Книга - друг, учитель и целитель
«Чувства добрые я лирой пробуждал!»
А. С. Пушкин
Не представляю себе жизни без книг, - рассказывает Иванова Ф. А. из села Такмык Омской области. Какое счастье – проводить свободное время, в мире книг, несущих человеку свет, добра, знание, отдыха и радость. Мне близки слова французского писателя, педагога и богослова Франсуа Фенелона: « Если бы к моим ногам положили короны всех королевства мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все».
В послевоенное время зачастую книги становились и друзьями, и учителями, а позднее и целителями души и тела. В детстве и юности с книгой было интересно, весело, грустно и, конечно, поучительно. А то, что это даёт ещё и здоровье, осознаётся лишь с годами.
Книги помогали постепенно, как этого требовали душа и ум, познавать изменчивый мир, людскую и земную красоту. Помню, как впервые глазами С. А. Есенина глядела на «принакрывшуюся снегом, словно серебром», зимнюю берёзку, а первую майскую грозу слушала, вспоминая стихи Ф. И. Тютчева:
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Он так же хорошо описал осеннюю панораму, придавая ей особый блеск и красоту:
Есть в осени
первоначальной
Короткая, но длинная пора –
Весь день стоит как бы
хрустальный,
И лучезарны вечера…
Как великолепно он же сказал о Пушкине:
Тебя ж, как первую
любовь, ,
России сердце
не забудет!..
От автора. Не менее впечатляющее стихотворение написал про зимнюю природу, современник Доронин Александр Павлович из города Пушкин Ленинградской области -
Окутаны снегом берёзки.
Под саваном белым поля,
Исчезли лесные дорожки,
Сменила наряд свой земля.
Всё сразу вокруг посветлело
И снег засиял серебром,
И будто земля поседела
Под белым пушистым ковром. Читаешь эти стихи, душа светлеет, и становится радостно.
Это потом, повзрослев, в стихах и прозе любимых авторов находила не только светлые, радостные чувства, но и тревожные нотки, которые заставляли задуматься, сострадать, сопереживать. Именно сопереживание , возникшее при встрече с человеческой болью, высказанной писателем, заставляет сжаться сердце, просветлить, очистить душу, вызвать нежность и благодарность. А ведь это то, что делает человека человеком.
Идея излечивать, изменяя людские эмоции и настроение, известна издавна. Древние философы Сократ, Платон, Аристотель, Аристофан и другие, чьи мудрые мысли и сегодня восхищают нас, знали о лечении КНИГОЙ. Аристофан рекомендовал свои комедии преступникам для исправления их натур. Древние считали, что мудрые книги нужно читать для лечения сердца. Сегодня учёные и лучшие врачи мира рекомендуют чтение книг для тренировки мозга, ибо, во – первых, при этом формируются новые связи между зонами мозга, которые отвечают за кратковременную и долгосрочную память. О – вторых, при чтении мы получаем эмоции и удовольствие, что увеличивает психическую активность и способствует оздоровлению организма.
В детстве очень любила творчество М. М. Пришвина, продолжает Фаина Андреевна. Как – то, находясь не в лучшем состоянии, решила перечитать его рассказы о ленинградских /блокадных/ детях. Начала с рассказа «Бабушка и внучка». В этом произведении бабушка Евдокия Ивановна за неимением другой возможности помочь голодной и измождённой детдомовской девочке, даёт ей две ложечки повидла: одну – от головной боли, другую – от животика. Бабушкина доброта и сердечность сделали чудо: «Ну вот, бабушка, мне кажется, теперь у меня всё прошло», - сказала сиротка. От чтения, я наполнилась радостью за этих двух одиноких людей, нашедших друг друга.
А вот что сказал о чтении книг английский священник, писатель и полемист
ХV11 века Джереми Кольер: « Книги – наши руководители в юности и утешители в старости. Они – поддержка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами и разочарованиями».
Книги всегда рядом, и мы верим им. Для избавления от депрессий и неврозов можно выбрать произведение любого автора, любого жанра и любой эпохи. Важно, чтобы читателю были знакомы и понятны чувства, ситуация, обстоятельства героя, описанные в книге, чтобы они не оставили равнодушным.
Другой известный английский философ, историк, политик Френсис Бэкон однажды сказал, что «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению».
С давних пор книга не только источник знаний, умный друг и памятный подарок. Это целый мир прекрасных сказок, интересных историй и классических образов.
Книга – наш первый друг, и какой будет эта дружба, зависит от нас с вами.
Интересная мудрая книга научит мечтать, быть добрым и вежливым, говорить правду, различать добро и зло, верить в чудеса.
