотой суждений и доводов, что также было причиной успеха ислама.

Ислам избежал лжи о божественном происхождении пророка. Он родился в Мекке, происходил из племени курайшитов, был пастухом, занимался караванной торговлей. Его мировоззрение опиралось на философию архаичных вер Востока, он внимательно наблюдал за развитием и иудаизма, и христианства. В 610 году, в возрасте 40 лет, объявил себя посланником (расуль) и пророком (наби) единого Бога (Аллаха). И начал проповедовать в Мекке новую монотеистическую религию, названную им исламом. В своих проповедях Мухаммед призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и о соблюдении простых норм морали, осуждал ростовщичество и неравенство. Он преподнёс веру в виде откровений и проповедей (в Коране и сунне пророка Мухамеда) простым и понятным для разумения каждого языком. Без придумывания невероятного божественного мифа, изначально и без иерархически устроенного жречества, без церкви, без догматика. Очень заманчивой звучала идея, что для торжества первопричины всей этой затеи, справедливости, жизнь должна быть организована по единому закону. Закону, связывающему воедино нравственные, религиозные и государственные темы воедино. И вот он - Шариат (правильный путь, закон, обязательные предписания). Это комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, регулирующих жизнь во всех абсолютно сферах.

Ислам противопоставил себя иудаизму и христианству в притязании на искренность и справедливость. Это стало быстро сплачивать вокруг пророка людей этого анклава, а в единении они видели свою защиту от агрессии людей соседних религий. Видя силу объединения знать Мекки со смертью Мухаммада перехватила инициативу. И уже в 630 году ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама. Образовалось теократическое государство - Халифат. А в руках халифов сосредоточилась вся полнота светской и духовной власти. И на волне религиозного энтузиазма они, отвлекая от всё той же справедливости, перевели стрелку на второй постулат. Обязанность исповедующего ислам - джихад ("усилие", "борьба за веру"), рвение в деятельности по распространению ислама. Не только жрецы обязаны распространять веру, а каждый верующий.

В 632 году пророк Мухаммад умер, не оставив после себя наследника. Пока в спорах рядились назначить нового, без лика любимого вождя народ местами стал к исламу охладевать. Ибо что-то со справедливостью не срасталось. Праведными стали все, а как кушали до того по-разному, так и кушают, а кто-то только смотрит, как кушают. И как приемника назначили, он немедленно собирает армию и начинает войну с вероотступниками. Война с вероотступниками! Ни по какой другой причине. Абу Бакру силой возвращает племена Аравии назад к исламу.

Ислам возник во многом, как ответ на агрессию. Умы людей ранила ложная избранность иудеев и христиан. Ответом стало схожее представление о себе и своей вере - праведность. Ислам не избежал агрессии. Агрессивным его сделали власть имущие, акцентируя джихад. И ислам поразили ложью – правом принуждать и карать.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/669


Рецензии