Глава - 6. Демидовы на Урале

         http://proza.ru/2023/04/24/373


         6.1. Невьянский завод. Подготовка к отъезду

         Указ о передаче Невьянского завода Никите Демидову был издан 5 марта 1702 года, и сразу начальник Сибирского приказа А.А. Виниус прописал, что необходимо на заводе лить пушки и фузеи, на основе чего была составлена в приказе «память», где предписывалось отлить двести пушек по сорок штук пяти различных калибров. Из них по десять штук отправить в Москву и доставить их по полой воде к Москве, остальные в Тобольск. А также сделать десять мортир, тысячу фузей и сто пудов кровельного железа.

         – Значится будет так, - Никита Демидович поднял голову и обвёл тяжёлым взором сидящих за столом перед ним сына и своего приказчика Емельяна Ксенофонтова, - Готовим людей работных и продолжаем партиями отправлять на Урал. Чтоб без задержки комплектовать завод, дабы потом не бегать с протянутой рукой в поисках специалистов. Уразумели!

         – Емельян, поедешь вперёд всех принимать завод. Всё мне проверить, посмотреть, что работает, что нет, всё посчитать под запись. Мне прислать письмом как дело идёт. Первой партией и в путь. С тобой поедут двадцать мастеров с семьями. Всё понятно?

         – Никита Демидыч, а пушечных дел, да доменного мастеров кого брать с собой?

         – Вот недослушаешь, Емельян, всё торопишься! – Никита пристукнул ладошкой по столу, - Возьмёшь Степана Баташева на отливку пушек, бомб и ядер, он «может лить всякие пушки по чертежам и размер пушечный знает», а на строительство второй домны заберёшь Степана Трегубова, ох он тоже больно «искусен к строению домен и в литье пушек, бомб, ядер и гранат по чертежам и образцам». Но отправь их с мастерами, которые едут на соседний Каменский завод. Доедут с ними, ничего не случится, там потом встретишь их по приезду.

         – Хорошо, Никита Демидыч, оклад – то какой положишь мастерам?

         – Хороший вопрос! Давай значит пушечному мастеру положу сорок пять рублей, а доменному – сорок.

         Никита почесал в раздумье бороду, - Поедите до Казани водой на струге, а от неё глухоманью пойдёте сухим путём до завода на сорока подводах.

         – Акинфий, ты теперь уши – то раскрывай! Все дела по отправке нужно через Сибирский приказ согласовать с Государем о подорожной, да о предоставлении нам гребцов, лошадей, подводы для переезда, плотников не забудь, землекопов из местных сибирских на завод попросить. Сто – двести человек не меньше – то понадобится сразу!

         – Сделаю, батюшка, всё как сказал и выполню!

         – Мы с тобой к осени, я думаю, выдвинемся вслед, здесь дела закроем.
Емельян Ксенофонтов прибыл в Верхотурье второго мая, а тринадцатого приступил к приемке завода. Тот был на ходу, но за недостатком угля домна стояла.

         Продолжение следует. http://proza.ru/2023/06/07/203
         Книга опубликована в Литресе.


Рецензии
Ох, тяжко пришлось Никите Демидову поначалу!
Не успел ещё прибыть, а уже приказ получил: "отлить двести пушек по сорок штук пяти различных калибров. Из них по десять штук отправить в Москву и доставить их по полой воде к Москве, остальные в Тобольск. А также сделать десять мортир, тысячу фузей и сто пудов кровельного железа".
И представить трудно!! В диалоге видны эти трудности, но не все. а учесть надо было ВСЁ!
И видна решительность Никиты! Ох, как читатель сочувствует ему!
С уважением и теплом,

Элла Лякишева   24.05.2023 12:48     Заявить о нарушении
Элла Евгеньевна, как Вы правы! Как представлю, что собой представлял Урал тогда, сейчас-то по сторонам медвежьи углы! Люди дела...! С уважением - АВС.

Александр Смольников   24.05.2023 16:24   Заявить о нарушении