Мне 75 лет, - пишет Лебедев Геннадий Васильевич из г. Копейск Челябинской области, - прочитав статью Фаины Андреевны Ивановой из Омской области «Книга – друг, учитель и целитель», и захотелось и мне кое – что дополнить.
Преподаватели русского языка и литературы бьют тревогу; дети мало читают. Телевидение и Интернет вытесняют книгу. По телевизору в основном стрельба, мордобои да рекламы. Что же удивляться, что идеалами молодых становятся бандиты, супермены, олигархи…
Когда я учился, - продолжает Геннадий Лебедев, - нашими идеалами были люди благородные, мужественные, готовые к самопожертвованию на благо Родины герои, такие как Павка Корчагин из книги «Как закалялась сталь» Николая Островского, Олег Кошевой, Сергей Тюленин и другие из «Молодой гвардии» Александра Фадеева, Алексей Маресьева – писателя Бориса Полевого и другие. Мы тогда много и жадно читали. Благодаря своему старшему брату в семь лет я уже умел читать. В 5-м и 6-м классах читал Льва Толстого, Ивана Тургенева, Фёдора Достоевского…
Литература и русский язык были моими самыми любимыми предметами. Все диктанты и сочинений я писал на отлично. Мечтал получить литературное образование, но, увы, семья была большая, а жили очень бедно, поэтому пришлось идти работать. 30 лет отработал под землёй в угольных шахтах. Прошёл трудовой путь навалоотбойщика до начальника участка. Но любовь к книге сохранил на всю жизнь. Встречая хорошую книгу, мне хочется как можно больше узнать о её авторе. В его лице я как бы приобретаю доброго друга. Когда стою возле книжного шкафа, мне кажется, что от книг исходит какая – то аура. Ведь в них собрана многовековая человеческая мудрость.
Ничто так не развивает воображение, как книга!
… Пусть Книга явится чудом открытий и будет верным другом на всю жизнь. /Светлана Ночка/
. …Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишённому души! - так выразил свою мысль великий ЦИЦЕРОН
Хорошие книги дарят нам радость, - пишет Мальцева О. С. из деревни Аникиевской Архангельской области, - читать папа научил меня очень рано. В три – четыре года любимым занятием было чтение вывесок на улицах. В ту пору наша семья жила в Соломбальском районе, историческом центре Архангельска. В первом классе я уже читала весьма бегло. Как – то на день рождения мама подарила мне книгу Евгения Коковина «Детство в Соломбале», и эту книгу храню до сих пор. Кроме школьной, записалась в две библиотеки. Уроки литературы любила и позже, когда училась в техникуме. Даже повзрослев, по-прежнему люблю читать книги. Когда перелистываю любимые книги, кажется, забываю о болезнях. Желаю всем любителям литературы жить здоровой и радостной жизнью.
Мне 48 лет, - пишет Долгих Татьяна Викторовна из города Харабали Астраханской области. Я с детства люблю читать книги. Нас с сестрой до сих пор помнят в городской детской библиотеке, потому что мы так много читали. Любовь к книге привила и своей дочери Марии.
Убеждена, что книги – это проводники в жизни. Они заставляют нас думать, сопереживать, радоваться.
Как трогательно, тепло и с благодарностью вспоминает о своих учителях, Носенко А. И. из Волгограда: «Мы дети войны, Жили и учились в голоде, холоде. А наши учителя не только воспитывали и учили нас, но и подкармливали кусочками кукурузных лепёшек или варёной свёклой. И всегда был чай, заваренный на травах. Называет учителей, давших ей путёвку в жизнь: историк и географ, классный руководитель Георгий Пантелеймонович Кваша, математик – Сергей Климентьевич Устименко, химик – Наталья Павловна Горская, литератор – Мария Александровна Горская, биолог - Тихон Фёдорович Горский.
Низко кланяюсь их светлой памяти. Благодаря им я получила образование, воспитала с мужем двух замечательных детей. Это об учителях поэт Андрей Дементьев написал:
Они нас ждут,
они следят за нами.
И радуются всякий
раз за тех,
Кто снова где – то
выдержал экзамен
На мужество,
на честность, на успех.
Не смейте забывать
учителей,
Пусть будет жизнь
достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Когда я была ребёнком, наша семья жила в посёлке лесорубов, - рассказывает Билалова Валентина Фёдоровна из города Перми. – Школа располагалась в 7 километрах от посёлка. Во время учёбы я жила в интернате, в котором воспитателем работала Таисия Алексеевна Шестакова. Время было голодным и холодным, и потому я часто белела. Однажды прохворала всю учебную четверть, и мама решила, что в школу я больше не пойду. Неожиданно к нам приходит Таисия Алексеевна. Не поленилась прошагать 7 километров в лютый мороз, чтобы убедить мою маму, что мне надо учиться.
