Княжево

Княжево ( Моршанский район )

   Как вся история сплетена в единый клубок! Что бы распутать историю Просандеевки , потянув за ниточку, всплывает история Чернеева монастыря, а далее тянется ниточка к Княжево и конца и края этой паутине не предвидется...
Глядя на озеро Мостовое, Ситеркое, Тёплое , понимаешь, что это разные названия на картах 18,19,20 веков старицы Цны. Слева в Цну впадает Пилавка . Если учесть описание участка , где располагалась " татарская деревня " и зная, что Старое Томниково находилось на правом берегу реки Цны , сейчас озеро Тёплое , понимаешь , что все средневековое описание совпадает.
Некоторые подозрения возникают из-за первого описания " Татарской деревни " конца 16 века и описания деревни Княжей начала 17 века, но подозрения отпадают учитывая переселение населения далее на юг и расположение деревни Чернеевой от Цны и Томникова.

А теперь первое описание деревни в грамоте царя Фёдора Ивановича 1597 года. ИТУАК. Вып. XIII. – Тамбов, 1887 стр.20,21:

" От царя и великого князя, Федора Ивановича, всеа Русии в Шацкой уезд в Подлеской стан в деревню, что на реке на Цне, пониже села Томникова, вверх по Цне реке с левую сторону на бортных ухожьях на судеревной вотчине Новосельскаго беляка, что преж того, по сыску , были два двора Васки Куляпина да Сяпы новокрещена, всем крестьянам, которые в той деревни живут.
Били нам челом Шатцкаго уезда новые пустыни Рождества Пречистые Богородицы и Чудотворца Николы старцы Матвей с братьею , а сказали: В нынешнем де во 105 году дано им наше жалованье в Шатцком уезде в Подленском ( Подлеском прим.авт. ) стану деревня на реке на Цне пониже села Томникова , и нам бы их пожаловати, велети им на тое деревню дати нашу грамоту, почему им тою деревнею вперед владети. А в Шатских в отдельных книгах отделу Шацкого городоваго приказщика Ивана Филипьева нынешнего 105 году написано: по нашей грамоте и по приказу воеводы князя Ивана Звенигородскаго , Шацкой городовой приказщик Иван Филипьев отделил , сыскав, в Шацком уезде в Подлеском стану новые Пустыни Рождества Пречистые Богородицы и Чудотворца Николы старцем Матвею с братьею к прежней их даче к 25-ти четьям на реке на Цне пониже села Томникова с версту вверх по Цне реке, едучи с левую сторону на бортных ухожьях на судеревной вотчине Новосельскаго беляка деревню татарскую, что по сыску преж того были два двора: двор Васки Куляпина , двор Сяпы новокрещена, на усадище дворов крестьянских: Во дворе Васка Омсосок , что по сыску преж того были тот двор Васки Куляпина ; Во дворе Митька Иванов, что преж того был Сяпы новокрещена; Во дворе Меншичко Григорьев; Во дворе Ондронко Андреев; Во дворе Ненашко Васильев; Во дворе Богданко Заварака; Во дворе Кирдяшко новокрещен; Во дворе Олешка Иванов сын Черной; Во дворе бобыль Черник Ортемьев; Во дворе бобыль Петрушка Холмитин; пашни паханые и перелогу за Цною рекою на поле , меж Зайцева врага до речки Пилявки, средние земли || 40 чети в поле, а в дву потому ж , да в другом месте пашни паханые меж Новосильского рубежа и Томниковских земцов средние земли 4 чети в поле, а в дву потому ж; и всего пашни меж Зайцева врага и речки Пилявки и меж Носильскаго и Томниковской пашни средние земли 44 чети в поле, а в дву потому ж , сена на диком поле меж Зайцева ж врага и речки Пилявки по конец пашни по Мещерской липяг 200 копен; а пашни и сенокос на приходе на татарском; да рыбная ловля на Цне реке от ивова куста от Носильскаго рубежа от речки от Торчевеньи вверх по Цне реке по речку по Пилявке и по Калитку.
И мы тою деревнею со всеми угодьи пожаловали новые пустыни Рождества Пречистые Богородицы и Чудотворца Николы старца Матвея с братьею. И вы б все крестьяне, которые в той деревне живут, Рожественскаго монастыря старца Матвея с братьею слушали, пашню на них пахали и доход им монастырской платили, доколе за ними тое деревню писцы наши и большие мерщики опишут и измерят и учинят за ними пашню по нашему указу.
Писан на Москве лета 7105 генваря в 20 день. К концу подлинной грамоты приложена печать. На обороте написано: Царь и великий князь Федор Иванович всеа Руссии; по склейкам пишет: Офонасей Власьев."

