Обидушка - защитница моя!!!

        Очень много статей, призывающих от обиды избавляться. Пишут, что обида отравляет, не дает спокойно жить, что взрослый человек не обижается, а предпринимает действия. И вообще, обида – удел инфантильных людей, зрелые личности ею не страдают. Конечно, люди бросаются от обид избавляться, сами или ходят на тренинги по прощению, всех пытаются простить, но…. результат почему-то происходит часто, наоборот, противоположный. Человек еще больше обижается, уходит в себя, начинает себя стыдить, что не может простить….


     Почему так? Ведь сильная долгая обида действительно портит жизнь именно тому, кто обижается. Почему же не прощается?

Да, потому что если бы обида была бы для человека ОДНОЗНАЧНЫМ ЗЛОМ, то он давно бы ее выбросил из своего сердца. Но ведь часто обида выполняет для человека какую-то нужную функцию. И прежде, чем избавляться от обиды, важно понять: какую именно функцию она выполняет и чем более адекватным стоит заменить?

Итак, если Вас гложет обида – ВАМ нужно читать дальше, чтобы понять ее функционал для Вас.

 1)Обида часто защищает человека от нарушения границ. Она помогает мягкому, с размытыми границами человеку держать себя в тонусе по отношению к обидчику, чтобы не пропустить удар.

Так одна моя тяжелобольная клиентка как-то представила свою обиду к маме  в виде ежика. Потом посмотрела на нее и сказала: «А Вы знаете, я не хочу от обиды избавляться, она мне помогает не давать маме заставлять делать так, как она хочет, защищает меня»;

2)Обидой человек  обороняется от самобичевания и нападок. 

Пока человек не примет, что он не виноват в этой ситуации, пока он в душе не перестанет себя корить, он будет защищаться от того, кто ему приносит неудобства обидой.

3)Обида как защита от непредсказуемости мира.

Обычно обижаются на близких людей и тех, кто дорог или имеет значимость. И часто идентифицируют человека с собой (он такой же, как я, а значит, так поступить не может, потому я так не поступаю). Когда же человек поступает не так, как я, то это признать трудно, а стоит признать, что не все люди такие, как я, они могут вести себя очень и очень нехорошо. И нам это неподвластно. Нам лишь подвластно знать и принять, что все люди поступаю по-разному, а значит, в общении стоит менять стратегии, не быть чересчур доверчивым и т.д.

4) Обида как незавершенное действие. Обижаясь, человек все время представляет ситуацию, в которой он поступил по-другому, отомстил или обидчик пришел извиняться. В данном случае стоит или в реальности завершить ситуацию (не местью, конечно), либо завершить ситуацию в терапии.

5)Обида как возможность почувствовать себя более лучшим, чем другие. Это своеобразная компенсация. Мне плохо, я страдаю, надо мной издеваются, зато они плохие, а я выше их, чище, добрее. Это, конечно, обычно не говорит, что человек желает быть изначально лучше других, но в сценарии страданий он нашел пока для себя единственный выход: чувствовать себя более нравственным, чем обидчики. Необходимо искать свою лучшесть в другом и разбираться с тем, почему обижают, где человек пропускает удары. Действительно ли люди некрасиво, жестоко себя ведут  или это субъективные ощущения человека

6) Обида как надежда. Срабатывает такое магическое мышление: если я думаю и вспоминаю о нем, то значит, и он думает, вспоминает обо мне. Если я о нем забуду, то и он обо мне забудет. Поэтому, надо помнить.

7) Обида как способ манипуляции. Когда человек не привык, не умеет просить прямо, может так, что и просит, но его не слышат, не могут дать по каким-то причинам, человек начинает обижаться, чтобы заставить другого сделать то, что ему нужно. В данном случае нужно или позволить себе у других просить и учиться это делать, в случае, если человек все-равно не дает (при условии, что Вы адекватно просите), не стучаться в закрытую дверь.


      После того, как Вы поймете, для чего обида Вам, Вы сможете двигаться дальше! Удачи Вам!


Рецензии