Таисия Алексеевна учила нас жизни, а если видела, что мы голодные, приносила из дома буханку хлеба и каждому раздавала по кусочку. После окончания школы я получила высшее образование и отработала на авиационном заводе 49 лет. Всю жизнь я помню и благодарю замечательного человека большой души и доброго сердца - Таисию Алексеевну за то, что её забота определила мою судьбу.
Как трогательно и от чистого сердца и души написала о своей первой учительнице Устюгова Валентина Павловна из села Берёзово Курганской области. - В 1935 году я пошла в 1 – ый класс Мариинской школы /Хабаровский край/. – Самое яркое воспоминание детства - первый день в классе, знакомство с учительницей Ольгой Тимофеевной Александрович. 71 год прошёл с тех лет, а её улыбка, добрый взгляд, прикосновение тёплой руки к голове не уходят из памяти. Она открыла нам окно, через которое мы увидели свою огромную Родину, научила гордиться званием гражданина, ввела в мир наук и человеческих отношений. И те из её учеников, кто выбрал впоследствии профессию учителя, своим делом продолжили её, нашу Ольгу Тимофеевну.
У каждого человека есть или был любимый учитель, - вспоминает Белякова Надежда Борисовна из города Ардатов Мордовия. – У меня это преподаватель зарубежной и русской литературы Михаил Михайлович Бахтин, талантливый учёный, педагог, литературовед и философ.
Когда он в первый раз вошёл в аудиторию, меня поразили его глаза: удивительно умные и по – отечески добрые. Наш староста Володя Гобов поспешил поставить к кафедре стул, преподаватель был на костылях, но Михаил Михайлович за всю лекцию не присел ни на минуту. Говорил он так красиво и так много знал, что мы сидели, как заворожённые. С первой лекции он буквально покорил нас. И мы, чтобы не ударить лицом в грязь, засели за книги. И мы читали, конспектировали, от семинара к семинару, становились всё активнее, наши рассуждения всё больше наполнялись смыслом.
Общаться с Михаилом Михайловичем было одно удовольствие. Он не обрывал студентов на полуслове, давал возможность высказать своё мнение и только потом указывал на огрехи, ошибки, неточности. И делал это в очень корректной форме. Иногда он приглашал студентов на консультации к себе домой. Столько книг, как у Бахтиных, я никогда не видела!
М. М. Бахтин многое нам дал, научил смотреть на происходящее своими глазами, иметь собственное мнение. В жизни это очень важно.
О культуре этого человека можно говорить бесконечно. Она проявлялась во всём: в опрятной и скромной одежде, в безукоризненно правильной речи, широком кругозоре и богатом духовном мире. Он хотел, чтобы мы много знали и пришли в школу «сеять разумное, доброе, вечное».
Желание своего преподавателя я, надеюсь, выполнила: начала работать в Ардатовской школе после университета и осталась в ней на всю жизнь. И я счастлива, что по краешку моей судьбы прошёл известный всему миру учёный, исследователь, литературовед, настоящий советский Учитель и просто замечательный человек – Михаил Михайлович Бахтин.
Тридцать лет я проработала в сельской школе учителем русского языка и литературы, - пишет Шумейкина Валентина Сергеевна из села Ивановка Саратовской области. – Учила школьников не только грамотному письму и чтению, но и готовила к жизни в разных её проявлениях, чтобы взрослея, они могли отличить хорошее от плохого и, конечно же, любить свою Родину.
«Поклонитесь учителю» - так назвала свою статью Черкашина К. И. из села Ладовская Балка Ставропольского края. - 2015 года объявлен Годом литературы. А вспоминается мне год 1937, когда отмечали столетие со дня смерти А. С. Пушкина.
В школах тогда проводили утренники, вечера, читали стихи и пели песни на стихи поэта. Портрет и стихи Пушкина были на обложках ученических тетрадей.
В нашем классе уроки русского языка и литературы вёл Борис Александрович Крючков Всегда чисто выбрит, опрятно одет. В класс входил Учитель. Все дружно вставали, приветствовали его, и … начиналась сказка! Он декламировал стихи, читал прозу. Я очень любила его уроки, благодаря которым стала много читать. Правда, книг в доме не было, так как мы жили очень бедно. А сельская читальня от нашего дома находилась на приличном расстоянии. Зато, на моё счастье, близко располагалась машинно – тракторная станция, где работал папа комбайнёром. Там была большая библиотека. Друг отца, дядя Ваня разрешал мне брать книги. Это было счастье!