  Зайцев овраг и речка Пилавка сохранились на картах до сих пор.
Дар великого князя наводит на мысль, почему поселение стало зваться Княжим, хотя как увидим далее, им до этого " крышевал " так же князь с товарищами, и компаньоны не плохо знали матерные слова...
Как выясняется из другой грамоты , по поводу этой деревеньки старец Матвей бил челом ещё в 1596г. ИТУАК. Вып. XIII. – Тамбов, 1887 стр.21,22:

"От царя и великаго князя Федора Ивановича всеа Руссии в Шацкой Ондрею Протасьеву да городовому приказщику Ивану Филипову.
Бил нам челом из Шатцкова Рождества Пречистого Богородицы и великого чудотворца Николы новые пустыни старец Матвей с братьею, а сказали. В прошлом деи во 104 (1596) году били они нам челом пониже села Томникова о татарской деревне, а владели деи тою деревнею татаровя Цненские князь Исень Ушаков да Тохтар мурза Васильев сын Енаев, да Узраз мурза Елгадеев не по нашей даче и не по грамоте, и та деи деревня по нашей грамоте дана им к монастырю; и ныне деи те тотаровя мимо нашие грамоты тое деревни татарские угодьем владеют сильно и его, старца Матвея с братью лают всякою неподобною лаею и служебников монастырских и крестьян бьют и похваляются всякими злыми делы и слугу монастырскаго Конанка Павлова хотят убить до смерти, и нам бы их пожаловати, велети их от татар беречи. И так, как нам Рождества Пречистые Богородицы старец Матвей с братьею бил челом, и как к вам ся наша грамота придет, и вы б Рождества Пречистые Богородицы новые Пустыни монастыря и старца от Цненских татар, от князя Исеня Ушакова с товарищи берегли, чтоб те тотаровя, князь Исень Ушаков, да Тохтар Енаев, да Узраз Елгадеев, в их монастырскую пашню, что им дана по нашей грамоте, и в угодьи ни в какие не вступались, мимо нашие грамоты и насильства никотораго не чинили. А прочет сю нашу грамоту и списав с нее противень слово в слово, отдали ее назад старцу Матвею с братьею, и они ее держат у себя вперед для иных наших приказных людей.
Писан в Москве лета 7106 сентября в 19 день. У подлинной на обороте по склейкам написано тако:Царь и великий Князь Федор Иванович всеа Русии. Подписал: Диак Афонасей Власьев."

В 1617г. деревня фигурирует уже под названием Княжая и принадлежит Чернееву монастырю.

РГАДА 1209-1-530 ( составитель И.П.Алябьев ):

"Запись 311
Рождества пресвятой Богородицы, да Николы чюдотворца Чернеева манастыря село Чернеево на реке на Цне, а в селе: церковь святой мученицы Христовы Парасковьи, нарицаемые Пятницы, древяна, клецки, а в церкве: образы и свечи, и всякое церковное строение приходное, (в) поп Терентей Иванов, (в) церковной дьячек Гришка Ва-(Л. 587 об.) сильев, (в) понамарь Корнилко Панфилов, (в) проскурница Овдотьица; тринатцать келей, а в них живут старицы, а кормят их из монастыря, семь келей нищих, питаютца от церкви Божии; двор монастырской; дватцать один двор служских; двенатцать дворов детенышев; крестьян...
пашни паханые на отхожей на Диком поле за рекою за Цною, добрые земли, четырнатцать чети, да перелогу двесте восемьдесят пять чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле шестьсот шездесят копен; лес черной большой.
Деревня Княжая на реке на Цне, а в ней: двор (Л. 589 об.) монастырской; крестьян: (в) Худячко Федотов, (в) Ивашко Григорьев, (в) Тренька Михайлов, (в) Трофимко Левонтьев, (в) Данилко Ильин, (в) Микифорко Федоров, (в) Сенька Левонтьев, (в) Софонко Дмитриев, (в) Илюшка Васильев, (в) Якунка Сидоров, (в) Обрамко Григорьев, (в) Васька Фомин, (в) Оноско Васильев, (в) Ондроско Ондреев, (в) Сидорко Федоров, (в) Окинфейко Терентьев, (в) Сенька Степанов, (в) Ненашко Васильев, (Л. 590) (в) Васька Михайлов, (в) вдова Домница, (в) Мокейко Матвеев, (в) Тимошка Давыдов, (в) Ивашко Кирдяшев, (в) Микитка Матвеев; бобыльских дворов: (в) Ондрюшка Савин, (в) Первушка Меньшов, (в) Тренька Лукьянов, (в) Гришка Пахомов, (в) Гришка Яковлев, (в) Богдашко Ондреев, (в) Ондрюшка Пантелеев, (в) Назарко Приходец, (в) Васька Иванов, (в) Ивашко Иванов, (в) Ермолка Иванов, (в) Ивашко Игнатьев; восемь дворов (Л. 590 об.) пустых; пашни паханые на отхожем на Диком поле за рекою за Цною, добрые земли, одиннатцать чети, да перелогу двесте тринатцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле пятьсот дватцать копен; лес черной большой.
Пустошь Куляпинская: пашни перелогом, добрые земли, десять чети в поле, а в дву по тому ж.
И всего Чернеева монастыря село, да деревня, да пустошь, а в них: (Л. 591) два двора монастырских; 21 двор служних; 12 дворов детенышев; 52 двора крестьянских, а людей в них тож; 37 дворов бобыльских, а людей в них тож; 24 двора пусты; пашни паханые, добрые земли, 25 чети, да перелогу 550 чети с осминою. И обоего: пашни и перелогу 553 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена 1180 копен; лес черной большой.
(Л. 591 об.) А сошново письма в живущем и впусте соха без полчети сохи, да перешло за сошным письмом восемь чети с осминою. А платить з живущево з дватцати с пяти чети. В селе же Чернееве церковные пашни дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком поле дватцать копен."

