Арт Москва 20

На юбилейную, 20 ярмарку Арт Москва я шел с тяжелым предчувствием неблагоприятных изменений, связанных с кардинально изменившимся временем.
Войдя в огромнее помещение Гостиного двора, я сразу понял, что мои подозрения оправдались: куда ни посмотри, - отовсюду в глаза лез сплошной гламур: антикварная мебель, позолоченные рамы, ковры, ювелирные изделия, и т.п., и не на чем было остановить взор, жадно искавший произведений Современного Искусства,  которое ведь раньше  было специализацией данной ярмарки.
Рассеянно я бродил между антикварными бутиками, ища глазами галереи, всегда определявшие уровень Современного Искусства,- например, - XL, Крокина, pop/of/art, и другие, но их не находил. Однако, уже, было, совсем отчаявшись, я вдруг увидел инсталляцию из пяти оцинкованных ведер, подвешенных в ряд вверх дном на высоте трех метров, и под каждым из них было подвешено по сапогу. Это – работа Марии Паниной “Marsh Nabat”, представленная на стенде школы Дизайна НИУ ВШЭ (Высшей Школы Экономики). Эта институция заняла несколько стандартных выставочных выгородок  работами Паниной, Лены Балакиревой и других интересных художников.
В этой же части выставочного пространства расположились и другие художественные ВУЗы: РГХПУ имени С.Г. Строганова, МГАХИ  имени В.И. Сурикова, Британская высшая школа дизайна, которые выставили произведения Современного Искусства. Особенно хороши объекты Саяна Байгалиева (Суриковка) и коллажи Оли Махно (Universal University).
Правда, основательно осмотревшись, я все же нашел, несколько галерей, например, VLADEY, представившую две работы с изготовленными из дерева силуэтами человеческих фигур, ставших мишенями для метаемых топоров, которые в них застряли: по пять штук в каждом.
Появились и несколько новых художественных галерей, например, галерея Крафт, выставившая серию портретов выдающихся людей с  нанесенным на их лица кремом для бритья.
Сразу в нескольких галереях выставлены объекты из нового материала: высушенного борщевика, отличающиеся огромной выразительностью. Доступность этого материала и  его податливость может привести к открытию нового направления Современного Искусства: - «Борщевизма».
Мой оптимистический настрой в отношении перспектив Современного Искусства усилился после того, как я принял участие в презентации художественного факультета ВШЭ, проведенной на полях данной ярмарки. Меня волновал один принципиальный вопрос. Если традиционное искусство неотделимо от ремесла (в немецком языке они даже обозначаются одним словом – K;nst), и художника нужно учить ремеслу, то в Современном Искусстве собственно искусство и ремесло чем дальше, тем больше расходятся – вплоть до того, что художник для реализации своего замысла может привлечь ремесленника. Чему же тогда учат будущего художника Современного Искусства?
Ответ оказался прост: в ВШЭ будущим художникам преподают все многочисленные техники, используемые в Современном Искусстве, в том числе самые продвинутые и новые. Поэтому я не удивлюсь, если триумфальное шествие борщевика в Современном Искусстве продолжится, приемы «Борщевизма» будут тоже преподаваться.
Да, можно с удовлетворением  констатировать: раз знамя борьбы за Современное Искусство из слабеющих рук галеристов ныне  переходит к художественным  ВУЗам; - значит, о его судьбе можно не беспокоиться!
                Апрель 2023 г.


Рецензии