Любовь к книгам осталась со мной до старости, передалась детям и внукам. А вот правнуки сидят за компьютером.
Помню, меня очаровала книжка «Ребята и зверята» . О. Перовской. С какой любовью она написала о братьях наших меньших! И только через сорок лет я увидела в киосках эту книгу и, не раздумывая, купила. Читала её по вечерам своим детям, и они слушали, раскрыв рты. Теперь, спустя годы, от имени учеников Бориса Александровича передаю последний поклон нашему Учителю.
Люблю профессию учителя, - пишет Кузнецова Евдокия Ивановна из посёлка Пинеровка Балашовского района Саратовской области. – Среди моих учеников есть и врачи, и лётчики, и доктора наук, и просто хорошие люди. Не пропал даром мой 40 – летний труд учителя в школе. Радуюсь, что часто приглашают на торжественные мероприятия, а бывшие выпускники - на встречу с ними. Школьники и учителя нередко приходят ко мне домой в гости. За такое внимание благодарю администрацию и учителей Пинеровской средней общеобразовательной школы. В ней сейчас трудятся педагогами шестеро моих учениц. Горжусь!
В библиотеках всегда были очереди, - вспоминает Амосова Л. В. из города Ярославль. – Летнее утро. Выхожу из дома. Рядом на своём крылечке сидит сосед дядя Лёша. В руках у него толстая книга. Заглядываю на обложку – Лев Толстой «Война и мир». Удивляюсь: я ещё только рассказы и сказки читаю, а он…
В послевоенные годы у большинства людей не было ни телевизоров, ни телефонов. Но были у большинства – КНИГИ. Мы жили интересно, много читали, общались, давали друг другу почитать понравившиеся литературные произведения, обсуждали жизнь героев.
На 13 – летие родители подарили мне книгу «Весна света» Михаила Пришвина с дарственной надписью - пожеланием здоровья и счастья. Я храню её до сих пор, как знак любви и памяти о моих родителях. Имея четырёхклассное образование, они умели ценить настоящее богатство.
А сколько радости было, когда я узнала, что жемчужина древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было найдено в Спасо-Преображенском
монастыре, моего родного города. В холодные зимы поздно вечером ищу на чистом небе Большую Медведицу и думаю о юной Наташе Ростовой из «Войны и мира», ведь ей столько же лет, сколько и мне тогда. И мне тоже хочется на первый в жизни бал, и я не чувствую холода, потому что в душе теплится радость ожидания чего – то большого и чистого, что может быть только в 15 лет.
Обидно, что многие современные дети предпочитают Книгам Интернет. А ведь самое ценное – не в компьютере, не в дорогих вещах. Самое важное – чувства добрые пробуждать в тех, кто рядом, расти духовно. Это, на мой взгляд, и есть здоровый образ жизни.
…Книгу люблю с раннего детства, - говорит Татьяна Васильева, писатель, из Москвы. – Мне посчастливилось родиться в столице, потому были доступны крупные библиотеки. Перечитала множество хороших и мудрых книг. До сих пор предпочитаю бумажную книгу электронной. В ней хороший дух и колорит.
Ни одного дня без книг, - пишет человек, проживший 80 лет – Козионова В. Д. из города Осинники Кемеровской области; - Чтобы не впадать в уныние и депрессию, читайте больше книг, газеты, журналы, слушайте хорошую музыку, декламируйте стихи, восхищайтесь красотой природы. Берите пример с меня.
Уверена, - продолжает Валентина Даниловна, - что я и сверстницы моих лет, уже бабушки и даже прабабушки, часто говорим своим взрослым детям, что нельзя малышам практически сутками играть в компьютерные игры, что это опасно для здоровья. В ответ же слышим: «Иначе ребёнок не будет знать компьютер! Он что, хуже других?». И взрослые суют в руки ребёнку 2-3 лет телефон - айфон и говорят: «Сиди тихо, играй, только не мешай!». Считают, что таким образом учат ребёнка жить в современном мире.
Конечно, родители дают образование, заботятся о здоровье, развивают занятиями в кружках. Но ведь воспитание идёт на собственном примере. А что видят дети? Спины своих родителей, сидящих перед компьютерами. Дети же недопустимо мало времени проводят на свежем воздухе. У них нет возможности познавать мир и себя. Родители порой не знают, как оторвать ребёнка от монитора, чтобы он хотя бы уроки сделал. И как быть?
