Вспоминалки. Граната

… Догонят!
Сашка метнулся в переулок. Скользят на утоптанной тропе подшитые резиной валенки. Быстро бежать не получается. Что это? Навстречу какие-то фигуры. Назад? Поздно. Справа красная кирпичная стена двухэтажного склада. Ни окон, ни дверей. Западня.
А что слева? Сашка посмотрел в щель забора. Пожалуй, что здесь выход. Три фрица идут прямо на него. Метров пятнадцать. Расслабились, сгрудились в кучку. Сейчас получат.
Парень подбросил на руке гранату. Вырвал чеку. Метнул под ноги врагов: «Получи, фашист, гранату!» - и рухнул в снег. Просвистели над головой осколки. Сашка перемахнул через забор, промчался мимо поверженных и уже безопасных врагов. Скрылся за баней. Тут он знает каждый кустик. Уйдёт!
А ведь начиналось всё так спокойно…

Самый длинный месяц в году – это декабрь. Казалось бы, в июле и в августе тоже 31 день, но они пролетают незаметно. А декабрь бесконечен. Уроки начинаются в темноте, и не успеешь вернуться из школы домой, как, откуда ни возьмись, сваливается вечер. И куда пойдешь? С кем? Все одноклассники сидят по домам. Не выпускают их родители.
Хорошо старшеклассникам. Что хотят, то и делают. Чего не хотят – не делают. Но до старшаков ещё расти, да расти. Дотянуть третий класс, потом четвёртый, потом… лучше не думать. Столько мучений впереди. Настоящая жизнь так далека!

А пока… Первым делом надо пообедать. Цепляем из зелёной эмалированной кастрюли черпачок щей. Тут самое главное вдохнуть и не дышать. Как на рентгене, который они проходили всем классом. И зачем было? Ведь классный санитар Наташка регулярно всем даёт по сладкой таблетке глюкозы. Если бы ещё не заставляла пить этот рыбий жир, то вообще была бы хорошей девчонкой. Можно даже простить, что учится лучше. Казалось бы, всё у них одинаково, но у неё по пению «отлично», а у Сашки «хорошо». И хорошо хоть, что «хорошо», а то ведь преподаватель по пению хотел трояк вкатить за первую четверть. Колька-восьмиклассник успокоил, что «пение предмет несчитовый». В аттестат не идёт. Но как это родителям объяснить?
Так вот. Надо зачерпнуть щи, посмотреть, чтобы не свисала через край капуста, а то ведь шмякнется в кастрюльку в самый неподходящий момент и всё вокруг испачкает. Мода у неё такая. Вытирай потом.
Всё в порядке. Теперь на задержке дыхания переносим содержимое в металлическую чашку. Выгружаем аккуратненько, убеждаемся, что попались кусочек мяса, кубики картошки, и листок лаврушки. А перчик? Вот она горошинка. Порядок. Ставим на электроплитку и поворачиваем ручку на троечку. Грейся, грейся, мокрый лист.

Что там показывают чёрные стрелки под кукушкой? Ходики на стене успокаивают: нет ещё и часа. Пока греется основная еда, можно щедро наделить себя дополнительной. Наливаем в кружку компот. Вылавливаем ложкой кружок яблока, черносливину – вон как распухла – красавица, сколько-то мелочи – вишни, дольку груши. И самое главное - пару золотых абрикосин (это самое ценное, тут косточки, а в них семечки). Можно было бы чего-то ещё добавить, но включается совесть: надо оставить родителям и сестрёнке.

Вот не было её, и как было хорошо! А потом принесли:
- Вот тебе, Сашка, сестричка, как ты хотел.

Когда это он хотел «сестричку»? Брата – другое дело. С ним и на рыбалку, и в войнушку, и в футбол можно. Брат – это человек. А сестра… так… сплошная помеха на жизненном пути.

После уничтожения обеда у Сашки новые задачи. Надо подогреть в чайнике воду и помыть использованную посуду в большой чашке, потом всё вытереть и расставить в буфете, как было. Надо проверить – выключил ли плитку. А то «мотает как бешеная»!