Как видим за монастырем ни каких других деревень нет, да и главы некоторых дворов идентичны , что полностью доказывает нашу догадку по " татарской " деревне.

До этой работы история поселения была описана Л. Рожковой :

"Первое упоминание о с.Княжево встречается в писцовой книге Фёдора Чеботова за 1623 год по описи сёл Верхоценской волости Шацкого округа. В числе других сёл Верхоценской волости оно было подарено Михаилом Романовым в 1615 году своей матери в день его коронации на русский престол. В период воцарения Михаила Романова страна была крайне истощена бесконечными войнами и смутой. Для уточнения податного населения производилась перепись населения и сёл всего русского государства. Вместе с Княжевом старице Марфе Ивановне, матери царя Михаила, также принадлежали села Новотомниково, Носины, Печины, Чернитово, Рысли.
В документах переписи 1682 года и ревизии 1779 года Княжево не упоминается, но в писцовых книгах дворцовых стольников Василия и сына его Михаила Крапоткиных и подьячего Ивана Кудрявцева за 1682 год написано: "Направо от земель с.Чернитово лежит земля Чернеевского монастыря с. Княжево". Из этой записи видно, что с.Княжево принадлежало Чернеевскому монастырю, то есть стало монастырским селом, его жители несли все повинности, платили оброк, выполняли различные работы на монастырь. Очевидно, перед смертью старица Марфа Ивановна отдала его Чернеевскому монастырю на помин своей души, что в те времена было очень распространено и служило основным источником обогащения монастырей. "

Как мы увидели Княжево было за монастырем гораздо раньше! К Дворцовым волостям Верхоценской волости относился очевидно налог на бортные ухожья этого поселения , из-за чего его ошибочно отнесли к Марфе Ивановне.

Да и в книгах Федора Чеботова и других писцов это отмечено в 1640г. ИТУАК 37 стр121 :

 " Да в писцовых дворцовых книгах Богдана Карпова да дьяка Третьяка Копнина 148 году написано: Тамбовскаго уезда в дворцовой Верхоценской волости сельцо Томниково на озере Ивановском... А межа тем сенным покосам от тяглой земли от столба за надолобами по граням до дуба на праве сенные покосы села Томникова, а на леве сенные покосы села ж Томникова церковные , а от дуба по граням и подле КНЯЖИНСКОГО рубежа к первому начальному столбу на праве земли Чернеева монастыря села Княжева , а на леве села Томникова. "

Далее поселение также проходит как село при описании Чернитова.

В Окладных книгах 1676г. село по прежнему в вотчине Чернеева монастыря.

ИТУАК 39 стр.163:

" (Л.634) Церковь собор Архистратига Божия Михаила в Шатском уезде в вотчине Чернеева монастыря в селе Княжом. У тое церкви двор попа Луки , двор попа Константина , двор дьячка Акимки Стефанова , двор дьячка Ивашки Кононова , да просфирницы Каликеи. У тое церкви церковные земли по дватцети четвертей в поли , в дву потомуж. Сенных покосов на дватцеть копен , а иных угодей , сказал , никаких нет.
Да в приходе к той церкви: тогож села монастырских сто тритцеть один двор крестьянской , деветь дворов бобыльских , четыре двора вдовьих , и всего сто сорок восмь дворов.
И по скаски за руками тое церкви попов Луки да Константина и по досмотру старца Никонора и детей боярских и подьячего и по новому окладу доведется с тое церкви дани три рубли шестнатцеть алтын , три денги. Пошлин гривна.
А прежние дани с тое церкви было рубль шестнатцеть алтын три денги. И перед прежним прибыло дани два рубли.
К сим окладным книгам села Княжова Архангельской поп Лука руку приложил. К сем окладным книгам села Кнежжева Архангельской поп Костянтин руку приложил. "


В приложении фрагменты карт ПГМ 1790г. и Менде 1862г.

Вот такое начало истории села .
Успехов в поиске своих корней.

Пичугин С.А. 2023г.;


Рецензии