Для этого надо самим выйти из сети, отключить все гаджеты. И вспомнить своё детство, свои игры. После работы, невзирая на усталость, пообщаться с подростком, погулять с ним, побеседовать, сходить в музей, на концерт. Наладить с ним отношения, понять его настроение и тревоги. Научить его гулять, играть, готовить уроки, помогать на огороде или на даче, поболтать перед сном и так далее Вот это есть нормальная жизнь, такая, какой она и должна быть!.
…Почему молодёжь перестала читать? – задаёт вопрос Соколова Татьяна Николаевна из города Павлово Нижегородской области. – Разве информация в Интернете о каком – либо художественном произведении может заменить само произведение, то есть подлинник?
Я училась в сельской школе и помню, как после уроков мы выстаивали очередь в библиотеку, чтобы взять нужную книгу. С каким упоением мы читали, а потом обсуждали «Коварство и любовь» Шиллера, «Ромео и Джульетту» Шекспира!
Я поддерживаю учителей и учёных, которые утверждают, что любовь к книге надо прививать с детства. Ибо, как сказал великий просветитель Дидро: « Человек перестаёт мыслить тогда, когда перестаёт читать!»
« Хочешь жить долго?» Вспомни песню из кинофильма «Семнадцать мгновений весны: «Не думай о секундах свысока!» Под таким девизом жили и живут, работали и работают наши легендарные нелегальные разведчики. Несмотря на постоянные психологические испытания, без которых разведчику не обойтись, неизбежное напряжение и почти всегда огромную ответственность, они живут долго. Приведу несколько примеров.
Вот что говорил легенда советской, российской научно – технической разведки Барковский Владимир Борисович, проживший более 90 лет, о долголетии разведчика. Приведу дословно его слова: «Разведка – эта такая сфера деятельности, которая здорово укрепляет память. В условиях экстрима, нервного напряжения, риска профессионал вытаскивает, выжимает из себя все силы и ресурсы. Иногда даже ему неведомые, скрытые. Если это удаётся, разведчик повышает класс. Его мозг постоянно работает, в действии: читает книги, разгадывает кроссворды, разную литературу. Когда тут стареть? Истязая себя мыслью, вы удлиняете собственную жизнь. И если уж добрались до каких – то возрастных вершин, то приобретённые и постоянно используемые интеллект, память, умение спокойно и точно анализировать продлевают ваше активное существование. До вечности далеко, а до 80 и дальше - вполне и вполне».
Борис Игнатьевич Гудзя – старейший чекист ушёл из жизни в возрасте 105 лет.
Александр Семёнович Феклисов – Герой Советского Союза, разведчик по атомной энергетике и Карибского кризиса, прожил 93 года.
Не могу не включить в список разведчиков – нелегалов , долгожителей – супругов: Михаила Исааковича и Елизавету Ивановну Мукасей. Михаил ушёл из жизни на 102 году, а его жена Елизавета ушла, когда ей было 97 лет.
Не дай Господь испытать столько, сколько выпало нелегалу, герою
России Алексею Михайловичу Козлову. Выданный предателем, он отсидел 2 года в тюрьмах Южно-Африканской Республики. В каждую пятницу из камеры смертников его водили на казнь, но судьба улыбнулась. Его обменяли. Через определённое время, снова нелегал - разведчик. Дожил до 80 лет.
Алексей Николаевич Ботян - разведчик - диверсант, а потом, после войны, нелегал, герой России, ставший одним из прообразов майора Вихря, спасшего Краков от разрушения в Великую Отечественную, по сей день пользуется глубочайшим уважением. В 2017 году исполнилось 100 лет и здравствует и ныне.
Геворк Андреевич Вартанян, Герой Советского Союза прожил 88 лет. Будучи нелегалом, он столько совершил: вот лишь небольшой эпизод – о предотвращении покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране – 1943 г. Он говорил: «Столько в жизни было всякого. Но мы не вспоминаем о плохом, мы его отбрасываем. Это не бодряческий оптимизм. Живём хорошим. Это тоже продлевает жизнь». Его, ныне здравствующей жене – Гоар Левоновне – тоже разведчица – 91 –й год.
Список можно продолжать: в 95 умер один из руководителей «Красной капеллы» Гуревич, месяца до этого возраста не хватило Громушкину, военная разведчица Троян дожила почти до 90.
Казалось бы, работа у шпионов тяжёлая, живут они в постоянном состоянии стресса. Несмотря на стрессы, они живут долго.
Как объяснить этот феномен? О том, что профессии, связанные с интеллектом и творчеством, помогают жить дольше, прекрасно знает известный геронтолог, профессор, член - корреспондент РАН Владимир Анисимов. Полученные нами данные говорят о том, что высокий интеллект и образование способствуют увеличению продолжительности жизни. Учёные выявили интересные закономерности. Например, общественное признание играет важную роль, поэтому дольше других живут нобелевские лауреаты / старше 90 лет из них каждый 6 –ой/ и академики / каждому 13 –ому из них за 90 лет/.