Все «нады» сделаны. Порядок. Но предстоит разделаться со «святыми обязанностями». Кстати стоит подумать, а нужно ли взрослеть вообще? Ведь наблюдается закономерная связь: с каждым прожитым годом подозрительно растёт количество обязанностей. Прикинем. Хорошо учиться – раз. Подметать в доме после обеда – два. За кроликами ухаживать – три. С сестрой водиться, когда она дома – четыре. Умываться… - короче, всё и не перечесть. А когда же, спрашивается, главное? Когда играть и другими серьёзными делами заниматься?

Да ясно-понятно, что на каникулах. И они начались. Зимние. Длинные. Позади «ёлочка, зажгись» и хоровод. У санитарки-Наташки ладошка тёплая и мягкая. Да...

А в тумбочке подарки. Один из школы, второй с работы отец принёс. Сказал, что к ним тоже Дед Мороз приходил. Он передал кульки через отца Сашке и сестре. Вообще-то несправедливо. Вот Сашка уже большой. Скоро третий класс одолеет, а сестра совсем ещё мелочь дошкольная, но подарки почему-то одинаковые.
Хотя… у Сашки-то их два! Не жадный, он поделился своим школьным с членами семьи. Всех сладким наделил. И отца, и мать, и даже сестру. Вот брату было бы не так жалко отдать «Мишку на Севере», три ириски «Золотой ключик», и прочее. А сестре? Испортит же зубы, что тогда?

В общем, подарки – это быстрорастворимая штука. Но самый загадочный предмет пока цел. Гранат! Он не из школьного подарка. На гранату чуть-чуть похож. Увесистый. Вкусный! Наверное, вкусный. Должен быть таким, судя по внешнему виду. Сашка живёт в Сибири. Так-то здесь много чего растёт. У соседей ранетка размером с мячик для настольно тенниса. Вкуснючая!
Но гранаты ни у кого не растут. Сашка знает, он хоть и отличник (если пение забыть), но с друзьями по огородам и садам рейды совершает.

- Ма! Я к пацанам?
- Никакой рыбалки, - предупреждает она сына. – Не вздумайте на лёд!
- Мы в коробке шайбу погоняем.
- Иди. Штаны порвёшь, сам зашивать будешь. Потеплее оденься.
- Ага…

Сашка собирается быстро. По-солдатски. Лыжные потёртые штаны с заплатками на коленках поверх трико. Свитер с оленями на старую футболку. На ноги бабушкины носки из шерсти друга – Дружка, а на них подшитые дедом обутки. Играют мальчишки в валенках. Коньки в деревне вообще не в моде. Шапка на голове. Так. Готов.

Сашка после некоторого раздумья пробирается, не разуваясь, в свою комнату и берёт гранат. Решил друзей угостить. Сашкин отец строитель, а у одноклассников родители в совхозе работают. У них такой диковинки нет.

В сенях прихватывает из угла свежеспиленную клюшку. Вчера в роще нашлась подходящая ветка берёзы с изгибом. Тут всё просто: есть изгиб – клюшка. Нет его – палка.
Друзья живут на другом краю деревни. В путь. В дороге клюшка временно превращается в карабин. Сашка становится партизанским разведчиком…

Ночь. Он выполняет важное задание, но попадает в облаву. Что там за спиной тарахтит? Мотоциклисты с пулемётом на люльке (сосед поехал на водокачку, детсадовец-сын придерживает флягу). Сашка сворачивает в переулок. С той стороны тоже какие-то фигуры. Живым не дамся. Сашка выдирает чеку зубами (решил всё-таки попробовать заморскую диковинку. А ведь никто ему не объяснил, как это диво есть!).
Во рту всё стянуло. Ну и дрянь кисляцкая! И этим вот травить одноклассников? А мотоцикл уже рядом. По огороду фашисты… Прорвёмся. Сейчас он их…

Остальное известно. Граната полетела в цель. Там и осталась в сугробе до весны.
Вкус фрукта он узнает много позже. А пока…
А пока продолжается жизнь с войной с сестрёнкой, рыбалками, хоккеем, оценками в табеле (в том числе и по пению), с лёгкой влюблённостью в Наташку и с неуклонно растущим числом «святых обязанностей».


Рецензии
Вспомнились "лимонки". Аккуратные, сильные, успокаивающие. И даже "рыбацкие"...
Иван

Иван Цуприков   16.07.2023 06:43     Заявить о нарушении
:-)
Спасибо, Иван за отклик!

Виктор Санин   24.07.2023 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.