Смертность людей с высоким уровнем образования в 4 раза ниже, чем у малообразованных. Их биологический возраст / показатель реального «износа» организма/ тоже меньше, чем у сверстников, не получивших такого же образования. Мозг у них работает лучше, ведь без нагрузки, он стареет быстрее.
Послушайте мнение долгожителя: Как прожить дольше? Юлия
Ксюнина, который прожил 103 года и ещё живёт. Как говорит Юлий, про секрет долголетия не скажу – есть в этом тайна. Не зря же Господь каждому его собственный век отмеряет. А вот своими способами могу поделиться. Первый и, наверное, главный - ТРУДИТЬСЯ. Служил подводником. Капитан 1 - го ранга. Вышел в отставку и ни одного дня без работы. Не увлекался алкоголем и курением. Кушал свежие овощи и фрукты, выращенные на даче. ПИТАНИЕ – это второе. Третье, КНИГИ. Я очень много читаю и пишу мемуары.
«Если ты желаешь долго жить -- старайся быть хорошим человеком!» - так высказал ветеран Великой Отечественной войны – 97 летний Фёдор Данилович Коваль, подполковник медицинской службы и ещё работающий в этой сфере. Смысл жизни для меня в том, чтобы быть полезным обществу, людям, природе и земле матушке. Веду здоровый образ жизни: не курю, пью редко спиртное. Питаюсь умеренно, но ем, что хочу: кислое, солёное, горькое, сладкое. Мозг должен работать постоянно - много читаю. Я ещё верю в силу ауры, то есть симбиоз души и духа. Положительная аура даёт человеку хорошее самоощущение, работоспособность, ну и, наверное, долгую жизнь. Злоба, ярость, уныние, тоска, зависть -- эти чувства разрушающие!
Как отмечает научная медицина, главным фактором, влияющим на продолжительность жизни - ПСИХИКА. Все болезни начинаются с головы. Человек нервозный, злой своими эмоциями убивает в первую очередь себя. Есть известное библейское выражение – «дух животворит». Объяснение тому, почему немощные, но добрые, светлые люди доживают, несмотря на свои многочисленные недуги и болячки, до глубокой старости. Другой пример, верующие люди живут дольше, чем не верующие. Верующие нужны Богу и потому ОН никогда их не бросит.
Своё возмущение по поводу современного языка высказала Виноградова Е. А. из города Владимир; « Я люблю родной русский язык. Он не только « великий, могучий, правдивый и свободный», но ещё выразительный и богатый словами. Всегда слежу за тем, что и как говорю. Избегаю ненужных слов, люблю вставить образное выражение. И так обидно бывает за наш язык, когда слышишь убогую, невыразительную речь, да ещё с матом, которым грешат сейчас даже женщины.
Иногда слышу, как молодые люди идут по улице и громко бранятся. Делать им замечания бесполезно – не поймут, чего от них хотят. Ведь они привыкли общаться только на таком языке.
Проходила как – то мимо школы. Была тёплая погода. Ученики на перемене высыпали на улицу. Приближаясь к ним, я придержала шаг. Прислушалась. И – какой ужас! - услышала бранные слова из детских уст! А ведь, может быть, они только что вышли с урока литературы, где читали великих поэтов Пушкина или Лермонтова, где звучала прекрасная русская речь. Почему же между собой они говорят на другом, а не на русском, языке?
Мне 87 лет, - пишет Налимова Клавдия Павловна из Анапы Краснодарского края. – До пенсии преподавала русский язык. А теперь куда ни посмотри – на майках, штанах, на всём и везде иностранщина. Такое в наше, то есть в советское время не было. Так обидно сейчас за родной русский язык!
Действительно обидно за родной язык, - добавляет Черноштанов И. Ф. из города Оренбурга: - Прочитал в газете ЗОЖ заметку Клавдии Налимовой из г. Анапы в защиту родного русского языка и тоже решил высказаться. Мне, как и Клавдии, 87 лет. И половину из них я борюсь за чистоту языка, особенно последние 10 лет. Иностранщина на майках и штанах – это ещё терпимо, а как бороться с надписями аршинными чужими буквами везде и
повсюду?
В нашем областном центре три года назад построили огромный торговый супермаркет «Север». И снаружи, и внутри прекрасная отделка, всё блестит, идеальная чистота, этажи связаны между собой эскалаторами и лифтами. Пошёл полюбоваться им в первый раз и не понял: туда ли попал? Надписи сплошь на иностранных языках! Настроение резко упало, хоть поворачивай назад. Но вдруг на входе в один из торговых залов увидел надпись крупными русскими буквами: «Оренбургский пуховый платок» и как будто бальзам глотнул. Сердце забилось ровно и спокойно. Присел на диванчик и подумал: мне ни разу не приходилось бывать за границей, но уверен, что вряд ли в Лондоне, Париже или Вашингтоне можно увидеть столько вывесок с использованием русского языка, как у нас – с использованием иностранных… Очень обидно за русский родной язык.
…Когда исчезает народный язык – народа нет более!- писал великий педагог и учитель Ушинский.
Помните В. Маяковского: -
Да
Да будь я и негром преклонных годов,
И
и то, без уныния и лени,
Я
я русский бы выучил только за то,
Что
что им разговаривал Ленин!
Язык - это фундамент культуры любого народа, на котором поколение за поколением создают дом своей духовности. Разрушьте фундамент - и рухнет дом. Неудивительно, что многие страны имеют чёткую государственную политику по защите своего национального языка.
Пётр Великий строго выговаривал одному из своих послов: «В реляциях твоих употребляешь ты зело многие польские и другие иностранные слова и термины, за которыми самого дела выразуметь невозможно: того ради тебе впредь реляции свои к нам писать всё российским языком, не употребляя иностранных слов и терминов».
«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - писал Виссарион Белинский, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Ему вторил Тургенев: «Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Разрушение русского языка через натиск англо – американской лексики далеко не такое безобидное явление, как нам пытаются внушить. Языковая агрессия подмывает корни национальной культуры, меняет традиционные правила и ценности.
Вот и получается: сначала мы отказываемся от родного языка, потом - от отчества / в англо – американском нет слово «отчества»/, а в конце концов от Отечества. АИФ №13. 2019 г. стр. 24
Как сказал, современник и писатель Захар Прилепин: «Народы,
забывающие своих героев, получают взамен чужих героев,, а следом чужую мораль, ЧУЖОЙ ЯЗЫК и чужую душу. Вся мировая история состоит из таких примеров.
… Учёные считают, что самый простой способ привить ребёнку к чтению – читать ему вслух до тех пор, пока он не научится читать сам. Читать вместе с ребёнком, обсуждать прочитанное, объяснять непонятные слова и так далее. Важно также не перегружать ребёнка большим объёмом текста. 30 минут чтения в день вполне достаточно. Почему СССР был самый читающей страной в мире? Потому, что во многих семьях тогда царил культ чтения – в любой квартире на видном месте стояли книжные полки. Люди покупали книги, доставали, дарили. Одалживали друг другу почитать на вечер, на день. В библиотеках на книгу записывались на очередь. Не читающий ребёнок выглядел странно – сейчас так же странно выглядят дети без мобильных телефонов.
Поэтому родителям, прежде чем прививать ребёнку любовь к чтению, нужно самим полюбить читать, - так призывает Марина Степанова – профессор, город Москва.
Умение читать самостоятельно помогает ребёнку развивать память и воображение, учиться мыслить и формировать собственное мнение. Под влиянием прочитанного самостоятельно его речь становится более грамотной, яркой и образной, что способствует дальнейшей хорошей учёбе в школе. Вот почему многие родители хотят привить своему чаду интерес к чтению. Как можно раньше. Но как это сделать, чтобы процесс был увлекательным и без принуждения? На этот вопрос отвечает Ирина Антонова – логопед – психолог клиники «МЕДСИ г. Москвы;
Залогом успеха должен стать личный пример: если в семье много читают, шансы на то, что книги заинтересуют и ребёнка, достаточно высокие. Читайте ему вслух с пелёнок! И пусть это станет вашей общей привычкой и потребностью, своеобразным ритуалом. Чтение успокаивает ребёнка, помогает переключить его внимание и развеселить, когда капризничает. И удивительным образом сближает.
Отведите для посиделок с малышом за книгой уютное светлое местечко, и пусть он наслаждается вашим голосом, наблюдает за выражением лица и ловит интонации голоса. Важно на это время выключить все посторонние источники звука - телевизор, радио, шумные бытовые приборы.
Совсем крохам декламируйте стихи – они их очень любят! Гармонией и напевностью рифмованные строки действуют на младенцев умиротворяюще.
Детям постарше читайте книжки с картинками, на котором можно увидеть то, о чём идёт речь в сказке или рассказе. Рассматривайте героев, обсуждайте их действия и поступки.
Со временем у малыша появятся первые любимые книжки, которые он будет множество раз с вашей помощью «перечитывать». И это хорошо – ведь чем чаще он будет слушать ту или иную сказку, тем быстрее научится пересказывать услышанное. Затем ребёнок самостоятельно листать понравившуюся книгу, рассматривая картинки и подражая вашей манере чтение – сначала лепеча что – то мало разборчивое, а затем чётко проговаривая отдельные слова и целые предложения. Но важно не переусердствовать - если малыш не желает слушать, а хочет поиграть, отложите чтение на более подходящее время.
В заключение скажу, что научить ребёнка рано читать самостоятельно ещё не значит привить ему интерес к книгам. Научившись читать, малыши в большинстве своём делают это чисто механически, не вдаваясь в смысл прочитанного. Поэтому они не в состоянии понять и тем более пересказать сюжет. В таком случае чтение может превратиться для них в нелюбимое и даже ненавистное задание. Когда же книгу им сначала читают взрослые, дети сосредотачиваются не на узнавании букв и не на сложении слогов в слова, погружается в мир фантазии и воображения.
Если семья читающая, то и проблем нет, - говорит Татьяна Жукова. – Ведь главное показать ребёнку пример, тогда и он станет повторять за мамой с папой. Что делать, когда взрослые не берут в руки книги, как их мотивировать? Я бы предложила рекламировать книги, как вкусно рекламируют колбасу. Нужно возрождать традиции семейного чтения. Ни один планшет, ни телевизор не обнимет, как мама. В будущем будут цениться не внешние факторы, такие как нефть, газ, а внутренние: мысль, интеллект. Многие функции передадут машинам, а человек будет заниматься творчеством. Тем, кого сегодня не научат творческому чтению, будет трудно и сложно. Чтобы дети стали Своё возмущение по поводу современного языка высказала Виноградова Е. А. из города Владимир; « Я люблю родной русский язык. Он не только « великий, могучий, правдивый и свободный», но ещё выразительный и богатый словами. Всегда слежу за тем, что и как говорю. Избегаю ненужных слов, люблю вставить образное выражение. И так обидно бывает за наш язык, когда слышишь убогую, невыразительную речь, да ещё с матом, которым грешат сейчас даже женщины.
Иногда слышу, как молодые люди идут по улице и громко бранятся. Делать им замечания бесполезно – не поймут, чего от них хотят. Ведь они привыкли общаться только на таком языке.
Проходила как – то мимо школы. Была тёплая погода. Ученики на перемене высыпали на улицу. Приближаясь к ним, я придержала шаг. Прислушалась. И – какой ужас! - услышала бранные слова из детских уст! А ведь, может быть, они только что вышли с урока литературы, где читали великих поэтов Пушкина или Лермонтова, где звучала прекрасная русская речь. Почему же между собой они говорят на другом, а не на русском, языке?
Мне 87 лет, - пишет Налимова Клавдия Павловна из Анапы Краснодарского края. – До пенсии преподавала русский язык. А теперь куда ни посмотри – на майках, штанах, на всём и везде иностранщина. Такое в наше, то есть в советское время не было. Так обидно сейчас за родной русский язык!
Действительно обидно за родной язык, - добавляет Черноштанов И. Ф. из города Оренбурга: - Прочитал в газете ЗОЖ заметку Клавдии Налимовой из г. Анапы в защиту родного русского языка и тоже решил высказаться. Мне, как и Клавдии, 87 лет. И половину из них я борюсь за чистоту языка, особенно последние 10 лет. Иностранщина на майках и штанах – это ещё терпимо, а как бороться с надписями аршинными чужими буквами везде и
повсюду?
В нашем областном центре три года назад построили огромный торговый супермаркет «Север». И снаружи, и внутри прекрасная отделка, всё блестит, идеальная чистота, этажи связаны между собой эскалаторами и лифтами. Пошёл полюбоваться им в первый раз и не понял: туда ли попал? Надписи сплошь на иностранных языках! Настроение резко упало, хоть поворачивай назад. Но вдруг на входе в один из торговых залов увидел надпись крупными русскими буквами: «Оренбургский пуховый платок» и как будто бальзам глотнул. Сердце забилось ровно и спокойно. Присел на диванчик и подумал: мне ни разу не приходилось бывать за границей, но уверен, что вряд ли в Лондоне, Париже или Вашингтоне можно увидеть столько вывесок с использованием русского языка, как у нас – с использованием иностранных… Очень обидно за русский родной язык.
…Когда исчезает народный язык – народа нет более!- писал великий педагог и учитель Ушинский.
Продолжение будет
Свидетельство о публикации №223052101028